
Вокзал станции Императорский павильон


На рубеже XIX-ХХ веков из Петербурга в Царское село была проложена специальная Императорская ветка царскосельской железной дороги. Начиналась она у Императорского павильона Витебского железнодорожного вокзала, шла параллельно основной железной дороге и только после Средней Рогатки отклонялась вправо в направлении села Кузьмино. Движение по этой ветке открылось в 1902 году. По ней в Царское Село отправлялись члены Императорской фамилии и представители иностранных держав.

В 1912 году по проекту архитектора В. А. Покровского был сооружен новый "Императорский павильон" (Царский вокзал). Он был выстроен в том же “неорусском” стиле, что и постройки Федоровского городка, Ратная палата и казармы Собственного Его Величества Конвоя. Вход в павильон был оформлен в виде парадного крыльца с шатром на четырех бочковидных столбах. Пологие пандусы позволяли въезжать под своды крыльца каретам и автомобилям. Два ряда стилизованных килевидных кокошников, расположенных "вперебежку", образовывали переход от кубического объема крыльца к высокому двенадцатигранному шатру, увенчанному золочеными куполом и гербом. Рельефные изображения двуглавых орлов на фасадных стенах и над арками, орнаментальная резьба порталов, фигурные колонны на наружных углах, крыльца и другие декоративные элементы убранства фасадов были выполнены из белого камня. Своеобразная группировка и обрамление окон были связаны с расположением и назначением внутренних помещений. Сделанные по специальным рисункам входные двери, украшенные орнаментом, выполненным шляпками гвоздей, и наружные восьмигранные фонари с шатровыми кровлями дополняли внешнюю отделку здания.
После Великой Октябрьской революции Императорский путь был разобран, в “паровозо-вагоных сараях” (депо) был создан “Пункт ремонта паровозов”. Станция Императорский павильон была переименована в ст. Павильон Урицкого и использовалась как общежитие работников Путевого ремонта механического завода, созданного на базе императорского железнодорожно-ремонтного депо («Ремпутьмаш»). С шатра над крылом были сняты царские эмблемы, парадные залы были разделены перекрытиями, крыльцо приспособлено под кухню, утрачена мебель, светильники, предметы декоративно-прикладного искусства. Во время Великой Отечественной войны Павильон Урицкого оказался на линии обороны немцев и сильно пострадал. В 1970-е годы здание было расселено и с тех пор не используется. За прошедшие с войны годы попыток восстановить этот архитектурный памятник не предпринималось. Единственно, починили, как смогли, шатер над главным входом. Если заранее не знаешь, что это был вокзал - никогда не догадаешься, железнодорожных путей и платформы давно нет.
























Так же рекомендую к просмотру Вокзал Дудергоф, Вокзал станции Стрельна, Павильон станции Покровское-Стрешнево и, конечно, Спецвокзал для императора.
#поездавокзалы, #10прогулок, #10точекнакарте, #архитектура, #летовместе, #санктпетербург