Вниз по Аную и Оби

топ 100 блогов Сообщество «ТЕРРИТОРИЯ ЖИЗНИ.»10.12.2014

 Вниз по Аную и Оби


Река Обь в июне.

 Вспоминаю свой первый сплав на лодках по Аную и Оби. Он состоялся после окончания девятого класса Акутихинской средней школы. В нём приняли участие  шестнадцать человек. Утром две лодки погрузили в кузов грузовой машины, на пароме переправились через Обь, проехали по улицам Быстрого Истока. Здесь началось наше сухопутное путешествие. Несколько сёл остались позади, когда мы подехали к селу Антоньевка, далее покатила машина по просёлочной дороге в предгорья Алтая. Шофером был молодой парень, только что отслуживший армию - Виктор Нагих - брат моей подруги Зои Нагих. 

   В кузове бортовой машины лежали две лодки, одна поверх другой. Николай Иосифович, завуч нашей школы, и все мои одноклассники сидели по бокам лодок. Водитель  привез нас после обеда к подножию Ануйского хребта. Лодки спустили ребята в горную реку Ануй, а мы разбили палаточный лагерь. Виктор отдохнул немного и вечером уехал домой, в Акутиху. 
       - Без нас в горы не ходите! – наказал, уходя, учитель. 

На вершине горы мы подошли к плоскому камню, отшлифованному ветром и дождём. Рядом лежала стеклянная бутылка с запиской внутри её, и флажок трепетал на ветру. В записке было написано, что пять лет назад, здесь была какая-то группа туристов. Это был их флажок. Мы выцарапали на камне  инициалы свои и своих любимых. 

 После того как мы отдохнули, начали спуск. Оказалось, спускаться с горы гораздо труднее, чем подниматься. Спустившись до половины, мальчики начали   сталкивать камни с горы. Каменные глыбы летели вниз с такой огромной скоростью, переворачиваясь несколько раз в воздухе, подпрыгивали вверх, падали опять вниз, ударяясь о горную породу, дробились на мелкие, мелкие камни и камешки. Они летели вниз, унося с собой другие, которые лежали на их пути.

 И тут мы увидели, что некоторые глыбы катятся уже по земле в сторону лагеря.  Хорошо то, что за несколько метров до палаток они  останавливались. Поняв, что наша затея оказалась опасной, уже больше не сталкивали камни с горы.

 Когда мы спустились вниз, другие одноклассники и Николай Иосифович уже сидели у костра и готовили ужин. Оказалось, что после нас они тоже поднимались на эту гору, только с другой стороны. Там был подъём и спуск менее опасен, поэтому они быстрее пришли в лагерь. Мы не поверили, но в доказательство они рассказали о том, что мы выцарапали на плоском камне.

 Девчата сварили кашу на ужин, все съели её с большим аппетитом. Вдруг учитель, посмотрев на небо,  сказал нам о том, что нужно сворачивать палатки, так как будем срочно возвращаться – испортилась погода. Солнце зашло за тучку, и начал накрапывать дождь. Все вещи уложили в большую лодку. В неё сели Николай Иосифович и 10 парней. В неё же погрузили музыкальные инструменты, сумку с продуктами, палатки.

 В нашей маленькой лодке умещалось только пять человек. Виктор Стабровский был капитаном, сидел на заднем сидении с веслом в руке, как рулевой. А мы четверо девчат – Валя Орлова, Наташа Попова, Галя Кованина  и я, Аля Иванова,    были матросами.

 Сейчас вспоминая этот сплав, считаю, что нужно было отправляться в путь утром. Дождик переждали бы в палатках. Ведь был уже вечер, а в горах быстро темнеет, когда солнце прячется за склоны гор. Но учитель поступил так, как считал нужным. Ведь не знал, на сколько дней тучи затянули небо. 

 Однажды я уже теряла обувь, таким образом. Мне было  девять лет – это были послевоенные годы – мы с мамой и младшей сестрёнкой, Валей Ивановой, плыли по Оби на пароходе в Быстрый Исток. Я бродила по палубе, подошла к дырке, что была вырезана на полу парохода. Внизу была видна вода. Я сунула ногу в дырку, и вода сразу же разула меня, нога осталась босой. Пошла к маме в одной галоше, остальное время  босиком ходила по горячей палубе и по холодной земле на берегу. Это тоже произошло в июне месяце.  Наша лодка шла первой. За веслами сидела я в паре с Галей Кованиной. В этот раз я впервые взяла весло в руки. Грести было не сложно. Двумя руками держишься за весло и одновременно с напарницей, у которой тоже есть весло в руках,  опускаешь другой конец в реку, с небольшим усилием отталкиваешь воду от себя, Лодка двигалась вперёд. Да если учесть то, что река горная, течение сильное, так движение лодки усиливается. 

  Учитель постучал в дверь первого дома, что стоял на окраине села. На крыльцо вышел хозяин. Николай Иосифович попросил у хозяина  разрешение переночевать в его доме. Тот разрешил. «Располагайтесь! На полу места много, только подстелить нечего». Как только не простыли? Спали на голом полу в мокрой одежде. 

  Быстрые воды  Ануя несли наши лодки вперёд. Время от времени у вёсел менялись «матросы». Валя Орлова и Наташа Попова дружным взмахом вёсел ускоряли движение лодки. Затем эта пара отдыхала. Галя и я усаживались на их место. На ладонях от вёсел образовались мозоли, ныла спина. Мы непрестанно погружали вёсла в воду, и с каждым наклоном вперёд боль в спине и где-то по бокам давала о себе знать. 

 Река Ануй впадает в Обь. Нам нужно было в этом месте пересечь Обь по течению с одного берега на другой. Обь была довольно-таки широкой и быстрой рекой, так как чуть выше по её течению, она образовалась из слияния двух горных рек: Бии и Катуни. От места слияния этих рек тянется по течению длинная  светлая полоса, которая как бы разделяет реку пополам, потом светлая полоса исчезает, и Обь несёт свои чистые воды дальше на север, к океану. Эту полосу хорошо было видно, когда плыли на пароходе «Зюйд» из Бийска в Барнаул. 

 Когда вспоминаю в последнее время об этом сплаве на лодках, страшно становится. Сейчас бы я не села в ту маленькую лодку. Июнь месяц. Река Обь была в это время ещё в разливе - широкая, могучая. Недалеко  от  входа Ануя в Обь, произошло слияние двух рек Горного Алтая: река Бия и река Катунь. Обе эти горные реки образовали мощный многоводный поток, называемый - Обь.

   Вот и неслась наша посудина по быстрому течению Оби. Дальше большая лодка обогнала нас и была ведущей. Такое решение принял Николай Иосифович. Парни обогнали нашу лодку, направили свою посудину на другую сторону Оби, а потом шли у самого берега. Наша красавица река Обь была здесь глубокая и полноводная, с множеством больших и малых островов. Серьёзная река, поэтому здесь ошибок быть не должно. Мы спешили, так как был вечер, а над нами  на небе висела огромная тёмная туча. Мы прибыли к месту нашего причала вовремя. Уже дул нам в спину сильный ветер. Закрепив лодки к бревну, что лежало на берегу, все попрощались друг с другом и разошлись по домам. Мой дом находился на другом конце посёлка, на берегу речки Амуринки.

  Когда я босиком и в шляпе переступила порог своего дома, разразилась такая гроза! Будто ждал дождь, пока я доберусь до дома. В окна бил сильный дождь с большими порывами ветра.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Так получилось, что в нынешних "Моторах Войны" мне довелось выполнять целый ряд ролей, в том числе сценариста двух из трех реконструкций. По Нормандии была составлена концепция боя 2 ТД с войсками 2-й Английской армии и 1-й Американской армии, но ее пришлось сильно переделывать, а вот бои ...
...
          *   *   * Город в оттенках зеленого, Белых черемух флёр. Вновь середина мая: Пылает тюльпанов костер. Как все меняется быстро. Груши уже зацвели, Вишни в наряде белом, Вьются над ними шмели. Гомон  ребячий и ...
Интересно очень смотреть на реакцию в рунете на афроамериканцев, громящих магазины и поджигающих полицейские машины в ответ на убийство полицией одного из них. Я ни к чему, заметьте, не призываю, но почему-то мне кажется, что такая их реакция способствует тому, что их все-таки будут ...
Где барельефы? "Они были утрачены и разрушались", - говорится в публикации застройщика, MR Group. "Барельефы были утрачены и разрушались? Это всё одновременно? Или все же барельефы утрачены и разрушены благодаря вашим действиям по их сохранению? Где сохраненные барельефы, которые до ...