­
­
рейтинг блогов

Внешний свет

топ 100 блогов lx_photos13.09.2011

Внешний свет

Здравствуйте, товарищи.
Тот, кто дочитает подкат до конца, будет узнать, почему на картинке ночь, а тем не менее всё видно.
Потому что сегодня мы говорим про наружное освещение самолётов Boeing-737 Classic, -737 NG и A320. Ликбез по заявкам, так сказать.
Чипсы, пиво и блэкджек - за свой счёт, пожалуйста.

Итак, преступим.
Начинать будем, как и положено, с классиков. Потом перейдём к новым поколениям; а закончим, соответственно, будущим самолётостроения, которое иногда доступно уже сейчас - воздушными автобусами.

Boeing-737 Classic.
Внешний свет

Это он взлетает.
Помимо всякого интересного, мы тут видим слегка выпущенные закрылки.
Яркое пятнышко на левой трети снимка, ближе к низу, - это как раз и есть светящаяся лампа Внешней посадочной фары..
Таких фар на Классике две - по одной на каждом обтекателе внешней балки внешнего закрылка.
Вот фара поближе:
Внешний свет

Фара имеет механизм выпуска. То есть в убранном положении она своим стеклом вписывается в контур обтекателя и направлена вниз, а в выпущенном торчит почти перпендикулярно обтекателю.
Интересной особенностью является то, что фара меняет угол выпуска в зависимости от положения закрылков. Для этого в конструкции есть тяга, уходящая куда-то в обтекатель балки закрылка.
Поэтому, независимо от положения механизации (больше угол наклона к плоскости крыла или меньше), фара светит примерно в то же место.

В корневой части каждого крыла за прозрачным обтекателем прячутся по две фары.
Внешний свет

Та, что побольше - это внутренняя посадочная фара. Фара такого типа - самая мощная на самолёте.
Поменьше - фара освещения полосы вбок (Runway turnoff). Она послабже и нужна для освещения поверхности земли от самолёта вбок при рулении.
Посадочные фары включаются при посадке и взлёте самолёта. Ночью - для того, чтобы видеть самому; днём - чтобы самолёт был лучше видимым - например, для птиц.

Также для руления используется рулёжная фара на передней ноге:
Внешний свет


Некий комплекс освещения имеется на законцовке каждого крыла.
Внешний свет

Красная лампа внутри прозрачного обтекателя называется Position light. По-советски это есть "БАНО" (Бортовой АэроНавигационный Огонь).
Для различения сторон самолёта БАНО левого крыла имеет красный светофильтр, а правого крыла - зелёный. Этот принцип пришёл в авиацию из морского дела - там на кораблях тоже справа зелёный огонь, а слева красный.
Впереди цветной лампочки видна прямоугольная коробочка строба. Этот огонь вспыхивает белым. Видимо, для лучшей видимости самолёта. Их действительно видно издалека даже и на летящем самолёте.

Сзади крыла есть ещё и белый огонь.
Внешний свет

В советской терминологии - "строевой", а по-английски - всё тот же позиционный, только белый. Эти огни (по одному белому на крыле, зелёный и красный) обычно горят всегда, когда на самолёте включено питание.

В хвосте самолёта, над выхлопом ВСУ, есть ещё и задний строб.
Внешний свет


Управляются все фары и лампы внешнего освещения из кабины пилотов, с нижней части потолочной панели.
Внешний свет


Теперь перейдём к 737 NG.
Внешний свет

В принципе, тут почти всё так же, как и на Классике
(вообще, эту фразу при обучении на NG приходится слышать чаще всего).
На фото видно, что входник двигателя и крыло освещены. Это делают фары, размещённые в борту фюзеляжа (одна из них видна горящей в левой части кадра, возле его границы).

Но пока пройдёмся по консоли.
Внешний свет

Так же, как и на Классике, тут есть БАНО. Красный
и зелёный.
Внешний свет

Обратим внимание, что лампочек стало по две.
Я так думаю, это для надёжности - одна перегорит, вторая досветит за подругу.

Внешний свет

Белые лампы сзади тоже остались, но их тоже стало по две в каждом плафоне.
Внешний свет


Строб теперь размещается не в том же обтекателе, а отдельно:
Внешний свет

Вот крупнее:
Внешний свет


Строб в хвосте остался практически без изменений:
Внешний свет


А вот и фара на крыло:
Внешний свет

Она - в левом верхнем углу снимка.
В правом нижнем - всё тот же блок Runway turnoff light и большой посадочной фары.

Теперь банановый! В новом обтекателе!
Внешний свет


Рулёжная фара на передней ноге осталась там же:
Внешний свет


Проводка к ней всё так же проходит сзади, по шлиц-шарниру.
Внешний свет

И так же, как и раньше, при необходимости разворота ноги более 90 градусов (при буксировке в ограниченном пространстве, например), нужно от железа отсоединить проводку, чтобы её не порвать.

Внешние посадочные фары с закрылков убрали, а вместо них поставили убирающиеся фары внизу центроплана фюзеляжа, под отсеками кондицинирования.
Внешний свет


В убранном положении их стёкла находятся заподлицо с поверхностью самолёта, а в выпущенном фары торчат вниз и светят вперёд.
Внешний свет


И слегка вниз светят, ага.
Внешний свет


Убираются в нишу.
Внешний свет


На этом про NG всё.

Переходим к Эйрбасам.
Внешний свет

Что мы тут видим?
Проблесковые маячки разбирали недавно (тут они практически такие же), передний свет будет чуть позже. А пока рассмотрим консоль.
Внешний свет

Сзади у его, как и положено, крылышко.
А спереди имеем прозрачный когда-то обтекатель, под которым и спряталась светотехника.
Красным слева и зелёным справа всё так же горит лампОчка, но уже называемая "Navigation light".
Внешний свет

(это фото правого крыла, поэтому внутренности тут расположены наоборот относительно левого)
Две одинаковых лампы внутри обтекателя горят не одновременно, как на 737, а поочерёдно. Переключателем в кабине можно выбрать первую или вторую лампу.

Сзади крыла ламп нет.

Красиво пыхает на крыле - что?..
Внешний свет

правильно, строб.
Тут тоже всё прикольно.
Если присмотреться вот сюда:
Внешний свет

, то видно, что коробочка строба как бы разделена на две части.
Так вот - лампы в этих частях вспыхивают по очереди.
Так что Эйрбас просто отличить в полёте издалека - у него на крыле быстро вспыхивают две лампы с задержкой в долю секунды одна относительно другой (две вспышки всего), а потом идёт пауза примерно в секунду. У Боинга же вспышки происходят по одной.

На хвосте у 320-го тоже есть строб, только он находится под выхлопом ВСУ.
И так же есть два белых строевых огня, горящих по одному (положения переключателя Navigation light 1 и 2 в кабине).

Вот мы и добрались до мощных фар.

Когда это летит, всё прекрасно видно:
Внешний свет

Наблюдаем по одной посадочной фаре подмышкой каждого крыла,
на передней ноге хорошо видны рулёжная фара слева от нас и взлётная (TakeOff light) - справа.
Внешний свет

Кроме них, внизу видны развёрнутые вбок Turnoff lights.

Посадочные фары (подмышками) находятся возле ниши главных опор шасси.
Внешний свет

Фары выпускные.

На Эйрбасе также есть фары для освещения входника двигателя и передней кромки крыла:
Внешний свет

, а киль освещается Logo light-ом.
Logo lights находятся на верхней поверхности левой и правой половины стабилизатора.
На Боинге Logo lights тоже есть - на NG там же, а на Классике могут находиться на законцовках крыла.

Управляются фары тоже с нижней (передней) части потолочной панели кабины пилотов.
Внешний свет

Как видим, на Эйрбасе всё расположено и сделано традиционно культурнее :)

И, на закусь - хит сезона! Фунт ксенона!
Ан-148 в части света опередил мировую авиацию на стопиццот лет.
Внешний свет

Ейные БАНО сделаны на светодиодах.
Слава нам!
Наконец-то техникам можно будет менять лампы не раз в две недели, как на Классике, и не раз в полгода, как на Эйрбасе. А, будем надеяться, раз в пять лет хотя бы.
(правда, вид закрашенных винтов всё равно не радует нас)

Ещё там посадочные или рулёжные фары ксеноновые, что тоже как бы должно способствовать.

Зато освещение логотипа там сделано откровенно отстойно - луч бьёт пучком в небольшую полоску. Видимо, про рассеивающие линзы конструкторов пока не известили.


Ну да ладно.

Засим прощаюсь.
Учите матчасть, ага.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Не хочу никого и ничто обидеть и не связываю сказываемое ни с чем за пределами названного. Однако полагаю, что у щей есть душа, и что она велика и полноводна. У борщей же есть душка, она мелка и суетлива. Душа щей дружественна и покровительственна душе человека. Душа человеческая со ...
2024 год, фермер Джастас Уолкер, на Алтае, вынужден ехать за десятки километров, для ремонта двигателя у легковой машины, которую использовал как доставщик грузов. Рядом нет ни одного станка токарного, что бы починить двигатель. Такие же станки нужны для ремонта любого трактора, сеялки, ...
Вот такое письмо пришло только что: "Дорогой Канал Анал, Сегодня мы объявляем об изменениях в партнерской программе YouTube (YPP). Хотя наша цель состоит в том, чтобы оставить YPP открытым для как можно большего числа каналов, мы признаем, что нам нужно больше гарантий для защиты ...
Во, думаю пацаны ебашат как надо. А какого хуя весь центр перекрыт? ...
Девушки, помогите-спасите. Начали обучение сз, уже 4 дня позади, но есть проблема, ребенок не понимает что надо лечь. Если её положить, она бесится и тут же встаёт. Короче, засыпает сидя, потом уже ждём момента положить. Иногда он наступает не сразу и сон, сами понимаете какой. Играть и ...