
Водяной Доктор и тухлые яйца гомеопатов

Человеку, по-видимому, сложно отказаться от мысли, что большое количество потраченного времени ни к чему не привело, поэтому мы склонны наделять волшебными свойствам продукты всевозможных странных ритуалов. Думаю, что если бы я потом не получил качественного естественнонаучного образования, из меня вышел бы отличный гомеопат, ведь лечение водой я открыл независимо от основателя гомеопатии Ганемана! Хоть и несколько веков спустя.
В этой статье я почти не буду касаться вопроса о том, почему гомеопатия не работает и почему люди верят в гомеопатию, несмотря на то, что она не работает. На эту тему есть подробный обзор «Одиннадцать друзей гомеопатии», где научная сторона вопроса изложена со ссылками на авторитетные источники в рецензируемых научных журналах. Если вы плохо представляете принципы гомеопатии, прочитайте обзор «Гомеопатия не вредит вашему здоровью», а потом возвращайтесь. Сегодня я хочу взглянуть на гомеопатию под новым углом и провести некоторые параллели между гомеопатической верой и верой религиозной. И первый пункт параллели я уже озвучил. Позволю себе еще раз его сформулировать и уточнить.
Магические ритуалы. В гомеопатии принят ритуал потенцирования. Берется 1 грамм вещества, смешивается с 99 граммами воды и встряхивается (определенным образом, как правило, энергичными ударами о деревяшку, 40 раз*). Встряхивать нужно определенным образом, правильно, иначе ничего не сработает. Ганеман верил, такое встряхивание активирует «витальную энергию» разводимого вещества и усиливает его целебные свойства. Повторяя процедуру разбавления в среднем около 30 раз (доводя концентрацию исходного растворимого вещества до нуля), мы получаем самую волшебную воду. По-видимому, как я не мог поверить в бессмысленность ритуалов Водяного Доктора, так и гомеопатам сложно представить, что такой сложный ритуал с большим количеством встряхиваний не оставляет на воде магического отпечатка. Стоит ли добавить, что вера в волшебные иррациональные ритуалы свойственна религиям.
*«Тогда святой Аттила поднял ручную гранату в руке и возгласил: «Благослови, Господи, свою ручную гранату, каковою можешь Ты в своей милости разносить врагов Твоих на маленькие кусочки.». И улыбнулся Господь, и люди вкусили от ягнят, и ленивцев, и карпов, и анчоусов, и орангутанов, и хлопьев для завтрака, и крыланов, и чего только не... и рек Господь: «Допреже всего Пресвятую Чеку извлечь долженствует. Опосля же того, сочти до трёх, не более и не менее. Три есть цифирь, до коей счесть потребно, и сочтенья твои суть три. До четырёх счесть не моги, паче же до двух, опричь токмо коли два предшествует трём. О пяти и речи быть не может. Аще же достигнешь ты цифири три, что есть и пребудет третьею цифирью, брось Пресвятою Антиохийскою Гранатою твоею во врага твоего, и оный враг, за все проказы пред лицом моим, окочурится. Аминь.» © «Монти Пайтон и Священный Грааль»
Волшебная вода. Лечение водой само по себе присутствует во многих религиях. Святая вода, крещение водой, ритуальные омовения. Самые одиозные примеры, конечно, встречаются в Индуизме. Ритуальное купание в антисанитарной реке Ганг нередко заканчивается заболеванием холерой. Но это не мешает людям, свято верующим в целебные свойства волшебной воды, создавать лекарственные препараты на основе вод Ганга, минуя процедуры кипячения и дезинфекции. На фоне этого волшебная гомеопатическая вода выглядит весьма безобидно.
Оскорбленные чувства. Когда научный журналист Ася Казанцева (

«У нас есть из Тулы народ? Пожалуйста, захватите с собой десятой-другой тухлых яиц и посветите 9 октября (как раз есть неделя, чтобы подготовить яйца) лекцию уже изрядно надоевшего публике своим невежеством, глупость и наглостью биолога, научного журналиста, лауреата премии Просветитель-2014 Аси Казанцевой в ТИАМ в 17:30. Она планирует рассказать, как гомеопатия НЕ работает. Попавший в Асю яйцом получит в подарок экземпляр Беспощадной иммунизации. Подтверждением должна служить видеозапись».

Из 3703 участников сообщества никто не объяснил Александру Котку, что он не прав, напротив, многие поставили «лайки». Подчеркну, что Александр Коток является практикующим гомеопатом, а также антивакцинатором. Мне кажется, что подобные призывы достаточно показательны и отражают интеллектуальную бедность, но в то же время они отражают наличие большого (не знаю более хорошего слова в русском языке) баттхерта. Мне сложно себе представить, чтобы врач, использующий в своей практике осельтамивир для лечения гриппа, предложил закидать тухлыми яйцами какого-нибудь человека, который с ссылками на научные публикации решил выступить о том, что осельтамивир не эффективен. Я также не видел, чтобы иммунологи штурмовали мероприятия антивакцинаторов.
Когда аргументов нет, остается один выход: оскорбиться, набить морду, закидать яйцами. Ну, или использовать государственный аппарат, чтобы морду критику набили за тебя специально обученные люди. Именно на это и направлен известный закон о «защите чувств верующих». Тот, чьи взгляды разумны и рациональны, не нуждается в защите от насмешек. Впрочем, как известно, на самом деле гомеопаты не критикуют своих оппонентов. Их критика – хорошо разбавленная похвала.
Пророки. Во всяком религиозном учении есть ключевая религиозная фигура и Самая главная книга. В Иудаизме – Моисей и Тора. В Христианстве – Иисус и Новый Завет. В Исламе – Мухаммед и Коран. В гомеопатии – Ганеман и его Органон (Библия гомеопатов). При этом у сторонников религии возникает совершенно некритичное отношение к обсуждаемой Самой главной книге: основные постулаты учения принимаются на веру.
Вера в паранормальное. Религии характеризуются верой в сверхъестественное существо. У гомеопатов такого существа нет, что не позволяет Гомеопатии считаться полноценной религией. Но гомеопаты верят в иные паранормальные явления: способность воды помнить, после ряда разбавлений, какое вещество в ней было. Правда не очень понятно есть ли у воды склероз и может ли она забыть, что когда-то она проходила через мочевой пузырь Гитлера. Кто-то верит в разумного творца, гомеопаты верят в Разумную воду, наделяя ее способностями к исцелению и памятью. Кроме того, многие гомеопаты верят в вышеупомянутую мистическую «жизненную силу», отличающую живое существо и мертвое. Некоторые практикующие гомеопаты даже так и говорят, что гомеопатия работает с «Божьей помощью», изменяет что-то в «духовном плане».
Чудеса. Во всякой полноценной религии должны быть чудеса: будь то воскрешение из мертвых или исцеление катаракты. Гомеопаты охотно рассказывают истории чудесных исцелений. При этом совершается «ошибка выжившего»: конечно, мы можем найти таких людей, которые сходили к гомеопату и им стало лучше, но давайте не будем забывать, что еще есть люди, которым стало лучше без всякого лечения, и люди, которые сходили к гомеопату и вскоре умерли, не получив должной медицинской помощи. Если же учесть не только «чудеса» в пользу гомеопатии, но все имеющиеся данные, как это делают при проведении клинических испытаний, то окажется, что гомеопатия никак не способствует «чуду».
Антиэпистемологичность. Эту мысль я приведу цитатой из книги Элайзера Юдковского Гарри Поттер и методы рационального мышления, которую я не устану повторять:
«Ложь множится, вот что я имею в виду. Тебе приходится лгать всё больше и больше, лгать о каждом факте, связанном с первой ложью. И если ты продолжишь лгать, продолжишь свои попытки скрыть это, то рано или поздно тебе придётся лгать об основных законах мышления. К примеру, кто-то продаёт тебе некое лекарство альтернативной медицины, которое не работает. И любой двойной слепой эксперимент подтвердит, что лекарство не работает. Тогда тому, кто захочет продолжать защищать ложь, придётся разуверять тебя в правильности экспериментального метода. Например, заявить, что экспериментальный метод годится только для научных лекарств, а не для столь чудесных продуктов альтернативной медицины, как у них. Или что хороший и добродетельный человек должен верить изо всех сил, и неважно, что при этом говорят свидетельства. Или что правды не существует, и нет такой вещи, как объективная реальность. Большинство из таких житейских мудростей не просто ошибочны, они анти-эпистемологичны, они системно ошибочны. На каждое правило рациональности, объясняющее, как найти правду, есть тот, кто хочет, чтобы ты поверил в обратное. Солгав однажды, ты обнаружишь, что правда отныне стала твоим врагом. И многие люди лгут…»
Эта цитата непосредственно относится к гомеопатии, но она также относится ко многим религиозным убеждениям, когда люди вместо того, чтобы подумать о том, как проверить свои взгляды, начинают рассуждать об ограниченности научного метода и о том, что в некоторые вещи нужно «поверить», какими бы абсурдными они ни были. «Верую ибо абсурдно». Сохраняя веру в гомеопатию, чудотворную силу молитв или иные чудеса, человек в итоге вынужден отказаться от научного метода и назвать его ерундой.
Подводя итог, отмечу, переход на угрозы закидывания лекторов тухлыми яйцами со стороны гомеопатов в этом смысле вполне закономерный. В конце концов, подобные методы уже давно практикуют всякие религиозные активисты вроде Энтео. А что еще делать, когда аргументов-то нет? Но я уверен, что они и здесь найдут способ рационализировать свои поступки и объяснить, почему они – хорошие и правы.
|
</> |
