ВМС НОАК: общее впечатление - Авторская версия
diana_mihailova — 26.07.2018Спуск на воду второго эсминца пр. 055 на верфи "Цзяннань-Чансин" в Шанхае, 28.04.2018 (фото с janes.com via haohanfw.com)
На резонный вопрос "Против кого Китай строит Большой флот?", наверное, следует ответить так: "Ни против кого конкретно". Что бы там ни писали западные и прозападные СМИ, ВМС НОАК строятся никак ни для завоевания Тайваня и, тем более, спорных островов Сенкаку и Спратли общей площадью менее 12 (!) кв. км. С вероятностью, близкой к 100%, вопрос с Тайванем рано или поздно решится также, как с Гонконгом и Макао − в рамках концепции "одна страна, две системы" (социалистическая и капиталистическая) при максимально возможной автономии "малого Китая". Пути решения вопроса с Сенкаку, возможно, подскажет российско-японский опыт урегулирования южно-курильской проблемы (после того, как она будет урегулирована, и заключён мирный договор). Решение проблемы Спратли также лежит в дипломатической плоскости.
В последнее время КНР единым фронтом с Россией проводит политику верховенства международного права в отношениях между государствами − членами ООН, является одним из важнейших гарантов глобальной стабильности и пользуется заслуженным авторитетом в мировом сообществе. Военное присоединение (аннексия) Тайваня навсегда лишило бы Пекин его авторитета и пагубно сказалось бы на внешнеэкономической деятельности. Даже вынужденное (спровоцированное), добровольное и ненасильственное вхождение Крыма в состав России принесло нам столько проблем, что китайцы, хорошо умеющие учиться на чужом опыте, ни за что не пойдут на акт агрессии, который вызовет лавину западных санкций, способных убить экономику Китая.
Вариант "против всех" (контроль над Мировым океаном) труднореализуем даже для такой богатой страны с развитым судпромоми вряд ли стоит на повестке дня (по крайней мере, сейчас). То же самое относится к контролю за Индийским океаном с целью обезопасить стратегические для КНР поставки нефти с Ближнего Востока, из Африки и пр. Наиболее правдоподобной выглядит версия, согласно которой Китай строит военный флот, который гарантированно защитит страну от морской блокады, ракетной атаки или вторжения со стороны моря. Каким бы безумным ни казался план нападения на державу с населением 1,4 млрд человек, не следует забывать о генетической памяти самих китайцев, для которых без малого сто лет истории (начиная с Первой Опиумной войны 1840-1842 гг.) связаны с бедствиями, принесёнными иностранными колонизаторами и захватчиками, приходившими с морских направлений.
Думается, как это и должно быть, в качестве потенциального агрессора, которому придётся противостоять строящимся ВМС НОАК, был выбран самый сильный противник на ТВД − ВМС США, представленные базирующимся в Японии 7-м оперативным флотом, традиционно состоящим из одной авианосной ударной группы и одной десантной группы (Amphibious Ready Group или ARG), не считая боевых кораблей, осуществляющих самостоятельное развёртывания (в частности, для решения задач ПРО), и судов обеспечения. При этом, не вызывает сомнений, что при планировании военно-морского строительства Китая была учтена возможность достаточно быстрого усиления 7-го флота кораблями 3-го флота со штабом в Сан-Диего − двумя-тремя АУГ и таким же количеством десантных групп (ARG).
Проблема №1: подводные силы
В ходе строительства Большого флота у Китая не всё идёт гладко. Китайцы строят его, широко применяя испытанный метод "клонирования" (реверс-инжиниринга). Однако, для этого необходимы исходные образцы, которые в ряде случаев невозможно получить ни за какие деньги и никакой хитростью.
Прежде всего сказанное относится к технологиям, связанным с атомными подводными силами, которые являются основой морской мощи тех стран мира, которые могут их себе позволить. По данным военно-морской разведки США (ONI), атомные лодки ВМС НОАК (пр. 094 и 093) по уровню шумности сильно уступают даже советским аналогам 3-го поколения (пр. 667БДР и 671РТМ) (ссылка 3, стр. 12), в то время как у нас вовсю серийно строятся корабли 4-го поколения (до которых китайцам как до Луны) и завершается аванпроект ПЛА пятого поколения.
Всё объясняется просто: начав проектирование первой отечественной ПЛА ещё в 1952 г., мы уже не останавливались, несмотряни на какие невзгоды, включая обрушение судпрома и обвальное сокращение ВМФ в 1990-х. Да, корабли почти не строились, но в боровшихся за выживание НИИ и КБ, зачастую на чистом энтузиазме, продолжались работы над усовершенствованием паропроизводящих установок ядерных реакторов, ГТЗА, подшипников, гребных винтов, насосов, вентиляторов, амортизаторов, звукопоглощающих покрытий, гидроакустических комплексов и много чего ещё. В результате, в муках был рождён "Северодвинск" − возможно, лучшая многоцелевая атомная лодка в мире и родоначальница серии себе подобных, а китайцы остались далеко позади.
Ходят слухи об очередном готовящемся прорыве, скором начале крупносерийного строительства китайских атомных подводныхсил (ссылка 4), есть сомнительные сообщения об испытаниях (ссылка 5) и даже передаче ВМС в конце прошлого года (ссылка 6)головного корабля следующего поколения пр. 095. Бесспорно, Китай располагает необходимыми для этого производственными и финансовыми возможностями, но как обстоят дела с инновационными техническими решениями, которые позволят сделать новые ПЛА конкурентоспособными? В научно-технический гений учёных и конструкторов КНР, способный обеспечить паритет по ТТХ с Россией и США, верится с трудом − иначе китайские товарищи не закупали бы и не копировали образцы чужого вооружения и военной техники. Возможно, прорыв действительно произойдёт, но уж точно не завтра, а когда в Китае появится Наука с большой буквы, на что уйдёт не один десяток лет. А пока атомная подводная армада, представителей которой противник будет обнаруживать значительно раньше, нежели они его, будет играть роль бумажного тигра, пригодного разве что для парадов.
Примерно то же самое можно сказать и о неатомных ПЛ (НАПЛ) с ВНЭУ, где Китай вроде бы опередил Россию, но это только напервый взгляд. Есть сведения, что прототипом установленных на 039A/B/C двигателей Стирлинга послужил мотор, купленный в Швеции ещё в 1980-х (ссылка 8), в то время как на недавно модернизированном "Готланде" стоит уже стирлинг 3-го поколения.Своя высокотехнологичная суперсовременная ВНЭУ скоро появится и у нас. Сомнения в том, что новейшие китайские НАПЛ являются товаром надлежащего качества, похоже, терзают и командования ВМС Таиланда и Пакистана, которые не торопятся реализовывать казалось бы уже достигнутые договорённости о постройке для них трёх и восьми лодок (тут вся надежда на выгодную цену).
Проблема №2: оружие
Как известно, боевой корабль является всего лишь плавучей самодвижущейся платформой для оружия, которое он несёт, а его боевая эффективность по большей части определяется эффективностью этого самого оружия. Даже раньше, в эпоху парового и броненосного флота, когда морская мощь государства достаточно достоверно характеризовалась суммарной массой бортового залпа кораблей основных классов его военного флота, были нюансы: начальная скорость и масса снаряда, масса и тип ВВ, угол возвышения орудий, схема бронирования, марка брони и пр. Сейчас нюансов несравненно больше, и от каждого из них зависит исход морского боя.
Ударные возможности ВМС сегодня определяются прежде всего лётно-техническими характеристиками противокорабельных крылатых ракет, которые они могут применить в классической ситуации "флот против флота". Корабли ВМС НОАК в этом смысле не производят особого впечатления. Самая распространённая ПКР YJ-83 − дозвуковая, создана на базе французской "Экзосет", но с турбореактивным двигателем вместо твёрдотопливного (для увеличения дальности действия). YJ-62 − тоже дозвуковая, на базе советской авиационной КР Х-55 и, возможно, "Томагавка"; YJ-18 − вероятно, клон российской экспортной версии 3М54 комплекса "Калибр" со сверхзвуковой третьей ступенью; CX-1 − аналог сверхзвукового "Брамоса" с ограниченной дальностью пуска.
Другими словами, на вооружении ВМС НОАК нет практически ничего исконно китайского (сказанное относится также к ЗУР, ПЛУР, РЛС, ГАС и пр.). Как и в случае с ПЛ, китайцы адаптируют к возможностям своей производственной базы и (по мере сили своему разумению) модернизируют образцы ВВТ приобретённые ими легально (по линии ВТС) и, отчасти, усилиями внешнейразведки. То, что продаётся на мировом рынке вооружений, имеет умышленно заниженные ТТХ (ЛТХ) и обладает известныммодернизационным потенциалом, но, чтобы реализовать его, необходимо провести наукоёмкие НИОКР (скажем, по улучшениюрецептуры ракетного топлива на базе имеющейся рецептуры, которую так просто не скопируешь). Кое-что (например алгоритм групповой атаки ПКР отряда кораблей, зашитый в соответствующую плату системы управления) вообще не продаётся или продаётся в сильно упрощённой форме.
Отдельный вопрос − методики проведения испытаний оружия перед принятием его на вооружение. У нас они отрабатывались десятилетиями и отличаются предельной дотошностью. Легко догадаться, что по большей части методики эти секретные и совсекретные, без них оружие − не оружие. Некоторые из них китайцы могли получить на Украине, но картина в целом им вряд ли ясна до сих пор.
Нет и не может быть никакой уверенности в том, что "синофицированные" ПКР смогут преодолеть ПВО корабельной группировки технологически развитой морской державы в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, отсеяв поставленные помехи, поставив собственные и совершив энергичный противозенитный манёвр, РЛС − своевременнообнаружить малозаметные воздушные цели, идущие на предельно малых высотах, БИУС − справиться с целераспределениемпри массированной атаке, а ЗУР, АУ и средства РЭБ − перехватить вражеские ПКР, атакующие группами с разных направлений,активно маневрируя и заглушая помехами радары и ГСН зенитных ракет made in China. Строить корпус за корпусом, набравшисьнавыков, под мудрым мобилизующим руководством КПК (как КПСС в СССР), опираясь на практически неограниченные финансовые и трудовые ресурсы страны, значительно проще, нежели превратить эти корпуса в боеспособные боевые единицы, а боевые единицы − в боеспособные ВМС.
Тревожным звонком в рамках данной темы стала ситуация с основным и единственным палубным истребителем ВМС НОАК J-15,озвученная гонконгской газетой South China Morning Post. J-15 является доработанной версией опытного образца советского Су-27К (Су-33) Т10К-7, приобретённого на той же Украине. Несмотря на растиражированные в СМИ эффектные кадры взлётов с авианосца "Ляонин" и посадок на его аэрофинишёры, J-15 оказался проблемным самолётом с нестабильной системой управления, что привело к целому ряду аварий и катастроф. Согласно SCMP, для замены J-15 уже разрабатывается новый истребитель (либо модифицируется имеющийся), что неизбежно вызовет длительное оперативное бездействие авианосцев ВМС НОАК (ссылка 9).
Проблема №3: боевой опыт
Наиболее яркими страницами истории китайского флота за последние 150 лет являются: кратковременное (начиная с 1885 г.)доминирование на Дальнем Востоке, сокрушительное поражение в Японо-китайской войне 1894-1895 гг., слабое сопротивлениеяпонской агрессии в 1937-1945 гг. в акваториях рек, захват гоминьдановских островов (вкл. Хайнань) силами морских десантовв 1950-1955 гг., а также южновьетнамских Парасельских островов (1974), боестолкновение с ВМС Вьетнама и захват несколькихостровов архипелага Спратли (1988). Как можно видеть, весь боевой опыт военно-морских сил Китая носит локальный, крайне ограниченный, эпизодический характер.
У китайского флота нет опыта боевых действий на просторах мирового океана ни над водой, ни под водой, ни в воздухе, нет опыта управления крупными корабельными соединениями, нет опыта развёртывания и боевых служб в режиме непрерывногослежения за кораблями потенциального противника в ходе изнуряющей Холодной войны − нет того, что есть у ВМС США и ВМФ России. Передавать накопленный дорогой ценой опыт китайцам никто не собирается (он сугубо для внутреннего потребления, у нас − для слушателей командно-штабного факультета Военно-морской академии). Приобрести боевой опыт без войны или без подготовки к ней в условиях глобального противостояния не получится, а воевать или накалять международную обстановку не позволяет миролюбивая политика партии − такой вот парадокс, который будет очень сложно разрешить даже мудрецам из политбюро КПК.