Внеуличный рельсовый транспорт Киева. Обзор и схемы.
ru_railway — 26.05.2020 Киев - историческая столица древней Руси, а сегодня третий по величине город постсоветского пространства. Как и любой мегаполис, он нуждается удобном и быстром внеуличном транспорте, перевозящим большое количество людей в относительно комфортных для среднестатистического горожанина условиях. Весь скоростной внеуличный рельсовый транспорт города постарались нанести на современную версию схемы киевского метро, которая фактически из схемы метро теперь превратилась в схему "Киевского метрополитена и скоростного транспорта". Скоростной транспорт города, нанесённый на новую схему, сегодня составляет сама система метро, кольцевая линия городской электрички, две линии скоростного трамвая, включающие в себя в общей сложности пять маршрутов, и транспорт, соединющий город с международными аэропортами Борисполь и Жуляны. Схема получилась довольно красивая и аккуратная, но насколько она соответствует реальному положению дел?1. Дизайн прототипа новой схемы киевского метро во многом повторяет работы практикантов студии Артёма Лебедева 2014 г. с добавлением на схему маршрутов обеих линий скоростного трамвая. Однако группа дизайнеров "Агенти змiн" (укр. "Агенты перемен"), разработавшая новый дизайн для схемы, утверждает, что ничего не "слизывали" и вообще в подобном дизайне была выполнена первая схема метро в мире, изображавшая подземку Лондона. Один из недостатков схемы, который будет исправлен в следующей версии - обилие цветов для маршрутов линий скоростного трамвая.
2. На основании прототипа была составлена схема, являющаяся официальной с 2015 г. Все маршруты линий скоростного трамвая на схеме стали обозначаться более тонкими линиями и одного цвета, не выделяясь на фоне трёх линий метро, что избавило пассажиров от пестроты и путаницы. Однако не все недостатки схемы были исправлены в этой версии. Схема выглядит вполне прилично, не пестрит лишними цветами и городской внеуличный транспорт Киева на ней для европейского жителя предстаёт организованным и слаженным, что на самом деле не совсем так.
Главный "косяк" схемы, который не оставляет меня в покое - обозначение пересадок между линиями метро и городской электрички. Если верить схеме, то таких пересадок в Киеве аж целых шесть. И если три из них ещё можно назвать пересадками, закрыв глаза на факт, что при такой пересадке придётся доплачивать за проезд, что уже достаточно даёт европейскому жителю понять о "слаженности" городской транспортной системы, то остальные три сложно назвать пересадками даже с натяжкой. Относительно удачными пересадками можно назвать Петровку, Выдубичи и Сырец, где станции городской электрички находятся в непосредственной близости от входа на станцию метро. С огромной натяжкой сюда можно отнести Вокзальную, где кроме метро и городской электрички можно ещё пересесть на Правобережную линию скоростного трамвая. Станцию метро и городскую электричку здесь разделяет более 200 метров, а до остановки скоростного трамвая нужно пройти через торговый центр. Что касается Левобережки и Берестейской, где согласно схеме мы тоже видим пересадки на городскую электричку, то здесь станции метро и городской электрички разделяют расстояния по пол километра, что для пожилого человека около 25 - 30 минут ходьбы пешком, а в случае с Берестейской, если верить Google, идти придётся через глухой лес, которым является городской парк "Нивки" (этот маршрут сам пока не тестил).
* * *
Ну а теперь о каждой транспортной системе отдельно.
3. Система метро открылась в 1960 году, состоит из трёх линий, представляя собой стандартную советскую "трёхлинейку", какие планировались в каждом городе бывшего СССР, где население достигало миллиона человек. Основная часть метро в Киеве подземная, за исключением 6 станций на левом берегу Днепра и трёх метромостов. На фото станция глубокого заложения "Площадь Льва Толстого", пилонный тип.
4. Станция "Бориспольская", мелкое заложение, односводчатый тип.
5. Станция "Университет". Здание наземного вестибюля.
6. Из-за приличной глубины Днепра и сложности строительства тоннелей под ним вся связь метро с левым берегом проходит по метромостам. В городе три метромоста, все открытые и совмещены с автомобильным движением в одном уровне.
7.
8. Городская электричка представляет собой кольцевую линию с конечной в Дарнице, для которой используются тупиковые пути на Дарницком вокзале. Линия использует железнодорожные пути, проходящие в основном по промзоне и отдалённым окраинам, из-за чего не у всех киевлян пользуется спросом, однако востребована жителями района Троещина, до которого киевское метро пока не дошло и электричка оказалась ближайшим внеуличным транспортом, способным обслуживать этот район. На фото станция Киев Пассажирский.
9. Электричка работает только в часы пик с дневным окном в расписании с 6.00 до 10.00 в утреннее время и с 16.00 до 21.00 в вечернее время. В качестве подвижного состава на линии эксплуатируются видавшие виды электропоезда ЭР9М, ЭД9М и ЭПЛ9Т приписки депо Фастов в удручающем состоянии, переданные сюда с пригородного трафика и изначально предназначенные для эксплуатации в пригородном сообщении. На фото ЭР9М-517 и ЭПЛ9Т-005 во время дневного отстоя на тупиковых путях станции Дарница.
10. Салоны вагонов в электропоездах, регулярно эксплуатирующихся на линии городской электрички, слегка переделаны для городского трафика. Для более быстрой посадки и высадки в условиях городского транспорта и частых остановок демонтированы раздвижные двери, отделяющие тамбуры от пассажирского салона, а для увеличения вместимости вагонов изменена планировка сидячих мест. Вместимость вагонов стала больше, добавилось количество стоячих мест, однако поручни под новую планировку никто поменять не удосужился и ездить в таких вагонах стоя весьма сложно.
11. ЭПЛ9Т-002, станция Киев Пассажирский.
12. Систему городского внеуличного транспорта дополняют две линии скоростного трамвая. Правобережная линия введена в эксплуатацию в 1978 году, заменив собой альтернативный проект продления Святошинско-Броварской линии метро на запад, обслуживается трамвайными маршрутами № 1, 2 и 3. Линия начинается от центрального вокзала и уходит вглубь района Борщаговка. Левобережная линия введена в эксплуатацию в 2000 году, обслуживается маршрутами № 4 и 5. Начинается у платформы городской электрички "Троещина-2" и уходит вглубь района Троещина.
13. Правобережная линия полностью наземная, частично проходит по обособленному полотну без перекрёстков с развязками в разных уровнях, за исключением перекрёстка с улицей Старовокзальная, где рельсы проложены по проезжей части. Маршруты № 1 и 2 - полускоростные, т. к. используют для движения ещё и нескоростной участок Гната Юры - Михайловская Борщаговка, который имеет пересечения с автомобильными дорогами в одном уровне. Маршрут № 3 считается полностью скоростным, хотя и не является таковым из-за совмещённого участка у Старовокзальной.
14. Левобережная линия тоже полностью наземная и, в отличии от Правобережной, целиком изолированна от перекрёстков с автомобильными дорогами и другими видами транспорта, пересекаясь с ними на разных уровнях, из-за чего соответствует стандартам полноценной линии лёгкого метро. Линия пересекает западную часть жилого массива Троещина по центру двухсторонней улицы Бальзака, но отгорожена от проезжей части. На всём протяжении линии пути уложены в соответствии с железнодорожными требованиями к качеству пути.
15. Отдельного внимания заслуживавет пересадочный узел между Левобережной линией скоростного трамвая и линией городской электрички. Переход между платформой электрички и конечной остановкой трамвая является кроссплатформенным и осуществляется через небольшой павильон с турникетами. Остановка и разворотное трамвайное кольцо распологаются на эстакаде, примыкающей к одной из железнодорожных пассажирских платформ. Чтобы перейти к платформе противоположного направления городской электрички, потребуется пересечь железнодорожные пути.
16. Левобережная линия скоростного трамвая обслуживается трамвайными маршрутами № 4 и 5. Маршрут № 4 работает только по рабочим дням в часы пик и полностью проходит по изолированному скоростному маршруту вдоль улицы Бальзака от платформы городской электрички "Троещина-2" до станции "Милославская", за которой также расположилось разворотное кольцо. Маршрут № 5 работает ежедневно и является удлиннённым вариантом "четвёрки" для возможности быстрой и удобной пересадки на нескоростные трамвайные маршруты № 28, 33 и 35.
17.
18. На самую последнюю официальную схему киевского метро, вышедшую менее двух лет назад в 2018 году с лёгкой руки всё той же группы дизайнеров "Агенти змiн", было нанесено последнее обновление - маршрут рельсового автобуса, курсирующего между пассажирским вокзалом Киева и аэропортом Борисполь.
19. Кроме пассажирского вокзала Киева и станции в аэропорту Борисполь, "аэроэкспресс" делает также остановку на вокзале Дарница. Предполагалась ещё одна остановка на станции Выдубичи и на схеме для неё оставили "задел", но пока остановка в Выдубичах не предусмотрена. На маршруте эксплуатируются рельсовые автобусы постройки польского концерна PESA серии 620M. На фото PESA 620M-005, станция Киев Пассажирский.
20. PESA 620M-012, аэропорт Борисполь. Станция в аэропорту Борисполь представляет собой единственный тупиковый путь с двумя высокими боковыми платформами с обеих сторон от него. Одна из платформ предназначена для высадки прибывших пассажиров, другая - для посадки.
21.
22. В сети встречались мнения о нанесении на новую схему линии киевского фуникулёра. На новой схеме скоростного внеуличного рельсового транспорта Киева он так и не появился, что вообщем-то объяснимо. Если разобраться, то фуникулёр - внеуличный рельсовый транспорт, но специализированный, применяемый в условиях тяжёлого рельефа и не относится к скоростному. Однако в заключении стоит уделить ему внимание как внеуличному рельсовому транспорту и объекту исторической достопримечательности.
23. Киевский фуникулёр связывает Подол с исторической частью города с 1905 года, являясь одним из первых в Российской империи после фуникулёров в Нижнем Новгороде и Одессе. Подвергаясь реконструкции, в результате чего его нижний вестибюль даже поменял всоё местоположение, он дожил-таки до наших дней и совсем недавно в 2015 году отметил солидный юбилей - 110 лет.
24. Фуникулёр использует наиболее распостранённую маятниковую схему работы: два безмоторных вагона соединены канатом, перекинутым через шкив, приводящийся в движение двигателем. Вагоны помечены буквами "Л" и "П", что означает - левый и правый, поскольку за счёт правильного расположения реборд на колёсах каждого вагона один из всегда ходит по левой стороне, а второй - соответственно по правой.
25. Такой вид имели вагоны в 2012 году в преддверии чемпионата Европы по футболу UEFA Euro 2012.
26. Нижний вестибюль. Открыт в 1929 году во время продления линии. Находится на Подоле возле Почтовой площади рядом с одноимённой станцией метро. Неподалёку распологается речной вокзал.
27. Верхний вестибюль не менял своего места положения, но был удлиннён в ходе реконструкции в 1984 - 1986 гг. прошлого века. Находится на верхней террасе Владимирской горки у входа в Михайловский златоверхий монастырь.
28. Михайловский собор. Предполагается, что он был первым храмом на Руси с позолоченным верхом, положив начало традиции.
29. Ротонда Михайловского монастыря.
30.
Благодарю за внимание!
|
</> |