Внутренняя колонизация
mi3ch — 27.12.2013 Немного из очень интересной книги профессора Кембриджского университета Александра Эткинда "Внутренняя колонизация. Имперский опыт России" (часть 1)В 1763 году Екатерина II издала Манифест, призывающий иностранцев переселяться в Россию и обещавший им существенные выгоды: бесплатную землю, освобождение от воинской службы, субсидии на переселение, беспроцентные займы и освобождение от налогов на 30 лет. "Колонистам", как официально именовались приехавшие, гарантировалась свобода вероисповедания. Тем из них, кто решит основывать мануфактуры было дополнительно обещано право приобретать крепостных. К Манифесту был приложен длинный список предлагаемых для колонизации земель, от Западной России до Сибири.
После Вестфальского мира немцы стали чем-то вроде колониального товара; их покупали, нанимали и переселяли по всему земному шару. Англия наняла немецких солдат, чтобы подавить восстание в Америке. Пруссия переселяла немецких колонистов в осушенные земли на Рейне, и Екатерина стремилась превзойти эти успехи Фридриха.
Получив деньги многие колонисты исчезли в степи, но одна группа поселенцев спасла проект. Эти люди были последователями радикальных течений эпохи Реформации. Преследуемые во многих странах, но отказавшись от ответного насилия, они обрели в России то, что давно искали – целинные земли, которые давал и Фридрих, и освобождение от воинской службы, чего он не обещал. Организованные сектантские общины гораздо лучше приживались на новом месте, чем отдельные искатели приключений. Самые большие и успешные колонии – процветающие города на Волге и дочерние колонии на юге России – основали моравские братья; они известны как гернгутеры от названия саксонской деревни Гернгут, где граф Николаус фон Цинцендорф поселил в 1720-х годах этих сторонников Яна Гуса. О моравских братьях часто упоминал Лев Толстой, ценивший их учение о ненасилии и физическом труде; в детстве он их называл, по созвучию и с иронией "муравейными братьями".
Иммигранты прибывали на корабле в Кронштадт и там присягали на верность императрице. Затем их распределяли по землям за тысячи верст от Петербурга. Под конвоем их перевозили вверх по Неве, через Ладожское озеро в Новгород. Из Новгорода колонисты шли или ехали сушей до Волги и дальше сплавлялись вниз по течению. План Екатерины был настолько успешен, что в 1766 году правительства нескольких германских земель запретили своим подданым эмиграцию. Но она продолжалась, и после аннексии Россией Крыма в 1774 году из Пруссии переселилась еще одна большая религиозная группа – меннониты. Около 1818 года из Германии прибыли особого рода пиетисты, которые хотели встретить ожидавшийся ими конец света там, куда Ной привел свой ковчег – в горах Кавказа. Отдельные группы немецких колонистов осушали болота около Санкт-Петербурга; им в этой работе помогали английские квакеры.
Империи было выгодно, чтобы ее внутренние колонии строились по принципу закрытой общины. С согласия государства члены колонии были прикреплены к ней юридически и экономически; покинуть такую общину было сложно, уходящий не получал ни доли собственности, ни прав наследства.
Моравские братья не имели личной собственности. Земля, скот и доходы принадлежали всей общине и никому в отдельности. Колонисты жили в общежитиях, разделенных по полу – мужчины отдельно, женщины отдельно. Супруги встречались по расписанию, одобренному старейшинами. Дети тоже жили отдельно под особым присмотром, и родители посещали их назначенные дни. Повинуясь старейшинам во всем, включая выбор супруга (который в некоторых общинах решался по жребию), эти люди совместно принимали пищу, отдыхали за хоровым чтением Священного Писания и возделывали землю с поразительной эффективностью. На Волге их города, сады и поля выглядели островами процветания и порядка. Как и хотела Екатерина, они влияли на своих соседей – православных русских, татар-мусульман и калмыков-буддистов.
Сто лет спустя население внутренних немецких колоний в Российской империи достигло полумиллиона. Моравские братья построили Сарепту, переросшую в город, более известный как Царицын, Сталинград и Волгоград.
В 1870-х годах имперское правительство нарушило давние обещания, начав призывать колонистов на воинскую службу и введя обязательное изучение русского языка в школах. В ответ многие общины – десятки тысяч сектантов – коллективно продали свои земли и эмигрировали в Северную Америку. Даже десятки лет спустя американские меннониты воспринимали своих эмигрировавших из России единоверцев как "русских".
В начале Второй Мировой войны Альфред Розенберг предъявил претензии рейха на все советские земли, которые ранее принадлежали немецким колонистам. По его словам, то была территория больше всех пахотных земель Англии.
|
</> |