вне шаблона, для себя, внезапно про наушники

реалии таковы - панельные или кирпичные дома с тонкими стенами, маленькие комнаты квартир.
акустика комнат никакая.
подготовленное в акустическом смысле отдельное помещение в большинстве случаев (даже если частный дом) - исключительно дорогая роскошь.
зато акустика зданий - отличная.
слушать музыку, особенно классическую, неоклассику, минимализм, авангард, в таких условиях практически невозможно.
убьют озверевшие прочие вынужденные посетители этого дивного концертного зала.
казалось бы, наушники и сопутствующее должны быть темой №1 всяких радиогубительских форумов.
ан нет.
тема №1 - мощные усилители.
ладно.
дальше - качество.
пристойные акустические системы начинаются от многадоллорав за единицу.
в условиях обычной жилой комнаты эти многадолларов всё равно окажутся мелочью.
потому как хорошей акустике нужно хорошее помещение.
и всё равно тема №1 - мощные усилители.
ладно.
даже пристойные акустические системы - основной источник искажений во всём тракте.
и источник нюансов.
разделительные фильтры, противо-эдс, требующая адекватного демпфирования, причём в многополосной системе - противо-эдс от разных динамических головок, etc.
и всё равно тема №1 - мощные усилители.
ладно.
очень хорошие уши (наушники) - это где-то от пяти сотен зелени до немногим больше тысячи.
нюансов очень мало.
сопротивление выше, чем у акустических систем (32 ома - 600 ом).
один излучатель.
очень маленькая подводимая мощность - десятки милливатт.
искажения очень малы, 0,1% - норма.
противо-эдс фактически нет, требований к демпфированию - тоже.
и всё равно тема №1 - мощные усилители.
раз мощность маленькая, то усилитель для ушей должен быть в чистом классе А и однотактным.
из-за милливатного диапазона мощностей на энергетическую неэффективность класса А наплевать, а однотактник с крохотной мощностью работает на крохотном же участке ВАХ единственного активного элемента.
стало быть - линейный и принципиально без проблем, которые есть у любой симметричной схемы.
потому что симметрия - это сферический конь в вакууме.
тем более класс А и однотактник, что вопроса с демпфированием нет вообще.
итого, берём классическую схему:
без идеального источника тока Is по сути она - мощный супертранзистор, свойства которого определяются значениями резисторов R1 и R2.
если R2 > R1, то напряжение усиливается в R2/R1 раз.
если транзистор T1 обогащённого типа, то на выходе операционника сигнал всегда положителен, и операционник можно питать от однополярного источника, лишь бы сама микросхема была rail 2 rail.
линейность практически идеальная, а для малых сигналов - и того лучше.
если используется идеальный источник тока Is, постоянная составляющая на выходе автоматически равна нулю.
что тоже очень хорошо.
включаем перфекционизм:
добавим второй идеальный источник тока, соединяющий выход операционника с минусом его питания.
при этом происходит забавное.
выход операционника дерётся с источником тока, который не даёт транзисторам в кишках Op1 закрыться.
то есть, второй источник тока загоняет операционник как усилитель в класс А.
теперь всё в классе А.
если операционник с полевыми транзисторами на входе, всё близко к идеалу - практически никаких ошибок, гальваническая связь между элементами, минимум деталей.
нагнетём психоза:
источник тока Is1 реализован по книжке, но операционник переведён в класс А (а просто так, для красоты и изящества).
ток источника можно задавать напряжением Ictrl, ток будет равен Ictrl/R4.
а раз ток задаётся напряжением, то его можно менять.
программно, например.
какой-нить копеечный DAC со встроенным генератором опорного напряжения.
и настраивать режим работы такого буфера на нагрузку разного сопротивления.
что для наушников с их разбросом сопротивлений от 30 ом до килоома почти вовсе не лишнее.
а источник практически идеальный.
и вот ещё можно заставить схему не усиливать сигнал.
сделать R2 = R1.
или даже меньше.
в симуляторе получается забавно.
тупой такой буфер.
однотактный.
чистый класс А.
с управляемым электронным способом током покоя.
и почти идеальный.
а в том диапазоне напряжений и токов, которые нужны наушникам - просто идеальный.
тёплый ламповый звук, вторая гармоника в спектре, ыыы.
но попробовать на действительно качественных ушах смогу только в июле.
после 12-го числа, ггг.
пока будем тренироваться на котиках.