Воеводы

Военные функции воевод в Пермском Прикамье в конце XVI-XVII
в.в.!
Автор: Космовская А.А.
4 февраля 1605 г. по 13 октября 1613 г. и с 14 января 1614 г. – по
27 апреля 1625 г. Это объясняется тем, что в период Смуты внимание
было сосредоточено на военных функциях воевод, видно, что много
заниматься военными делами в Пермском Прикамье воеводам приходилось
в период Смуты – с 1605 по 1613 г. В эти функции занимают
незначительное место среди других. Во все периоды воеводы
занимались в основном административно-хозяйственными, а также
судными и административно-полицейскими делами.
В военные функции воевод входила не только охраны уездов. Они
собирали ратных людей и выстраивали отношения с воеводами соседних
уездов с целью обороны Пермского Прикамья. При освоении новых
территорий на воевод возлагалась организация строительства городов
и прежде всего крепостей и арсеналов. Они должны были следить за
состоянием вверенных им форпостов.
Военные функции воеводы выполняли исходя из действительной и
потенциальной угрозы населению Пермского Прикамья.
На протяжении XVI в. земли по верхней Каме, Печоре и Вычегде
подвергались систематическим набегам мансийских князей из-за Урала.
На этой территории русская колонизация встречала сопротивление
местного населения. Центром и основной базой вражеских набегов было
Пелымское княжество в Западной Сибири. Оно объединяло
многочисленные племена манси. Возглавлялось Пелымское княжество
родовой аристократией. Мансийские князья не только сопротивлялись
проникновению русского населения в Сибирь, но и вместе с отрядами
татар Сибирского ханства совершали грабительские набеги на Пермское
Прикамье.
Источники и исследования различных авторов позволяют считать, что
Пермское Прикамье на протяжении длительного периода было
территорией раздора.
Когда в 1582 г. Пермский край подвергся набегам князя пелымского с
«вогуличами, остяками, сибирскими татарами и башкирами», были
сожжены селения близ Чердыни, Усолья и строгановские городки.
Воевода Василий Пелепелицын не смог оказать сопротивление. В 1580
г. мансийский мурза Агтаев разорил русские поселения по берегам р.
Чусовой, а в 1581 г. князек Кихек сжег Соликамск. Вотчины
Строгановых сильно пострадали.
В этой обстановке царь Иван IV и Строгановы решают важный вопрос о
походе в Западную Сибирь, чтобы разгромить Сибирское ханство. Как
известно, в 1582 г. был отправлен казачий отряд во главе с атаманом
Ермаком. Но после похода Ермака еще не сразу наступили спокойные
времена в Пермском Прикамье.
В 1592 г. чердынский воевода Никифор Троханиотов покорил Пелымское
княжество. Русское присутствие в Зауралье продолжало расширяться и
укрепляться. В конце XVI в. царь Иван IV в грамотах называет
сибирскую землю своей «вотчиной».
В середине XVII в. пермским землям угрожает опасность с юга. После
распада Золотой Орды территория современного Башкортостана входила
в состав вновь образованного Уфимского уезда.
В XVII в. политика правительства вступила в противоречие с
интересами башкир, связанными с их собственностью на землю.
Вотчинники башкирских земель стремились сохранить за собой право на
земли, а московские цари изымали их у владельцев и тут же
развертывали строительство на них застав, острогов, слобод,
христианских монастырей, линий обороны. Против этой политики
башкиры восставали и организовывали набеги на южные земли Пермского
Прикамья, особенно крупные отмечены в 1645, 1662-1664, 1681-1684,
1705-1725 гг.
По указу царя Алексея Михайловича на землях башкир по р. Сылва в
1648 г. основывается Кунгур с крепостью, который становится центром
вновь образованного уезда. Узнав об основании Кунгура, башкиры
созвали в 1662 г. курултай, на котором решили идти походом на
русский город. Кунгур был разорен. В 1663 г. его основали заново на
другом месте, невдалеке от впадения р. Ире-ни в Сылву. Чтобы
обеспечить безопасность южных пермских земель правительство пошло
на уступки башкирским баям и официально подтвердило вотчинное право
башкир на земли.
Теперь обратимся к характеристике основных видов военной функции
воевод в тех условиях, которые были охарактеризованы.
Московские цари ставили перед воеводами задачу удержать восточные
границы государства, а для этого необходимо было поддерживать в
соответствующем состоянии крепости городов. Так, в «отписке царю»
Дьяк Митусов подробно описывает, сколько в Перми Великой «в городе
и по острогу на башнех, в нижних и в середних и в верхних боех, и в
городовых и в острожних воро-тех, и по городовой стене и по острогу
и в казне наряд, пушки и пищали и затинные пищали, и сколко у
которой пушки числом ядер каменных, и у пищалей и у затинных ядер
железных и свин-чатых… и колко в казне зелья и свинцу и серы, и лну
и холстов и всяких пушечных запасов, и колко было в прежних годех
по окладу числом в Перми розсылщиков и пушкарей и затиньщиков и
воротников и казенных и городовых плотников и кузнецов. и что им по
окладу порознь. денежного и хлебного годового жалованья.»
Документ свидетельствует, что царь получил точные сведения о
важнейшей крепости в г. Чердыни. Но отпиской дьяка Митусова царь не
ограничился. Он потребовал от самого воеводы Волкова осмотреть
крепостные сооружения в Чердыни и Соликамске. В царской грамоте
1614 г. чердынскому воеводе Льву Волкову и дьяку Ивану Митусову
приказывалось, что «как к вам ся наша грамота придет, и вы бы
тотчас в Перми, в Чердыни и у Соли Камския, у городов и острогов
осмотрели, и которые будут места недоделаны или попотились, и вы б
те места тотчас велели поделать и укрепити, посады и уезды ближними
месты, а впредь тое поделку розвели на все уезды, и осаду устроили
всем накрепко; и жили бы есте с великим береженьем и про воров
проведывали, чтобы к городу и острогу безвестно не пришли и дурна
бы какого не учинили».
Естественно, что после событий Смутного времени вновь избранный
царь Михаил Федорович опасался за свою власть и принимал серьезные
меры по укреплению обороноспособности восточных границ государства.
И воеводы зачастую демонстрировали желание укрепить вверенные им
города. Например, в 1678 г. пермский воевода Дмитрий Наумов
отправил отписку о необходимости постройки нового порохового
погреба в Чердыни.
В XVII в. помимо событий Смуты, не охвативших территории Пермского
Прикамья, хотя и косвенно затронувших ее, были и другие ситуации, в
которые воеводы должны были реализовывать свои военные функции.
Речь идет о набегах нерусских народов, совсем недавно вынужденных
платить ясак.
В «Царской грамоте чердынскому воеводе Дмитрию Наумову, о мерах
осторожности от набегов башкирцев и татар на Кунгур и Сибирские
слободы» от 11 марта 1678 г. воеводу оповещали о грозящей
опасности:
«В нынешнем в 187 г. февраля в 25 день, писали к нам к Великому
Государю, из Сибири, с Верхотурья, столник наш и воевода Родион
Павлов да Дьяк наш Дмитрий Афанасьев: в нынешнем де во 187 г.
февраля в 10 день, извещал им, на Верхотурье, в приказной избе,
Верхотурского уезду Аятской слободы приказщик Фролко Арапов: в
нынешнем де во 187 г. декабря в 15 день был он Фролко в Кунгурском
уезде в деревне Арие, у Татар, для покупки, и в тое де деревню
приезжали к ним к Татаром Башкирцы человек с десять и говорили меж
собою, будут де они на лето приходить воевать Кунгур и Сибирские
слободы, весною, когда снег сойдет; а ему Фролку они Башкирцы
говорили, чтоб он Фролко из Аятской слободы выехал, потому что он
им свой, Татарской и Башкирской язык знает… И как к тебе ся наша
грамота придет, и ты б в Перми Великой, в Чердыни и у Соли Камской,
посадским и уездным всяких чинов людем велел быть от Башкирцов и от
Татар в великом остерегательстве».
Воевода Дмитрий Наумов откликнулся на предупреждение и выставил
караулы «по рекам и погостам в Чердынском уезде на случай нападения
башкир, татар и манси». Когда воевода убедился в безопасности,
караулы были ликвидированы.
Пермский воевода Семен Кондырев 11 августа 1680 г. отправил отписку
в Новгородский приказ о плохом состоянии укреплений Чердыни и
непригодности местного пороха и оружия, оценивая опасность
нападения врагов» [Акты исторические. В конце XVII в. состояние
городовых укреплений Чердыни не улучшилось. Видимо, укрепление
Чердыни так и не состоялось, поскольку в списке 1684 г. г. Чердыни
подробно описано плачевное состояние укреплений и арсенала:
«По грамоте из Новгородского приказу за приписью дьяка Прокофья
Возницына стольник и воевода Назарей Петрович Мелницкой принял у
стольника и воеводы у князя Федора … Борятинского в Перми Великой в
Чердыни город и городовые ключи а тот город изтари обвалился и на
городе наряд и в казне зелье и свинец и всякие пушечные запасы и
около половины посаду вместо острогу рублено стеною, а поверху
забрано вспять, а на той стене 4 башни да в посаде же приказную
избу и в той же избе список с писцовые книги и приходные и
росходные книги и посчетной росписи зборные денги и Великих
государей грамоты и всякия дела, а на город наряду пушка медная по
осмь пяди пушка медная шти пядей же, и пушка медная пяти пядей. А к
тем пушкам по счету четыреста семьдесят ядер железных 142 ядра
железных весом по две гривени ядро пищалей у них нет 282 ядра
железных весом по 4 гривени и в пол четверть и по три гривелки ядро
пищалей у них нет 8 пищалей затинных да пищаль затинная порожная
пищаль затинная рваная перервало ее исполу ядер к тем пищалям
болшие и мелкие. пять самопалов да пистолей. приходные и росходные.
книги таможенные и питейные.»
Зная состояние угрозы Пермскому Прикамью и содержание грамоты 1684
г., нетрудно предположить, что причиной плачевного состояния
вооружения города была не столько беззаботность воевод Чердыни и
нежелание следить за вверенными населенными пунктами. Все силы были
брошены на укрепление оборонительных сооружений новой крепости в
Кунгуре, поскольку военная угроза со стороны башкир
сохранялась.
В Чердыни и Соликамске во второй половине XVII в. воеводы в большей
степени исполняли свои хозяйственные функции.
К военным функциям можно отнести и формирование войска для отправки
в Москву. Один из первых нормативно-правовых актов, характеризующих
военную функцию воевод Пермского Прикамья, датируется 1606 г. В
царской грамоте, посланной в Пермь Великую, новый царь Василий
Шуйский прощает местных жителей, сорвавших в 1606 г. воинский
набор.
«.В Пермь Великую, князю Семену Юрьевичу Вяземскому да подьячему
Ивану Федорову. Мы ныне Пермскую землю пожаловали. как к вам ся
наша грамота придет, и вы бы велели у себя быти старостам и
целовальникам и посадским людям и волостным крестьянам, и сказали
им наше жалованное слово, что, по нашему указу, велели есмя взяти
на нашу службу, против наших изменников, со всей Пермской земли,
сорок восемь человек, и они тех ратных собрав на нашу службу
отпустили сполна, и ратные люди своровали, на нашу службу не пошли.
и они были довелися нашей опалы, и мы, по своему царскому обычаю,
их пожаловали, опалы своей класти на них не велели. ».
В условиях пошатнувшейся власти нового царя Василия Шуйского
наказывать будущее войско было бы крайне неразумно. Это хорошо
понимали в Москве:
«И они б (ратные люди. – А.К.), помня Бога и души свои и крестное
целованье, на чем нам великому Государю души свои дали и крест
целовали, нам служили и прямили потому ж, а вором ни в чем не
верили и на наше царское жалованье были надежны без всякого
сумненья, а мы их пожалуем во всем, смотря по их службе».
Сбор и отправка ратных людей для несения службы – это одна из
важнейших военных функций воеводы и его администрации. На
протяжении 1608-1612 гг., самых тяжелых лет Смутного времени, между
Москвой, соседними уездами и Пермским Прикамьем идет по этому
поводу активная переписка. С воеводой Пермского Прикамья и его
администрацией контактируют царь Василий Шуйский, представители
центральной власти и соседних территорий – вычегодцы, нижегородцы,
вятчане, устюжане. В отписке кайгородского судьи Терентия Деменьева
и старосты Тимофея Клементьева с товарищами пермскому воеводе
Федору Акинфову и подьячему Науму Романову от 1609 г. речь шла о
присылки памяти относительно числа ратных людей из Кайгорода. В
результате обсуждения этого вопроса 20 соликамских ратников
отправили «на помощь государю».
Во время Смуты шла активная переписка воевод с целью обороны
вверенных им территорий. Например, из Сольвычегодска пермскому
воеводе Акинфову писали:
«И вы бы, господине, также Государевым великим делом радели, ратных
людей тотчас сбирали и к Государю Царю и Великому Князю Василью
Ивановичу всеа Русии на помощь послали, как и иные городы, с малой
сошки по десяти человек… чтоб Государеву ратнему делу мотчанья и
порухи не было.»
Вероятно, большого желания у пермских воевод остаться без войска не
было, потому что через некоторое время, а именно 26 января 1609 г.,
(а призыв о помощи прозвучал 6 декабря 1608 г. -А.К.), появляется
другой документ, в котором требуется, чтобы «пермичи» должны с
вычегодцами «вместе заодин. против богоотступников и государевых
изменников, против литовских людей и русских воров» стоять и
«тотчас собрати ратных людей с боевым оружием и послати Государю на
помощь».
В XVII в. существует практика присылки войска на помощь другим
городам. Об этом свидетельствует «Царская грамота Пермскому воеводе
князю Федору Борятинскому, о высылке на службу солдатов для
усмирения башкирцев, появившихся на Закамской линии и в Уфимском
уезде» от 25 мая 1682 г.:
«… ты б (стольник и воевода князь Федор Юрьевич Борятинский. –
А.К.) Соли Камской и Чердынцев солдат 18 человек выслал в нашу
государеву службу, в Казань, в полк боярина нашего и воеводы Петра
меншого Васильевича Шереметева с товарыщи, тотчас, безо всякого
мотчания, со всею полною службою и с запасы».
В грамоте от 13 мая 1677 г. воеводе Кунгура Дмитрию Никитичу
Наумову излагалось требование собрать начальных людей и солдат
полка генерала Шепелева и выслать в Курск к боярину и воеводе князю
Григорию Григорьевичу Ромодановскому.
Таким образом, в Пермском Прикамье набирались солдаты для
Российского государства. Воеводы были обязаны обеспечить сбор
войска, проконтролировать его вооружение и отправку. Назначение
войска всегда оговаривалось в грамоте. Если в начале XVII в. войска
направлялись в центральные города, то для проведения политики
колонизации и продвижения в Сибирь войска посылались и в сибирские
города. Во второй половине XVII в. войска требовались для усмирения
восставших башкир.
В приведенной переписке обнаруживается еще одна функция воевод –
взаимодействие с другими территориями в составе Русского
государства, а также использование дипломатических средств для
обеспечения безопасности территории Пермского Прикамья. В качестве
примера последнего можно привести удержание заложников. В актах
Кунгурского уездного суда сохранилась царская грамота воеводе
Кунгура Ивану Силичу Поливкину о высылке половины башкирских
аманатов в Уфу и освобождении прочих. Воеводе наказывалось:
«Уфимских башкирцов, которые сидят на Кунгуре в аманатах, половину
отдал на Уфу в аманаты, хто по них прислан будет с роспискою,
другую половину и аманат с Кунгура свободил, и о том на Уфу к
воеводе отписал подлинно, чтоб в том впредь спору не было».
Таким образом, воевода должен был удерживать аманатов из башкир для
обеспечения порядка и поддержания мирных отношений с воинственными
соседями.

|
</> |