Вниз по Аную и Оби

топ 100 блогов Сообщество «ТЕРРИТОРИЯ ЖИЗНИ.»10.12.2014

Река Обь в июне.

Вспоминаю свой первый сплав на лодках по Аную и Оби. Он состоялся после окончания девятого класса Акутихинской средней школы. В нём приняли участие  шестнадцать человек. Утром две лодки погрузили в кузов грузовой машины, на пароме переправились через Обь, проехали по улицам Быстрого Истока. Здесь началось наше сухопутное путешествие. Несколько сёл остались позади, когда мы подехали к селу Антоньевка, далее покатила машина по просёлочной дороге в предгорья Алтая. Шофером был молодой парень, только что отслуживший армию - Виктор Нагих - брат моей подруги Зои Нагих.

В кузове бортовой машины лежали две лодки, одна поверх другой. Николай Иосифович, завуч нашей школы, и все мои одноклассники сидели по бокам лодок. Водитель  привез нас после обеда к подножию Ануйского хребта. Лодки спустили ребята в горную реку Ануй, а мы разбили палаточный лагерь. Виктор отдохнул немного и вечером уехал домой, в Акутиху.
       - Без нас в горы не ходите! – наказал, уходя, учитель.

На вершине горы мы подошли к плоскому камню, отшлифованному ветром и дождём. Рядом лежала стеклянная бутылка с запиской внутри её, и флажок трепетал на ветру. В записке было написано, что пять лет назад, здесь была какая-то группа туристов. Это был их флажок. Мы выцарапали на камне  инициалы свои и своих любимых.

После того как мы отдохнули, начали спуск. Оказалось, спускаться с горы гораздо труднее, чем подниматься. Спустившись до половины, мальчики начали   сталкивать камни с горы. Каменные глыбы летели вниз с такой огромной скоростью, переворачиваясь несколько раз в воздухе, подпрыгивали вверх, падали опять вниз, ударяясь о горную породу, дробились на мелкие, мелкие камни и камешки. Они летели вниз, унося с собой другие, которые лежали на их пути.

И тут мы увидели, что некоторые глыбы катятся уже по земле в сторону лагеря.  Хорошо то, что за несколько метров до палаток они  останавливались. Поняв, что наша затея оказалась опасной, уже больше не сталкивали камни с горы.

Когда мы спустились вниз, другие одноклассники и Николай Иосифович уже сидели у костра и готовили ужин. Оказалось, что после нас они тоже поднимались на эту гору, только с другой стороны. Там был подъём и спуск менее опасен, поэтому они быстрее пришли в лагерь. Мы не поверили, но в доказательство они рассказали о том, что мы выцарапали на плоском камне.

Девчата сварили кашу на ужин, все съели её с большим аппетитом. Вдруг учитель, посмотрев на небо,  сказал нам о том, что нужно сворачивать палатки, так как будем срочно возвращаться – испортилась погода. Солнце зашло за тучку, и начал накрапывать дождь. Все вещи уложили в большую лодку. В неё сели Николай Иосифович и 10 парней. В неё же погрузили музыкальные инструменты, сумку с продуктами, палатки.

В нашей маленькой лодке умещалось только пять человек. Виктор Стабровский был капитаном, сидел на заднем сидении с веслом в руке, как рулевой. А мы четверо девчат – Валя Орлова, Наташа Попова, Галя Кованина  и я, Аля Иванова,    были матросами.

Сейчас вспоминая этот сплав, считаю, что нужно было отправляться в путь утром. Дождик переждали бы в палатках. Ведь был уже вечер, а в горах быстро темнеет, когда солнце прячется за склоны гор. Но учитель поступил так, как считал нужным. Ведь не знал, на сколько дней тучи затянули небо.

Однажды я уже теряла обувь, таким образом. Мне было  девять лет – это были послевоенные годы – мы с мамой и младшей сестрёнкой, Валей Ивановой, плыли по Оби на пароходе в Быстрый Исток. Я бродила по палубе, подошла к дырке, что была вырезана на полу парохода. Внизу была видна вода. Я сунула ногу в дырку, и вода сразу же разула меня, нога осталась босой. Пошла к маме в одной галоше, остальное время  босиком ходила по горячей палубе и по холодной земле на берегу. Это тоже произошло в июне месяце.  Наша лодка шла первой. За веслами сидела я в паре с Галей Кованиной. В этот раз я впервые взяла весло в руки. Грести было не сложно. Двумя руками держишься за весло и одновременно с напарницей, у которой тоже есть весло в руках,  опускаешь другой конец в реку, с небольшим усилием отталкиваешь воду от себя, Лодка двигалась вперёд. Да если учесть то, что река горная, течение сильное, так движение лодки усиливается.

Учитель постучал в дверь первого дома, что стоял на окраине села. На крыльцо вышел хозяин. Николай Иосифович попросил у хозяина  разрешение переночевать в его доме. Тот разрешил. «Располагайтесь! На полу места много, только подстелить нечего». Как только не простыли? Спали на голом полу в мокрой одежде.

Быстрые воды  Ануя несли наши лодки вперёд. Время от времени у вёсел менялись «матросы». Валя Орлова и Наташа Попова дружным взмахом вёсел ускоряли движение лодки. Затем эта пара отдыхала. Галя и я усаживались на их место. На ладонях от вёсел образовались мозоли, ныла спина. Мы непрестанно погружали вёсла в воду, и с каждым наклоном вперёд боль в спине и где-то по бокам давала о себе знать.

Река Ануй впадает в Обь. Нам нужно было в этом месте пересечь Обь по течению с одного берега на другой. Обь была довольно-таки широкой и быстрой рекой, так как чуть выше по её течению, она образовалась из слияния двух горных рек: Бии и Катуни. От места слияния этих рек тянется по течению длинная  светлая полоса, которая как бы разделяет реку пополам, потом светлая полоса исчезает, и Обь несёт свои чистые воды дальше на север, к океану. Эту полосу хорошо было видно, когда плыли на пароходе «Зюйд» из Бийска в Барнаул.

Когда вспоминаю в последнее время об этом сплаве на лодках, страшно становится. Сейчас бы я не села в ту маленькую лодку. Июнь месяц. Река Обь была в это время ещё в разливе - широкая, могучая. Недалеко  от  входа Ануя в Обь, произошло слияние двух рек Горного Алтая: река Бия и река Катунь. Обе эти горные реки образовали мощный многоводный поток, называемый - Обь.

Вот и неслась наша посудина по быстрому течению Оби. Дальше большая лодка обогнала нас и была ведущей. Такое решение принял Николай Иосифович. Парни обогнали нашу лодку, направили свою посудину на другую сторону Оби, а потом шли у самого берега. Наша красавица река Обь была здесь глубокая и полноводная, с множеством больших и малых островов. Серьёзная река, поэтому здесь ошибок быть не должно. Мы спешили, так как был вечер, а над нами  на небе висела огромная тёмная туча. Мы прибыли к месту нашего причала вовремя. Уже дул нам в спину сильный ветер. Закрепив лодки к бревну, что лежало на берегу, все попрощались друг с другом и разошлись по домам. Мой дом находился на другом конце посёлка, на берегу речки Амуринки.

Когда я босиком и в шляпе переступила порог своего дома, разразилась такая гроза! Будто ждал дождь, пока я доберусь до дома. В окна бил сильный дождь с большими порывами ветра.

Читал как-то, что в эпоху сралинских репрессий многие люди сжигали свои дневники, опасаясь собственных мыслей как компромата. Нетрудно представить, что даже перед своими детьми они уже не были искренними на протяжении всей последующей жизни. Убивалась память поколений, уничтожалась преемс ...
Я заказываю лаки OPI в официальном интернет-магазине Вербены и к праздникам вместе с заказом любезные менеджеры присылают какой-нибудь лак в подарок, обычно из новых коллекций. В последний раз прислали вот такой любопытный экземпляр. На флаконе присутствуют все признаки оригинального ...
Восемь турецких военных, попросивших убежища в Греции, приговорены судом в Александруполисе к двум месяцам условно за "нелегальное пересечение границы". Фото: AFP. Турецкие военные пребывают под арестом, пока рассматриваются их заявления о предоставление им статуса беженца в Грец ...
Понятно где : ***** Верховная Рада приняла в целом законопроект № 2987 "О внесении дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно запрета изготовления и пропаганды георгиевской (гвардейской) ленты”. Такое решение поддержали 238 народных депутатов. Документ ...
Получила вчера результат письменного задания по математике и, к моему глубочайшему удивлению, оно зачтено. Это не тот экзамен с открытой книгой, который мы выполняли группами по 3 человека на этой неделе - до него еще очередь не дошла. Кстати, экзаменационное задание я умудрилась ...