Волонтерство как феномен
leonwolf — 01.10.2010Пока летел, отвечал на вопросы одного столичного СМИ о
волонтерском движении. Я так понимаю, что мои ответы войдут в виде
какой-то выжимки-нарезки в большой обзорный материал, и целиком их
никто не прочитает. Поэтому решил привести полный текст
мини-интервью здесь:
1. В чем на Ваш взгляд, основные причины неразвитости
волонтерского движения в России?
Буду предельно банален: надо посмотреть на вечную пирамиду Маслоу.
Волонтерская активность, как правило, начинается все-таки на
достаточно высоких ее уровнях, когда свои базовые потребности
человек уже успешно удовлетворил. Процент таких людей у нас гораздо
ниже, чем на Западе - отсюда и волонтеров меньше. Зато у нас
процветает не волонтерство даже, а "подвижничество", когда человек
"отдает последнюю рубаху", помогает другим в той ситуации, когда,
может быть, сам не меньше нуждается в помощи.
2. Почему власть у нас часто воспринимает активность
неполитических волонтеров как политически ангажированную или чуть
ли не экстремистскую?
Потому что власть не для того долгих 10 лет выращивала систему, в
которой балом правит серость, каждый сверчок знает свой шесток и
каждый гражданин четко усвоил правило "моя хата с краю" или "от
меня все равно ничего не зависит" - не для того, чтобы ставить эту
систему, которая ей дает возможность успешно сидеть на трубе, в
зависимость от каких-то там гражданских движений. Ведь гражданские
движения дают мощнейший опыт в духе Yes We Can, который ничем
уже потом не перешибить. Когда человек глотнул такого успеха, ему
хочется ещё и ещё. И он начинает понимать, что от него тоже что-то
зависит в этом мире. Крамольная мысль: и власть тоже
зависит!
3. Могут ли неполитические общественные движения в России
работать с представителями власти конструктивно, не становясь при
этом часть "вертикали власти"? Есть ли примеры, как это должно быть
в идеале?
Нет, такое сотрудничество может быть только краткосрочным,
тактическим. В стратегическом плане движения подобного рода власти
принципиально не нужны (см. предыдущий ответ), и этим
закладывается базовое противоречие, которое рано или поздно
прорвется наружу.
4. Какие социальные группы, в основном, представлены в
российском волонтерском движении? Есть ли у нас различия в
"социальном портрете" волонтера с Западом?
Через те или иные волонтерские активности проходит каждый молодой
американец, почти каждый молодой европеец - о каком типичном
портрете может идти речь? А в нашей стране, напротив, волонтерские
активности крайне фрагментарны, и объединяют очень разных, в
значительной степени случайных людей - о каком типичном портрете
тогда, опять же, можно говорить? В тех волонтерских
движениях, которые я вижу вокруг себя - молодежь, айтишники,
студенты-аспиранты, немного малого бизнеса, чуть-чуть - городской
интеллигенции среднего возраста. Половой состав - равномерный. Но
мне кажется, что отвечая на этот вопрос таким образом, я
уподобляюсь слепцу, который ощупывает ногу слона, и делает вывод о
том, что слон похож на столб. Потому что где-то в другом месте
(может быть, совсем близко), собрались и работают
совсем другие волонтеры.
5. Могут ли быть в принципе полезны для развития страны
волонтеры, созданные под эгидой власти (например, "Наши")?
Да, могут. Если все они пойдут и убьются об стену, то генофонд
страны в целом значительно улучшится.
|
</> |