Водка и Россия
golos_ameriki — 15.02.2011 В Центре стратегических и международных исследований Марк Шрад, профессор политологии Университета Вилланова, расказал о своем исследовании, в рамках которого он изучал причины принятия «сухих законов» в России и других странах в начале 20 столетия. Шрад пришёл к выводу, что авторитарные политические системы, подобные тем, что существовали в России на протяжении прошлого века, способны с легкостью претворять в жизнь новые идеи или продолжать их реализацию, даже если это приводит к негативным последствиям. По мнению Шрада, это происходит не только в силу неограниченности власти автократа, но и по причине того, что окружающие его источники информации сообщают правителю только то, что он хочет услышать.До 1914 года российское правительство не проявляло существенного интереса к «сухим законам», так как водочная монополия империи приносила треть доходов казны. Главной причиной резкой смены политики явилось то, что советники смогли убедить императора в том, что запрет на алкоголь улучшит боеспособность [http://www.voanews.com/russian/news/russia/a-33-2009-03-20-voa14.html] армии без ущерба бюджету. Шрад отмечает, что в рамках системы принятия решений, не имеющей эффективного механизма сдержек и противовесов при их подготовке, война явилась достаточным основанием для предоставления автократу права осуществлять политику, близкую его сердцу - «сухой закон».
Шрад отметил, что «сухой закон» был, наверное, единственным законом, использовавшимся царским, временным и большевистским режимами, несмотря на переход России от самого консервативного режима в Европе к самому левому. Лишь в 1925 году Сталин отменил «сухой закон» для увеличения государственных доходов. В этот период российское государственное управление характеризовалось однопартийной системой делопроизводства, при которой лесть и угодничество являлись неотъемлемой частью процесса принятия решений и все его участники просто подтверждали решения лидера.
В соответствии с выводами Шрада, «закрытая структура авторитарного механизма принятия решений» лучше всего объясняет процесс выработки политических решений в России. О тот, что проводимая политика ошибочна, умалчивает не только отсутствие механизмов обратной связи по ранее выработанным решениям, но и присутствие «институционных схем, которые подтверждают логику принимаемых решений». В результате, плохие решения способны «проникать внутрь закрытых авторитарных систем принятия решений» и, по словам Шрада, «иметь несоразмерное влияние на политику».
Детальное исследование распространения практики применения «сухих законов» изложено в книге Шрада «Политическая власть плохих идей». Книга описывает использование «сухих законов» в разных индустриальных странах в начале прошлого века, несмотря на повторяющиеся негативные последствия, такие как коррупция, неуважение к законам и падение налоговых сборов.
В настоящее время Шрад работает над своей новой книгой «Политика водки» [http://www.vodkapolitics.com/], которая должна выйти в следующем году. Новая книга отражает убежденность автора в том, что Россию нельзя понять - ни ее историю, ни культуру – без понимания роли алкоголя, хотя Шрад и предостерегает от чрезмерного следования стереотипам.
В заключении своей презентации Шрад представил анализ антиалкогольной кампании Дмитрия Медведева. Со времени ее начала в 2009 году, главными элементами этой кампании были ограничения на продажу и рекламу алкоголя, борьба с подпольными производителями алкоголя, увеличение минимальной цены на алкоголь, причисление пива к алкоголю (и повышение налогов на пиво), прикрепление предупреждающих наклеек на бутылки с алкоголем, обширная PR-кампания посредством яркой рекламы на ТВ, а также иные хитроумные способы использования современных средств донесения информации.
Шрад назвал несколько причин, внушающих надежду на успех антиалкогольной кампании в России. К ним относятся, например, данные о снижающемся количестве продаж спиртных напитков, об уменьшении случаев чрезмерного употребления алкоголя, данные об уменьшении связанной с алкоголем смертности, а также незначительное улучшение продолжительности жизни россиян.
С другой стороны, Шрад отметил, что есть причины и для пессимизма, поскольку по опыту России и других стран известно о процессах, сопутствующих «сухим законам» в прошлом. Потенциальными проблемами являлись развитие «черных» рынков алкоголя и употребление населением опасных суррогатов. Недостаточное внимание также уделялось базовым факторам проблемы алкоголизма , а именно: распространяющейся бедности, деградирующей системе здравоохранения , коррупции и пр.
Шрад также напомнил о предложении министра финансов Алексея Кудрина о том, что россияне должны пить больше, чтобы увеличить государственные доходы.