Вопросы и ответы
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Для тех, кто действительно хочет познать нечто новое, важно понимать, что его собственная система понятий, скорее всего, имеет неверные или искажённые представления о реальности. Иначе диалог вырождается в спор, бессмысленный и беспощадный. Диалог в описанной ситуации возможен, когда у одного есть запрос познать нечто новое, а у другого есть, что по этому поводу сказать.
Конкретный пример. Разговаривая с ортодоксальными христианами, часто натыкаешься на вопросы в лоб, вроде “но ты ведь признаёшь, что Христос – Бог, или ты это отрицаешь? Да или нет?”
Ответить на этот вопрос односложно невозможно. Потому что для этого нужно перетряхивать всю систему представлений и выяснять, что означают слова “Христос – это Бог”. В Евангелиях Иисус везде подчёркивает, что он – Сын Божий. Это не то же самое, что Бог. Человек, будучи заключён в телесную оболочку, не может быть равен Богу. Апологеты христианства придумали классный ход, они говорят: “не нашим умом понять такое, поэтому в это нужно просто верить”. Credo quia absurdum. Но это прямая дорога к психиатру. Если нечто преподносится как вещь, принципиально непостижимая для ума, то нечего и огород городить вокруг этой формулы. Тогда её нужно оставить в качестве мантры и на этом поставить точку, а не писать горы богословских трактатов. Если же об этом спрашивать всерьёз, нужно понимать, какие трактовки фразы “Христос есть Бог” возможны, а не требовать непременного “да или нет” на вопрос, абсурдности которого не видит спрашивающий и не желает признать отвечающий.
Проблема, которая стоит за подобными недопониманиями, называется “жёсткость ума”. Структура ума инертна, и её изменение требует времени. Привычное даёт комфорт, и тут приходится выбирать, что нужнее – комфорт или новое. Хотя и необходимость в новом тоже, нужно признать, редкость. Больше всего люди озабочены значимостью собственного эго, и это является ведущим мотивом и подспудным содержанием большинства диалогов.
|
</> |