Внутреннее радио:)
mavka1961 — 01.04.2024
Тут в очередном марафонном Дне самоуправления
sacai спросил: а чего больше
всего хочет петь моя душа?
Отбросив то, что души у мавок нет по определению, тем не менее
задумалась.
Что-то же я мурлычу время от времени, что-то крутится на моём
внутреннем радио...
Как там в вопросе: народник, шансонье, эстрадник,
классик.
*1. Из народных песен могу спеть "Комарики", когда на даче у
грядки толкусь, сама напоминая комарика.
И "Во кузнице", продираясь сквозь тайгу.
Собственно, на этом народные песни в моём репертуаре
кончились.
Потому что в большинстве своём народная песня предполагает
хоровое пение, а я в одного хором петь не научена...
*2.С шансоном у меня сложно, какой шансон в Сибири?
Если имеется в виду шансон классический, то это "куртуазная
песня", канцона.
Чтобы такое петь, в этом нужно жить, оно должно ложиться на
ритм жизни и мыслей.
Более близкий к нашему времени шансон - эстрадная песня в
стиле кабаре.
То есть песня для услаждения жующих.
Ничего не хочу сказать плохого про шансонье, но мне за столом
этого не надо.
Если я ем одна, то предпочитаю наслаждаться едой.
Если в компании, то беседой.
В любом случае музыка для меня тут лишняя.
Короче, мухи отдельно от котлет, да.
А "русский шансон" - это арестантские, каторжные и кандальные
песни, то есть "блатняк"
Не отрицаю, есть и те, что вполне можно слушать!
Одесская серия Розенбаума, ранний "Лесоповал", кое-что из
Шуфутинского...
Но мы же не про "слушать", а про "петь".
*3. То, что шло или идёт с эстрады, не пела никогда.
Потому что редко находила что-то созвучное именно мне.
Даже когда слушала с удовольствием, никогда не тянуло
подпевать.
В советское время, когда была еженедельная "Утренняя почта" и
"песня года", даже знала многие наизусть.
Опять же: на стене в кухне висела коробочка проводного
вещания, и трижды в день были концерты по заявкам слушателей.
В раннее не-советское время песни понеслись из окон домов и
автомобилей, но исполнители менялись с такой скоростью, что сложно
было кого-то запомнить.
Ну вот кто остался в памяти из тех лет?
Козаков с его "ах-какой-женщиной", всероссийская плакса,
допрашивающая атамана, шатуновские белые розы...
Подпевать этому я не могла никак!
И потом, петь эстраду или "стадион" просто невозможно.
Ну вот нравятся мне песни Кипелова, и что?
Они многим нравятся.
Но я что-то не встречала ни одного человека, который бы
намурлыкивал себе "Я свободен" от начала и до конца.
Этой песне вообще нужен "полный" голос!
Нельзя провозглашать собственную свободу шёпотом, знаете ли -
смысл теряется...
*4. Ещё более нелепо напевать классическую музыку.
Просто потому, что там нужен оркестр.
Вот "Танец маленьких лебедей" из балета Петра Ильича моё
поколение неплохо знает.
Ещё бы: столько раз слушали принудительно.
Знать - знает, а напевать не заставишь, и не про причине
отсутствия голоса или слуха.
Просто есть вещи невозможные, и дело не в количестве
инструментов.
Вот попробуйте напевать до-диез-минорный вальс Шопена...
Не получится, если вы не клавишный инструмент.
"Самый хороший автомобиль никогда не будет летать! Просто
потому, что он - не самолёт."
-------------
Это не значит, что во мне не звучит музыка.
Звучит!
Практически всегда, когда я одна - если только я не смотрю
фильм.
Круглый год, вне зависимости от сезона, погоды и соего
настроения.
Звучит дома с компа и из плеера на даче.
Ну, или в собственном исполнении, мысленно, под нос или в
голос.
Просто потому, что я на ней выросла.
Авторская песня, которая теперь называется бардовской.
В этой песне не спрячешься за поставленным голосом или
виртуозным владением инструмента!
Музыка - это река, а средство передвижения - слово.
Не важно, кто на вёслах: тот, кто построил кораблик, или тот,
кто в решил, что в этом кораблике есть место именно для него.
Потому что для меня вначале было именно Слово!
Словами мы вспоминаем то, что было когда-то.
"Солнца не будет, жди не жди:
третью неделю льют дожди..."
И запах мокрого соснового леса мешается с ароматом раскалённой
земли, спасая от солнечного удара.
Действительно,
"далеко ещё - ах, как же далеко ещё!-
подоконник на четвёртом этаже."
Словами мы думаем, задавая себе вечные вопросы
"Это что ж это такое, что за блажь,
Чтобы в строчках уместилось столько лет?"
Словами мы спрашиваем, прежде всего себя
"Ой вы, марты мои-мальчики, ну куда ж вы, окаянные?!"
И невозможно утешить без слов
"Это всё такие пустяки - в сравнении со смертью и
любовью..."
Эти песни мне легко петь, потому что они мои.
Вот те, что предложены автором вопроса, они другие.
Там всегда есть разделение между тем, кто поёт, и тем, кто
слушает.
Первый всегда на сцене, сверху - второй внизу, в зале.
Между ими расстояние и свет, как граница, разъединяющая,
разграничивающая их.
У моих песен совершенно неважно, кто издаёт звук!
Даже не важно, кто первый облёк ощущение в слово.
Просто ему повезло больше чем мне: он успел.
Но слово от этого не перестало быть моим...
Это не значит, что летящее со сцены, профессиональное или
народное, чем-то хуже, проще или беднее.
Оно просто во мне не звучит, оно не может стать моим.
Потому что воспринимается чужим.
Красивым, понятным, даже совершенным - но чужим.
Этого не было в моей жизни, это не про меня.
Я не могу петь чужие песни:)