Волки Ч.1
trim_c — 26.07.2020 Теги: ПорошенкоВ чем суть судебной реформы Порошенко?
Стоит отдать должное умению Петра Алексеевича держать форму. В этом, собственно, и заключается сила самого экс-президента, и всего, что происходило со страной в период его каденции. Европа, в поддержке которой Порошенко (неосторожно пообещавший стране закончить войну за два месяца) катастрофически нуждался, требовала соблюдения стандартов. Правоохранительная и судебная система во время Революции Достоинства автоматически ставшие на защиту режима стали ключевыми точками для реформ новой постмайданной власти.
И если в силовой вертикали на первую строчку рейтинга европейских преобразований вывели бренд новой полиции (предусмотрительно затенив «достижения» генпрокурора Луценко), то происходящее в судебной системе изначально не получило достаточно широкой огласки. Тем не менее именно в этой точке сосредоточена реальная перспектива страны, без которой ни одна реформа не имеет смысла. Потому что можно надеть какую угодно форму — хоть с крылышками, провести «сто пиццот» экономических реформ и децентрализаций, но без гарантированного права гражданина на справедливый суд демократического государства не построить.
Судебная система, по мнению реформаторов (реформу курировал заместитель главы АП Алексей Филатов), подлежала полной перезагрузке. Это стало альтернативой «увольнения в один день всех судей» как того требовали многие политики и активисты. Хотя ни одна из 52 стран Совета Европы не проходила столь масштабного преобразования и чистки судебной системы, начавшейся в Украине 2015-м году. В 2016-м на уровне Конституции из кадровой процедуры назначения увольнения судей были исключены парламент и президент. В 2017-м президент издал указ о ликвидации всех местных и апелляционных судов и создании новых. Оптимизированных.
Как работала судебная система до начала реформы?
«Ранее все связанное с назначением и увольнением судей было абсолютно закрытым кулуарным процессом, — рассказывает о дореформенном состоянии судебной системы один из высокопоставленных чиновников того времени. — Никаких публикаций в отношении вакансий не было. Назначаясь в первый раз и после пяти испытательных лет на бессрочно, нужно было идти на поклон в Высшую квалификационную комиссию, потом бежать в АП… И только в рамках кабинетных процедур можно было получить место в том же престижном Печерском суде. За 100 000 долларов. Но это мелочи в сравнении с председателем, например, крымской апелляции, который стоил 7 миллионов долларов или административной во Львове — за 3 миллиона долларов».
«Конечно, на судью в национальной школе судей могли учиться все желающие, предварительно сдавшие экзамен. Однако реально в обойму попадали только члены кланов или династий. Сначала по родственной линии — дети, братья, племянники, потом по связям — любовницы, друзья детства и прочие. Безусловно, была часть людей, которые долго работали в суде и получили какое-то профессиональное доверие. Прошли весь путь и кто-то в какой-то момент им по-человечески подставил плечо, чтобы они стали судьями. Но это очень маленький процент. И в любом случае судьи — это особая среда, где все свои и все преданные», — добавляет судья-изобличитель Октябрьского районного суда Полтавы Лариса Гольник, подвергнувшаяся нападению в 2017-м году.
Зачем Высшая квалификационная комиссия судей получила драконовские полномочия?
Взорвать эту «особую среду» была призвана новая ВККС. В результате Высшая квалификационная комиссия судей, выделенная в отдельную структуру еще при Януковиче, при Порошенко получила драконовские полномочия и такую же нагрузку. Наряду с Высшим советом правосудия комиссия стала одним из ключевых органов судейского самоуправления. Как «кадровому агентству» ВККС предстояло пропустить через себя девять тысяч судей (минус 400 крымчан), отсечь гнилое и открыть шлюз в систему для молодых судей.
Комиссия — коллегиальный орган, где из 16 человек половина избираются судьями на съезде судей Украины, по два — съездами адвокатов и юристов-ученых, плюс двое — Государственной судебной администрацией, за которой в системе судоустройства все финансы. Ну, и финальную двойку в комиссию делегирует уполномоченный ВР по правам человека. То есть 12 членов комиссии избираются съездами коллегиально, и четыре — единолично. Это важно в контексте дальнейшего развития событий.
Помимо квалификационного оценивания ВККС должна была провести конкурсы в новый Верховный суд, Антикоррупционный суд, а также в суд по вопросам интеллектуальной собственности. Для того чтобы сбалансировать нагрузку и полномочия, все дисциплинарные дела были переданы в Высший совет судей. В законе о ВККС была выписана процедура очистки системы — квалификационное оценивание на соответствие занимаемой должности и проведение конкурсов на замещение вакансий в уже существующих и новых судах.
Речь о профессиональном и психологическом тестах, практическом задании и, главное, — собеседовании с кандидатом по итогам изучения судейского досье. Последнее — неоспоримая фишка реформы. Сегодня на сайте комиссии размещено более миллиона страниц досье на тысячи судей. Досье включает подробную информацию о судье. Три декларации (в том числе доходы), родственные связи и декларацию добропорядочности, а также статистику, качественные показатели рассмотрения дел, заключение Общественного совета добропорядочности и пр.
Общественный совет добропорядочности заработал при комиссии на самом старте реформы. Туда вошли представители более 15 общественных организаций. Постреволюционная атмосфера была, мягко говоря, накалена. Но «мусорная люстрация» в том числе и судей, не слишком сильно осуждаемая еще не пришедшими в себя после Майдана СМИ, окончательно обесценила судебную систему.
Почему из системы за несколько месяцев ушли почти две тысячи судей?
«В 2015 году при первичном оценивании мы отработали всего 364 человека, — рассказывает один из бывших членов ВССК. — По очень простой процедуре, в которой было всего две вещи: справка НАБУ и трансляция собеседования в прямом эфире. До полноценного досье мы тогда еще не доросли. И уже тогда у системы был шок.
В течение нескольких месяцев по собственному желанию уволились около 1 600 судей. В том числе и костяк. По разным причинам. Большая часть банально испугалась открытости. Часть, имея определенный стаж, рассчитывала на льготы при увольнении. Были и компетентные судьи, которые просто устали от угроз и давления.
И надо признать, тогда мы просто разрешили людям уйти. Без публичной казни и сэкономив финансы, чтобы они потом не пошли в Европейский суд по правам человека. Можно ли было снова привлечь профессионалов? Можно. В той же Европе в некоторых странах есть закон, который при кадровом голоде позволяет им вернуться в систему».
Однако основной вопрос в том, в какую систему сегодня могли бы вернуться ушедшие в 2015-м.
В какой момент реформы форма подменила ее содержание
«Самое печальное, что уволившиеся из системы в 2015 году не слишком чистоплотные коллеги сегодня очень жалеют о своем поступке, — продолжает Лариса Гольник. — Несмотря на ряд конкретных плюсов реформы, система не изменилась. К сожалению, в какой-то момент форма полностью заменила содержание. Стало абсолютно очевидно, что чья-то рука вмешивается в процесс и корректирует ситуацию. В реформу вмешалась политика. Но это моя субъективная точка зрения.
Не были четко установлены критерии отбора в судьи Верховного суда. Да и во всем квалификационном оценивании тоже. Добропорядочность определялась по психологическому тестированию. Кому-то занижали бал, как, к примеру, моему коллеге из Черкасс, который выступил изобличителем. Его понизили в рейтинге добропорядочности. Кого-то наоборот, по неизвестным причинам повышали.
Одно НАБУ эту историю не потянет. У таких, как Струков (экс глава Октябрьского районного суда Полтавы, с которым Лариса Гольник после разоблачения в коррупции бывшего мэра Полтавы Александра Мамая пребывает в длительном судебном процессе. — И.В.) чуйка на деньги. Они работают осторожно и квалифицированно. Конверты с вознаграждением проходят через несколько рук. И они знают, как это сделать. Вопрос о добропорядочности судьи точно не может решаться путем автоматического заполнения анкеты с таким же автоматическим «да» в нужных графах. Должен включиться реальный, а не формальный механизм соотношения доходов с расходами, со стилем жизни и прочим. Здесь соответствующие задачи стоят перед Национальным агентством предотвращения коррупции (НАПК)», — заключила судья.
Почему судьи до сих пор могут переписывать активы на родственников?
Здесь мы определенно достигли точки, когда становится понятно, почему можно тридцать лет независимости реформировать судебную систему, но так и «не взлететь». Для того чтобы НАПК выполнила поставленные перед ней задачи и соотнесла доходы с качеством жизни судьи, свои задачи прежде всего должен выполнить законодатель. До сих пор разрешающий судьям, государственным чиновникам и политикам записывать свои активы на родственников. Конечно же не проживающих с ними, а значит и не обязанных декларировать свои доходы и расходы.
«Таким образом под тысячами приглаженных личных досье судей во многих случаях оказался далекий от реальности вакуум, — добавляет бывший участник Общественного совета добропорядочности при ВККС. — Имея на руках расследования журналистов мы не находили подтверждения очевидным вещам в декларациях кандидатов. Их браки оперативно становились фиктивными, а досье — идеальными. При этом сложилось впечатление, что есть люди с преференциями, а есть — без. То есть свои для правящего политического класса и чужие. Через какое-то время члены общественного совета начали говорить, что конкурс подменили и мы вообще перестали понимать, каким образом осуществляется отбор и почему при идентичных вводных в конкурсе побеждает и становится судьей тот или иной человек. Это никому не поясняли. Закон не предполагает ни пояснений, ни обжалования».
(Продолжение следует)
Оставить комментарий
Популярные посты:
- Дело Порошенко. Как у экс-президента Украины не забрали загранпаспорт и в чем его обвиняют Би-би-си Русская служба
- В Германии осуждают преследование Петра Порошенко Газета.Ru
- Комментарий: Зеленский и Порошенко необходимы друг другу DW НА РУССКОМ
- Депутат Рады заявил, что Порошенко готовит 'кровавый' переворот РИА НОВОСТИ
- В Киеве судят Порошенко по одному из открытых против него дел ИА REGNUM
- Посмотреть в приложении "Google Новости"
- Порошенко обвинили в незаконном получении трех миллиардов долларов Lenta.ru
- Зеленского загоняют в угол свежим "делом Порошенко" Независимая газета
- Партия Порошенко назвала заявление о взятке европейскому чиновнику фейком РИА НОВОСТИ
- Бывший соратник Порошенко обнародовал компромат на экс-президента Украины ИА REGNUM
- Порошенко захватил власть в 2014 году и пытается сделать это снова — Жвания (ВИДЕО) Деловой портал DELO.UA
- Посмотреть в приложении "Google Новости"