Вопрос к режиссёру Н.С. Михалкову

топ 100 блогов Степан Суханов — 15.05.2011

Посмотрел накануне праздника Дня Великой Победы фильм Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем – 2. Цитадель». Хочу высказать своё мнение, своё впечатление по этому поводу сразу автору этой картины Н.С. Михалкову.

Постараюсь быть объективным и последовательным. (Хотя мне кажется, что все посты (высказывания и комментарии) в интернете по поводу Вашего творчества Вы считаете минимум предвзятой субьективщиной). Начну с хорошего : По сравнению с «Предстоянием» фильм «Цитадель» лучше. И хоть, как Вы говорили Никита Сергеевич, что снимали их вместе, «одним залпом» - всё равно, в силу качества сценария и удачности монтажа «Цитадель» превосходит предыдущую картину в несколько раз. В «Предстоянии» мне не запомнилось практически ничего, кроме фрагментов с участием актёра Евгения Миронова ( там я увидел хорошую игру хорошего актёра. так сказать игру «на чистом сливочном масле» ). А если вспомнить Вашу картину «12» не так давно прошедшую на экранах ( мы все знаем, что эта картина – адаптация под нашу российскую реальность американской картины «Двенадцать разгневанных мужчин» ) - то эта картина действительно очень хорошая, так как этот жанр я бы назвал «актёрское кино», где собраны талантливые актёры со своей индивидуальностью и с ними разобраны и сделаны прекрасные сцены, которые собраны в один замечательный фильм. Из этого я делаю вывод, что именно «АКТЁРСКОЕ КИНО» - «Ваш конёк»… :- )) Это подтверждается и более ранними Вашими картинами, такими как Вашей дипломной работой «Свой среди чужих. Чужой среди своих» ( там понятно – свежие знания, полученные сразу после окончания института кинематографистов плюс Ваш талант, подкреплённый «сгустком молодости, гормонов и решительным желанием заявить о себе»), «Неоконченная пьеса для механического пианино» ( там Вам огромную помощь оказал сам материал, автор – А.П. Чехов ).

      Но вернёмся к «Цитадели», а точнее к «нашим Марусям»… И тут, как Вы уже наверное догадались, поскольку человек проницательный, речь пойдёт не о самом хорошем… Да, каждое искусство - это всё равно условность. Но и условность тоже имеет свои рамки ( в зависимости в каком виде искусства эта условность присутствует ). Если это жанр сказки, фэнтези, то да – там границы условности очень широки. Но если мы имеем дело с эпической драмой (я думаю что к этому жанру Ваша «Цитадель» и относится тем более, что вся эта история, хоть и вымысел, но проходит во времена исторически реальные, во время Великой Отечественной войны и где присутствуют реальные исторические фигуры, такие как И.В. Сталин ), то уж извините, здесь рамки условности ой как ограниченны. Зритель прекрасно помнит Вашу Марусю из первых «Утомлённых солнцем» 1995 года. Это была обаятельная, кроткая, женственная послушница-жена, которую сыграла Ингеборга Дапкунайте. И в головах, в памяти зрителей очень отчётливо и прочно засел этот «файл», что ИМЕННО ТАКАЯ КРОТКАЯ, ЖЕНСТВЕННАЯ ПОСЛУШНАЯ ЖЕНА КАК ИНГЕБОРГА ДАПКУНАЙТЕ И ЕСТЬ СУПРУГА КОМДИВА КОТОВА. Во время сцены возвращения Котова домой вместе с Митей Арсентьевым и видя, как неплохо в принципе решена эта сама сцена, я поймал себя на мысли : «Ах, во сколько бы раз сильнее прозвучала бы эта сцена, если бы Марусю играла Дапкунайте !...» Но я видел на экране совсем другую, чужую «техническую фурию», которая к предыдущей истории даже пусть и условно, не имеет никакого отношения… В общем она оказалась как это говорят «не из вашего муравейника». И не из-за того, что Толстоганова уступает в таланте Ингеборге, нет ! А именно из-за того самого «файла», который засел в моей голове ещё тогда, в 1995-м. Мы знаем Вашу историю с Ингеборгой. Знаем почему Вы решили взять и заменить её на другую актрису… Но признайтесь, что Вами двигали тогда ВАШИ АМБИЦИИ и они вышли на первый план, а ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ немного потеснились. И в этом, как это ни печально, Вы проиграли… На мой взгляд, перед настоящим художником ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ должны быть как константа, априори стоять всегда на первом месте, не взирая ни на какие жизненные неурядицы и разногласия.

       Но вернёмся к самому фильму… Да, хоть и с большой натяжкой, но я могу допустить, что зная по источникам о личности Сталина, о его ОЧЕНЬ НЕПРОСТОМ ХАРАКТЕРЕ, подёрнутым параноей, он (в рамках вымысла фильма ! ), может так поступить и, не взирая на то, что этот самый комдив Котов, когда-то в порыве отчаянного бессилия «перед вышестоящим столпом» макает его лицом в торт, позволить «дать понять, что якобы простил его» и поручить ему ответственнейшее задание от которого возможно зависит дальнейший ход войны, такое как взятие вражеской Цитадели. Ну, и заключая свой пост, хочу сказать следующее : Никита Сергеевич, не воспринимайте всё выше напечатанное, как досужее критиканство. Просто хочется, чтобы Вы прислушивались к мнению небезразличного к Вашему творчеству зрителя и делали для себя ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ !... :-)) P.S. Чтобы Вы ещё лучше делали Ваше кино и радовали нас своим творчеством - хочу ещё раз напомнить Вам о таких фразах как «Актёрское кино – «Ваш конёк» и «Константа первого места для Художника - Замысел и Воплощение» !...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Посмотрел еще два фильма по сценариям Луцика и Саморядова - "Савой" (1990) и "Дети чугунных богов" (1993). Вместе с "Дюба-дюба" (1992) и "Окраиной (1998) получился целый мини-сериал про наш мини-постапокалипсис 90-х. «Несмирившийся» или еще лучше "Как закалялась сталь". Луцик и ...
В преддверии важнейшей встречи мировых лидеров - на саммите "Большой двадцатки" в Австралии - тема расследования гибели пассажиров того рейса более чем актуальна. Кадр говорит в пользу той версии, которая на Западе почти не звучала. В распоряжении Первого канала оказался сенсационн ...
Как мало в наши дни светлого и радостного, но если уж случилось что то хорошее, надо им делиться
Встала без десяти семь. В семь разбудила Марту. Лола радостно скакала рядом. Лола решила, что мы идем гулять. Марта спустилась со мной на первый этаж. Лола осталась в квартире, очень жалобно билась в дверь. Я пошла на площадь Испании на автобус. Марта отправилась спать. Автобус дошел до ...
Список только последних покращень... Изменения в ЖКХ законодательстве, вводящего пени, и главное разрешение плевать на конституцию не только разнообразным силовикам, а и сотрудникам разнообразных контор, например на неприкосновенность жилища. Закон о банкротстве позволяющий ...