Воеводы

топ 100 блогов sergiomaster117.11.2024

Военные функции воевод в Пермском Прикамье в конце XVI-XVII в.в.!

Автор: Космовская А.А.

4 февраля 1605 г. по 13 октября 1613 г. и с 14 января 1614 г. – по 27 апреля 1625 г. Это объясняется тем, что в период Смуты внимание было сосредоточено на военных функциях воевод, видно, что много заниматься военными делами в Пермском Прикамье воеводам приходилось в период Смуты – с 1605 по 1613 г. В эти функции занимают незначительное место среди других. Во все периоды воеводы занимались в основном административно-хозяйственными, а также судными и административно-полицейскими делами.

В военные функции воевод входила не только охраны уездов. Они собирали ратных людей и выстраивали отношения с воеводами соседних уездов с целью обороны Пермского Прикамья. При освоении новых территорий на воевод возлагалась организация строительства городов и прежде всего крепостей и арсеналов. Они должны были следить за состоянием вверенных им форпостов.

Военные функции воеводы выполняли исходя из действительной и потенциальной угрозы населению Пермского Прикамья.

На протяжении XVI в. земли по верхней Каме, Печоре и Вычегде подвергались систематическим набегам мансийских князей из-за Урала. На этой территории русская колонизация встречала сопротивление местного населения. Центром и основной базой вражеских набегов было Пелымское княжество в Западной Сибири. Оно объединяло многочисленные племена манси. Возглавлялось Пелымское княжество родовой аристократией. Мансийские князья не только сопротивлялись проникновению русского населения в Сибирь, но и вместе с отрядами татар Сибирского ханства совершали грабительские набеги на Пермское Прикамье.

Источники и исследования различных авторов позволяют считать, что Пермское Прикамье на протяжении длительного периода было территорией раздора.

Когда в 1582 г. Пермский край подвергся набегам князя пелымского с «вогуличами, остяками, сибирскими татарами и башкирами», были сожжены селения близ Чердыни, Усолья и строгановские городки. Воевода Василий Пелепелицын не смог оказать сопротивление. В 1580 г. мансийский мурза Агтаев разорил русские поселения по берегам р. Чусовой, а в 1581 г. князек Кихек сжег Соликамск. Вотчины Строгановых сильно пострадали.

В этой обстановке царь Иван IV и Строгановы решают важный вопрос о походе в Западную Сибирь, чтобы разгромить Сибирское ханство. Как известно, в 1582 г. был отправлен казачий отряд во главе с атаманом Ермаком. Но после похода Ермака еще не сразу наступили спокойные времена в Пермском Прикамье.

В 1592 г. чердынский воевода Никифор Троханиотов покорил Пелымское княжество. Русское присутствие в Зауралье продолжало расширяться и укрепляться. В конце XVI в. царь Иван IV в грамотах называет сибирскую землю своей «вотчиной».

В середине XVII в. пермским землям угрожает опасность с юга. После распада Золотой Орды территория современного Башкортостана входила в состав вновь образованного Уфимского уезда.

В XVII в. политика правительства вступила в противоречие с интересами башкир, связанными с их собственностью на землю. Вотчинники башкирских земель стремились сохранить за собой право на земли, а московские цари изымали их у владельцев и тут же развертывали строительство на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий обороны. Против этой политики башкиры восставали и организовывали набеги на южные земли Пермского Прикамья, особенно крупные отмечены в 1645, 1662-1664, 1681-1684, 1705-1725 гг.

По указу царя Алексея Михайловича на землях башкир по р. Сылва в 1648 г. основывается Кунгур с крепостью, который становится центром вновь образованного уезда. Узнав об основании Кунгура, башкиры созвали в 1662 г. курултай, на котором решили идти походом на русский город. Кунгур был разорен. В 1663 г. его основали заново на другом месте, невдалеке от впадения р. Ире-ни в Сылву. Чтобы обеспечить безопасность южных пермских земель правительство пошло на уступки башкирским баям и официально подтвердило вотчинное право башкир на земли.

Теперь обратимся к характеристике основных видов военной функции воевод в тех условиях, которые были охарактеризованы.

Московские цари ставили перед воеводами задачу удержать восточные границы государства, а для этого необходимо было поддерживать в соответствующем состоянии крепости городов. Так, в «отписке царю» Дьяк Митусов подробно описывает, сколько в Перми Великой «в городе и по острогу на башнех, в нижних и в середних и в верхних боех, и в городовых и в острожних воро-тех, и по городовой стене и по острогу и в казне наряд, пушки и пищали и затинные пищали, и сколко у которой пушки числом ядер каменных, и у пищалей и у затинных ядер железных и свин-чатых… и колко в казне зелья и свинцу и серы, и лну и холстов и всяких пушечных запасов, и колко было в прежних годех по окладу числом в Перми розсылщиков и пушкарей и затиньщиков и воротников и казенных и городовых плотников и кузнецов. и что им по окладу порознь. денежного и хлебного годового жалованья.»

Документ свидетельствует, что царь получил точные сведения о важнейшей крепости в г. Чердыни. Но отпиской дьяка Митусова царь не ограничился. Он потребовал от самого воеводы Волкова осмотреть крепостные сооружения в Чердыни и Соликамске. В царской грамоте 1614 г. чердынскому воеводе Льву Волкову и дьяку Ивану Митусову приказывалось, что «как к вам ся наша грамота придет, и вы бы тотчас в Перми, в Чердыни и у Соли Камския, у городов и острогов осмотрели, и которые будут места недоделаны или попотились, и вы б те места тотчас велели поделать и укрепити, посады и уезды ближними месты, а впредь тое поделку розвели на все уезды, и осаду устроили всем накрепко; и жили бы есте с великим береженьем и про воров проведывали, чтобы к городу и острогу безвестно не пришли и дурна бы какого не учинили».

Естественно, что после событий Смутного времени вновь избранный царь Михаил Федорович опасался за свою власть и принимал серьезные меры по укреплению обороноспособности восточных границ государства. И воеводы зачастую демонстрировали желание укрепить вверенные им города. Например, в 1678 г. пермский воевода Дмитрий Наумов отправил отписку о необходимости постройки нового порохового погреба в Чердыни.

В XVII в. помимо событий Смуты, не охвативших территории Пермского Прикамья, хотя и косвенно затронувших ее, были и другие ситуации, в которые воеводы должны были реализовывать свои военные функции. Речь идет о набегах нерусских народов, совсем недавно вынужденных платить ясак.

В «Царской грамоте чердынскому воеводе Дмитрию Наумову, о мерах осторожности от набегов башкирцев и татар на Кунгур и Сибирские слободы» от 11 марта 1678 г. воеводу оповещали о грозящей опасности:

«В нынешнем в 187 г. февраля в 25 день, писали к нам к Великому Государю, из Сибири, с Верхотурья, столник наш и воевода Родион Павлов да Дьяк наш Дмитрий Афанасьев: в нынешнем де во 187 г. февраля в 10 день, извещал им, на Верхотурье, в приказной избе, Верхотурского уезду Аятской слободы приказщик Фролко Арапов: в нынешнем де во 187 г. декабря в 15 день был он Фролко в Кунгурском уезде в деревне Арие, у Татар, для покупки, и в тое де деревню приезжали к ним к Татаром Башкирцы человек с десять и говорили меж собою, будут де они на лето приходить воевать Кунгур и Сибирские слободы, весною, когда снег сойдет; а ему Фролку они Башкирцы говорили, чтоб он Фролко из Аятской слободы выехал, потому что он им свой, Татарской и Башкирской язык знает… И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в Перми Великой, в Чердыни и у Соли Камской, посадским и уездным всяких чинов людем велел быть от Башкирцов и от Татар в великом остерегательстве».

Воевода Дмитрий Наумов откликнулся на предупреждение и выставил караулы «по рекам и погостам в Чердынском уезде на случай нападения башкир, татар и манси». Когда воевода убедился в безопасности, караулы были ликвидированы.

Пермский воевода Семен Кондырев 11 августа 1680 г. отправил отписку в Новгородский приказ о плохом состоянии укреплений Чердыни и непригодности местного пороха и оружия, оценивая опасность нападения врагов» [Акты исторические. В конце XVII в. состояние городовых укреплений Чердыни не улучшилось. Видимо, укрепление Чердыни так и не состоялось, поскольку в списке 1684 г. г. Чердыни подробно описано плачевное состояние укреплений и арсенала:

«По грамоте из Новгородского приказу за приписью дьяка Прокофья Возницына стольник и воевода Назарей Петрович Мелницкой принял у стольника и воеводы у князя Федора … Борятинского в Перми Великой в Чердыни город и городовые ключи а тот город изтари обвалился и на городе наряд и в казне зелье и свинец и всякие пушечные запасы и около половины посаду вместо острогу рублено стеною, а поверху забрано вспять, а на той стене 4 башни да в посаде же приказную избу и в той же избе список с писцовые книги и приходные и росходные книги и посчетной росписи зборные денги и Великих государей грамоты и всякия дела, а на город наряду пушка медная по осмь пяди пушка медная шти пядей же, и пушка медная пяти пядей. А к тем пушкам по счету четыреста семьдесят ядер железных 142 ядра железных весом по две гривени ядро пищалей у них нет 282 ядра железных весом по 4 гривени и в пол четверть и по три гривелки ядро пищалей у них нет 8 пищалей затинных да пищаль затинная порожная пищаль затинная рваная перервало ее исполу ядер к тем пищалям болшие и мелкие. пять самопалов да пистолей. приходные и росходные. книги таможенные и питейные.»

Зная состояние угрозы Пермскому Прикамью и содержание грамоты 1684 г., нетрудно предположить, что причиной плачевного состояния вооружения города была не столько беззаботность воевод Чердыни и нежелание следить за вверенными населенными пунктами. Все силы были брошены на укрепление оборонительных сооружений новой крепости в Кунгуре, поскольку военная угроза со стороны башкир сохранялась.

В Чердыни и Соликамске во второй половине XVII в. воеводы в большей степени исполняли свои хозяйственные функции.

К военным функциям можно отнести и формирование войска для отправки в Москву. Один из первых нормативно-правовых актов, характеризующих военную функцию воевод Пермского Прикамья, датируется 1606 г. В царской грамоте, посланной в Пермь Великую, новый царь Василий Шуйский прощает местных жителей, сорвавших в 1606 г. воинский набор.

«.В Пермь Великую, князю Семену Юрьевичу Вяземскому да подьячему Ивану Федорову. Мы ныне Пермскую землю пожаловали. как к вам ся наша грамота придет, и вы бы велели у себя быти старостам и целовальникам и посадским людям и волостным крестьянам, и сказали им наше жалованное слово, что, по нашему указу, велели есмя взяти на нашу службу, против наших изменников, со всей Пермской земли, сорок восемь человек, и они тех ратных собрав на нашу службу отпустили сполна, и ратные люди своровали, на нашу службу не пошли. и они были довелися нашей опалы, и мы, по своему царскому обычаю, их пожаловали, опалы своей класти на них не велели. ».

В условиях пошатнувшейся власти нового царя Василия Шуйского наказывать будущее войско было бы крайне неразумно. Это хорошо понимали в Москве:

«И они б (ратные люди. – А.К.), помня Бога и души свои и крестное целованье, на чем нам великому Государю души свои дали и крест целовали, нам служили и прямили потому ж, а вором ни в чем не верили и на наше царское жалованье были надежны без всякого сумненья, а мы их пожалуем во всем, смотря по их службе».

Сбор и отправка ратных людей для несения службы – это одна из важнейших военных функций воеводы и его администрации. На протяжении 1608-1612 гг., самых тяжелых лет Смутного времени, между Москвой, соседними уездами и Пермским Прикамьем идет по этому поводу активная переписка. С воеводой Пермского Прикамья и его администрацией контактируют царь Василий Шуйский, представители центральной власти и соседних территорий – вычегодцы, нижегородцы, вятчане, устюжане. В отписке кайгородского судьи Терентия Деменьева и старосты Тимофея Клементьева с товарищами пермскому воеводе Федору Акинфову и подьячему Науму Романову от 1609 г. речь шла о присылки памяти относительно числа ратных людей из Кайгорода. В результате обсуждения этого вопроса 20 соликамских ратников отправили «на помощь государю».

Во время Смуты шла активная переписка воевод с целью обороны вверенных им территорий. Например, из Сольвычегодска пермскому воеводе Акинфову писали:

«И вы бы, господине, также Государевым великим делом радели, ратных людей тотчас сбирали и к Государю Царю и Великому Князю Василью Ивановичу всеа Русии на помощь послали, как и иные городы, с малой сошки по десяти человек… чтоб Государеву ратнему делу мотчанья и порухи не было.»

Вероятно, большого желания у пермских воевод остаться без войска не было, потому что через некоторое время, а именно 26 января 1609 г., (а призыв о помощи прозвучал 6 декабря 1608 г. -А.К.), появляется другой документ, в котором требуется, чтобы «пермичи» должны с вычегодцами «вместе заодин. против богоотступников и государевых изменников, против литовских людей и русских воров» стоять и «тотчас собрати ратных людей с боевым оружием и послати Государю на помощь».

В XVII в. существует практика присылки войска на помощь другим городам. Об этом свидетельствует «Царская грамота Пермскому воеводе князю Федору Борятинскому, о высылке на службу солдатов для усмирения башкирцев, появившихся на Закамской линии и в Уфимском уезде» от 25 мая 1682 г.:

«… ты б (стольник и воевода князь Федор Юрьевич Борятинский. – А.К.) Соли Камской и Чердынцев солдат 18 человек выслал в нашу государеву службу, в Казань, в полк боярина нашего и воеводы Петра меншого Васильевича Шереметева с товарыщи, тотчас, безо всякого мотчания, со всею полною службою и с запасы».

В грамоте от 13 мая 1677 г. воеводе Кунгура Дмитрию Никитичу Наумову излагалось требование собрать начальных людей и солдат полка генерала Шепелева и выслать в Курск к боярину и воеводе князю Григорию Григорьевичу Ромодановскому.

Таким образом, в Пермском Прикамье набирались солдаты для Российского государства. Воеводы были обязаны обеспечить сбор войска, проконтролировать его вооружение и отправку. Назначение войска всегда оговаривалось в грамоте. Если в начале XVII в. войска направлялись в центральные города, то для проведения политики колонизации и продвижения в Сибирь войска посылались и в сибирские города. Во второй половине XVII в. войска требовались для усмирения восставших башкир.

В приведенной переписке обнаруживается еще одна функция воевод – взаимодействие с другими территориями в составе Русского государства, а также использование дипломатических средств для обеспечения безопасности территории Пермского Прикамья. В качестве примера последнего можно привести удержание заложников. В актах Кунгурского уездного суда сохранилась царская грамота воеводе Кунгура Ивану Силичу Поливкину о высылке половины башкирских аманатов в Уфу и освобождении прочих. Воеводе наказывалось:

«Уфимских башкирцов, которые сидят на Кунгуре в аманатах, половину отдал на Уфу в аманаты, хто по них прислан будет с роспискою, другую половину и аманат с Кунгура свободил, и о том на Уфу к воеводе отписал подлинно, чтоб в том впредь спору не было».

Таким образом, воевода должен был удерживать аманатов из башкир для обеспечения порядка и поддержания мирных отношений с воинственными соседями.

Воеводы


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Третий день дождь, серость. С утра до ночи... Но сегодня самый сильный. ...
Предпраздничное настроение приобретает немного истеричный оттенок. Надо с этим как-то бороться. Чем? Ну конечно ароматной новогодней выпечкой и бокальчиком согревающего напитка. Самым-самым моим любимым вариантом: с яблоками и апельсинами, с ...
Джоан Коллинз (85) в пятницу в Сен-Тропе. src ...
И ведь не понятно никогда, кем это принято... :-) ...
Ликуйте артелеристы и страдайте тяжелобляди, ребята из мыла сделают нашу игру лучше. https://vk.com/kapacuku?w=wall211293806_5274 https://vk.com/kapacuku?w=wall211293806_5288 ...