Во всём грешны и хуже всех?..

топ 100 блогов pretre-philippe — 21.03.2024 Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших умом и словом, и произволением и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда

Русский перевод: "Нет в жизни ни греха, ни деяния, ни зла, в которых бы я, Спаситель, не погрешил умом, и словом, и произволением, и намерением, и мыслью, и делом согрешил, как никто другой никогда"
(из покаянного канона преп. Андрея Критского, понедельник, песнь 4-я).

А не отсюда ли иной раз появляются, пусть и карикатурно, среди некоторых наших бабулек заявления на исповедях по типу: "Ой, батюшка! во всём грешна!"?

Думаю, что нельзя всё-таки забывать о том, что данный вид богослужебного текста - это поэзия, которой свойственны риторические преувеличения, гиперболы. Отсюда буквализм в восприятии таких текстов применительно к себе самим у кого-то может вызвать просто полное отчаяние или невроз на той почве, что всё вообще пропало и жить незачем. У других может наоборот появиться скепсис по поводу всего этого "византийского" словоплетения, и какое вообще отношение это может иметь к нам здесь и сейчас. На самом деле это две совсем неуместные крайности. А посередине можно выявить, на мой взгляд, следующее.

Автор канона ставит себя перед Богом, не сравнивая себя с окружающими, на фоне которых он мог выглядеть вполне прилично, а если и сравнивая, то исключительно с библейскими героями, праведниками и грешниками. Он не судит никого, ни к кому не предъявляет претензий, обвинений и т.д. Видит корень зла в себе самом, а не в окружающих, потерявших способность различать добро от зла. И предлагает читателям делать так же. Но тогда получается, что по прошествии тысячелетий, после того, что сделал Христос, после всего, что дано людям уже в новозаветную эпоху, ничего качественно нового не происходит с нами самими, и праведники далёкой эпохи, которым дано было гораздо меньше, чем нам, всё равно остаются недосягаемыми примерами мужества, стойкости в вере, самоотверженности, любви до самоотречения и много другого разного. А грешники той же эпохи, если не по деяниям, то по общему состоянию либо бездействия, либо злых мыслей оказываются нам ближе.

Есть, конечно, и автобиографический момент, касающийся написания этого канона, который вовсе не предполагался изначально для богослужебного употребления. В "Православной энциклопедии" в статье "Андрей Критский" можно прочесть следующее:
"По свидетельству св. Феофана Исповедника, на Соборе, созваннном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства (712), А. вместе с еп. Кизическим свт. Германом, будущим Патриархом Константинопольским, был в числе подписавших анафему VI Всел. Собору. Впоследствии А. раскаивался в том, что подписал еретическое определение; традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона".

Как епископ и пастырь многих, кому было вручено больше, чем остальным, он мог из глубины сердца написать именно так, как написал. И в этом плане он действительно согрешил, как никто другой, хотя и до него, и после случались аналогичные проявления человеческой слабости среди церковных иерархов в компромиссах с сильными мира сего.

Все остальные тоже могут повторять грехи как своих предков, так и друг друга (грехи в общем у всех одинаковые и однообразные), но положение каждого из нас перед Богом с багажом собственных грехов, наоборот, уникально. И его нельзя прочувствовать, так сказать, объективно, но только в личной встрече с Богом. И тогда оказывается, что нет никакой надежды на свои собственные усилия, дела праведности и благочестия, но только на любовь Божию, безмерную, как океан, в сравнении с которым не может быть даже число песчинок на его берегу, если грехи уподоблять ему. Покаяние мытарей и блудниц времен Христа было спасительным и возрождающим именно потому, что они уверовали в Него как любовь, перед которой не стыдно припасть к ногам и пролить слёзы. Хотя они совсем не становились потом иконописными святыми.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Итальянский журнал OGGI объявил о помолвке племянника князя Монако Альбера и сына принцессы Каролины Пьера Казираги и его избранницы Беатриче Борромео. По данным журнала, свадьба состоится 20 апреля 2015 года. ...
А ты меня одну оставил навсегда, И без тебя прошли немалые года. Брожу, блуждаю снова по Земле И злюсь, и думаю я часто о тебе. Я всё гадаю, где ж ты там сейчас Он рано очень наступил, твой час. Теперь мы видимся с тобой во сне Приходишь часто ты теперь ко мне. И вроде ссоримся с ...
Дорогие сообщники! Вопрос банальный, касающийся похудения. Надо за месяц сбросить 4 кг. Что посоветуете? Дано:вес 53кг. Занятия танцами 3 раза в неделю по 1.5ч (больше на спорт времени не хватает) . Питание ...
No sexism. No racism. No homophobia. No violence. No sport. Love and peace.  Уходят отцы, уходит сила, уходит агрессия, уходит секс, уходит спорт. Так что же, неужели придет любовь и мир? Нет, вместо любви придет апатия и сахаристая слабость, а пьяный мир, ведомый под руки ...
Как день начинался И как он закончился (и регата для нас тоже). Второй гоночный день, вторая гонка дня, первый топовый маркер. ...