Воланд и Бог
crianza — 08.01.2012
Оля Бакушинская в замечательной книжке «Полеты божьей коровки» принимается обсуждать с отцом Эдуардом «Мастера и Маргариту» - и вдруг объявляет, что в этом романе сатана сильнее Бога.
Это распространенная иллюзия, но на самом деле в романе Булгакова ни в одной строке это не утверждается.
Это роман про Москву 30-х, место и время, где люди от Бога радостно, гордо и полностью отказались. По доброй воле - просто так им показалось удобнее. (Напомню, роман начинается с обсуждения той новости, что в Москве все атеисты).
Именно потому, что все отказались от Бога - Варенуха, Римский, Босой, Аннушка, Лиходеев, Наташа - список можно продолжать долго - Воланд волен бесчинствовать в Москве 30-х. Для Булгакова это был очень важный момент, он наверняка был уверен, что это читается. (В то же время это эволюция плутовского романа: все грешники находятся в юрисдикции сатаны, и ими могут распоряжаться обаятельные бесы - Остап Бендер вот тоже с изумительной легкостью щелкает мелких грешников).
Там вообще очень тонкие отношения между Богом и сатаной: те люди, кто хочет быть с Богом или хотя бы склонен к этому, подвластны Богу, кто не хочет - ну, о’кей; что ж Бог поделает, если с ним быть не хотят. В конце концов, раз в год этим людям будет позволено выходить из камина и купаться в коньяке, а некоторые даже смогут целую вечность летать на свиньях. Это как раз вопрос выбора. Вот Берлиоз по доброй воле выбрал небытие после смерти - и получил небытие. А гости на балу любили жизнь на земле и любили распутничать, вот раз в год и живут, купаются в коньяке, - а потом снова в камин, или на борова. Каждому воздается по вере его.
Думать, что Бога там нет - значит очень невнимательно читать книгу. Бог там есть. Он может попросить Воланда о чем угодно, - мягко, но на самом деле с интонацией «того хотят там, где исполнить властны то, что хотят». А вот Воланд вряд ли может о чем-то просить Бога (не может в том числе потому, что исключительно горд; опять же вопрос выбора, и этот выбор закрывает ему возможность обратиться в вышестоящие инстанции).
В конце концов, и демоны, принципиально отказавшиеся от Бога, оказываются очень печальны. С Коровьева в финале слетает наносной образ, и он становится мрачнейшим рыцарем (хотя он свой счет оплатил и закрыл, - все равно радоваться нечему), Бегемот - тихим юношей-пажом. И так далее: в настоящем облике никто больше не весел. Даже Наташа, став ведьмой, первое, что испытывает - укол тоски.
Мне просто хочется восстановить справедливость по отношению к книге, которую я очень люблю и которую очень хорошо знаю. Возможно, Булгаков прописал всё это слишком тонко.
Полная загрузка станков: где искать выгодные заказы на механическую обработку металла
Вода, солнце и война
Воскресные коты
Ноф а-Галиль
Как и за что нас полюбят...
Травматологи дали совет, как безопасно передвигаться в гололёд
Фраппирован
С леди так не обращаются / No Way to Treat a Lady, США, 1968
ОБМАНУЛИ!)

