Влияние системы образования на численность населения Чукотки

топ 100 блогов basov_chukotka — 02.07.2025

Будет школа – будет село, тезис который, казалось бы, объяснять никому не надо. Всё же попробую объяснить на основе статистических данных (городские поселения – города и посёлки в этом обзоре я не рассматриваю). Система образования в сельских населённых пунктах Чукотки состоит из: детского сада, начальной школы (1-4 классы), основной школы (1-9 классы), средней школы (1-11 классы).  В одном населённом пункте Чукотке полностью отсутствуют учреждения образования - это село Краснено, официально в селе числиться 77 человек, по факту проживает чуть больше 30. В 3 населённых пунктах функционирует только детский сад: Снежное, Чуванское, Ламутское. В 9 сёлах - начальная школа (Ванкарем, Нутэпэльмен, Биллингс, Илирней, Айон, Янракыннот, Энурмино, Инчоун, Нешкан). В 13 селах основная школа (9 классов) – Хатырка, Мейныпильгыно, Алькатваам, Уэлькаль, Конергино, Ваеги, Энмелен, Сиреники, Новое Чаплино, Нунлигран, Анюйск, Островное, Омолон. В 10 сёлах (включая один райцентр) средние общеобразовательные школы (11 классов) – Кепервеем, Рыткучи, Амгуэма, Рыркайпий, Канчалан, Усть-Белая, Уэлен, Марково, Лорино, Лаврентия.

Дети из сёл, в которых отсутствует то или иное образовательное звено, уезжают на учёбу в школы-интернаты, техникумы (в Провидения, Эгвекинот, Певек, Билибино), Чукотский окружной профильный лицей в г.Анадыре (с 8 класса) и Чукотский многопрофильный колледж в г.Анадыре (с 10 класса). Наиболее сложная ситуация (в социальном плане) с детьми, уезжающими в интернат после детского сада или начальной школы – это дети из 12 сёл (в селе Краснено дети дошкольного и школьного возраста постоянно не проживают). Подобная ситуация, вынуждает некоторых родителей переезжать из сёл в населённые пункты, в которых имеется средняя школа (в крупные сёла, посёлки и города). Эта тенденция стала заметнее в последние 10-15 лет, в связи с изменением отношения к воспитанию детей. В советское время отъезд детей в интернаты воспринимался негативно, но как вынужденная неизбежность.


Численность населения и уровень образовательного учреждения (чем больше населения, тем выше статус школы), казалось бы должна соотноситься. Но для некоторых населённых пунктов эта логика не работает. К примеру количество детей в селе Снежном позволяет организовать начальную школу, вместо этого, начальная школа в 2000-х годах там была упразднена и детей направляют в школу-интернат в соседнее село Усть-Белая (18 км от Снежного).

Ещё более странная ситуация с образовательными учреждениями в сёлах Чукотского и Провиденского районов. Если в случае с Нешканом, есть объяснение – в селе была 9-летняя школа, но два года назад ее признали аварийной, новую школу не построили, поэтому в селе осталась только начальная школа (будут ли восстанавливать основную школу не известно). В селах Инчоун, Энурмино, Янракыннот количество детей позволяет открыть основную школу, но в этих сёлах только «началка».

Наиболее странная образовательная политика в Провиденском районе. Во всех сёлах, кроме Янракыннота основные школы. Детей из Янракыннота, для получения основного образования отправляют в школу-интернат в Нунлигран, который в транспортно-логистическом плане расположен существенно дальше, чем к примеру Новое Чаплино или Сиреники.

Среди сёл в которых функционируют основные школы (9-летние), можно отметить село Омолон, в котором численность учащихся позволяет существованию средней школы. Тем более, что это самое отдалённое от райцентра и других населённых пунктов село на Чукотке. Зато первая четвёрка сёл (Уэлькаль, Ваеги, Конергино, Алькатваам) подошли к критическим численным показателям учащихся. И в среднесрочной перспективе (5 лет), статус школы видимо будет понижен до начальной.

В группе средних общеобразовательных школ (11-летних) школа в с.Кепервеем имеет явно завышенный статус по количеству обучающихся. Ещё одна школа  - село Рыркайпий, в критической близости по этому показателю. В этой группе у большинства школ имеется статус школ-интернатов, они являются центрами так называемых образовательных округов и принимают учеников из сёл в которых расположены начальные и основные школы. Кепервеем принимает детей из Илирнея, Анюйска, Омолона, Островного. Рыткучи – Айон, Биллингс. Амгуэма – Ванкарем, Нутэпэльмен, Конергино, Уэлькаль. Усть-Белая – Снежное. Уэлен – Нешкан, Энурмино, Инчоун. Марково – Ваеги, Ламутское, Чуванское. Школа в Лаврентия также принимает школьников из сёл Чукотского района. Но значительное число детей после девятого класса уезжают получать образование в райцентры (размещаются у родственников или знакомых), техникумы (в которых есть общежития) или Анадырь в Лицей или Колледж. В Анадырский Лицей и Колледж также уезжает значительное число старшеклассников из райцентров, в которых есть средние общеобразовательные школы.

Педсостав в большинстве сельских школ состоит из приезжих специалистов, многие из которых проживают на Чукотке больше 10 лет. Численность персонала в детских садах и начальных школах до 5 человек. В основных школах 15-20 человек, в средних общеобразовательных школах более 25. В большинстве сёл школа – вторая организация по количеству трудоустроенных (на первом месте – коммунхоз). При понижении в статусе школы учителя и другие специалисты уезжают из села (вместе с семьями). К примеру если основную школу сократят до начальной из села одномоментно уедет от 10 до 20 человек (5-10% всего населения).

Большинство начальных и основных школ – малокомплектные. Особенно остро проблема с образовательным процессом в селах с начальной школой. При малом количестве детей органы образования перешли к так называемым класс-комплектам, когда в школе один разновозрастной класс с 1 по 4.  Естественно качество преподавания в таких класс-комплектах существенно уступает обучению в «стандартном» классе. Но не лучше дела обстоят и во многих основных сельских школах, в которых наполняемость классов составляет 2-3 ученика, а некоторых классов может попросту не быть. При таком малокомплектном классе, теряется один из главных образовательных стимулов – конкуренция. Зачем мне знать больше, если я знаю лучше Коли/Васи.

Глобально система образования в России является государственной (через региональные органы власти – Департамент образования), юридически школы муниципальные. Это противоречие выражается в разноформатном подходе к организации системы образования в населённых пунктах Чукотки. В некоторых муниципальных районах продолжают сохранять основные школы, не смотря на то что численность школьников уже фактически сравнялась с численностью педработников, в других районах, при достаточном количестве детей, статус школы более низкий, чем мог бы быть, что вынуждает значительное число детей вывозить в школы-интернаты.

Демографическая ситуация в сельской местности в значительной мере зависит от наличия школы и статуса этой школы. Наличие детского сада или школы напрямую не влияют на уровень рождаемости в селе, но являются существенным фактором (одним из основных) на принятие решения родителей остаться жить в селе. Если в советское время попасть учителем на Чукотку было делом престижным и даже существовал конкурсный отбор, то сейчас ситуация кардинально поменялась. Учителя пока ещё едут по контрактам и даже в сельскую местность, но уровень специалистов уже далеко не тот (это не означает что все сельские учителя плохие специалисты, но в среднем итоге профессиональный уровень учителей в посёлках и городах значительно выше, чем на селе). В связи с этим, в сёлах, где даже присутствует основная школа, наблюдается отток населения с детьми. Одна из основных причин – низкий уровень образования.

Заметный рост рождаемости на Чукотке, в том числе и в сельской местности, наблюдался в последние 15 лет, с начала 2020-х затормозился и постепенно затухает. В системе образования заложена опция среднесрочного прогнозирования, опираясь на количество родившихся детей, число детей посещающих детский сад и начальную школу. Менее прогнозируемая когорта – старшеклассники, т.к. выстроенная региональная система образования с повышенными образовательными возможностями для учащихся в анадырском лицее и колледже) «пылесосит» значительное число старшеклассников из сельских средних школ и райцентров (особенно на Восточной Чукотке).

При линейном развитии ситуации (то есть всё остается как есть) в среднесрочной перспективе 4-5 лет мы видим снижение численности обучающихся в 10 сёлах (количество воспитанников детского сада меньше учеников начальной школы). При чём в некоторых селах, снижение в 1,5-2 раза (особенно критическое снижение в Нутэпэльмене и Энмелене). В 9 школах прогнозируется увлечение учащихся, особенно сильно выделяются некоторые сёла Восточной Чукотки – Инчоун, Янракыннот, Лорино. Самые высокие демографические показатели роста в Лорино. В остальных сёлах показатели примерно в тех же значениях. Казалось бы, не всё так печально, но это при линейном развитии ситуации. В реальности же происходит отток населения с детьми из сёл в города и посёлки. За последние 5 лет численность учащихся в большинстве школ сократилась на 10-20 процентов, при том что численность родившихся либо росла, либо не уменьшалась. По опросам жителей в сёлах и анализу ситуации в округе, нет ни одной объективной причины, чтобы эти процессы остановились. Наоборот, наблюдается эффект «снежного кома», чем больше уехало, тем больше ещё уедет. Этому способствует резко ухудшившаяся социально-экономическая ситуация в целом по Чукотке и особенно в сельской местности с приходом губернатора В.Г.Кузнецова в 2023 году (который сменил практически всё региональное правительство на приезжих с материка «варягов»). Также наблюдается не массовый, но уже заметный тренд к переезду семей, чьи мужья ушли на СВО (дополнительные финансовые возможности к смене жительства).

Характерной особенностью в некоторых сельских школах является преобладание детей из многодетных семей. В некоторых школах этот показатель достигает свыше 70 процентов. В целом можно отметить заметный тренд на увеличение многодетных семей и семей с одним ребёнком. Многодетность семей в сельской местности явление обоюдоострое, в демографическом плане позитивное, но при ухудшении социально-экономической ситуации и отъезде такой семьи из села, статистика численности детей в образовательном учреждении также даёт резкий скачок вниз. А при отъезде нескольких семей, скорее всего возникнет вопрос о понижении статуса образовательного учреждения.

Статистика численности учащихся не вызывает сомнений, т.к. ведётся подушевой учёт. В то же время статистика численности населения в сёлах – всегда не соответствует действительности (всегда численность завышается и указывается по числу «прописанных»). Необходимость точных статистических данных и объективный анализ социально-экономической и демографической ситуации нужен для перспективных планов развития села, в части строительства школ и детских садов. К примеру в прошлом году в селе Островное сдали в эксплуатацию новую школу на 100 учащихся (70-школа+30 детсад). В 2024 году в школе обучалось 44 школьника в 21 воспитанник детского сада. Почти все сельские школы Чукотки уже третье десятилетие показывают отрицательную динамику численности, в том числе и школа в селе Островное. За 3 года число учащихся в школе уменьшилось почти на 10 человек. Риторический вопрос, зачем строить школу на 100 учащихся если нет ни одной причины, что в ближайшие десятилетия численность детей не то что увеличится, а хотя бы останется такой же? С другой стороны, в Лорино, где численность детей увеличивается последние 20 лет, в прошлом году сделали пристройку к школе (так и указывалось в официальных источниках-пристройка). Эта пристройка  - модульное здание начальной школы на 100 мест. Действующая школа уже давно нуждалась в расширении образовательных площадей (как и детский сад), но вместо строительства отдельного здания начальной школы, делают пристройку, которая даже по имеющейся статистике меньше предполагаемого количества детей – сегодня в детском саду Лорино -119 детей. Как говорил кот Матроскин: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает».

Система образования (как отрасль и социальное благо) – важнейший инструмент в демографической политике в части сохранения (или поддержания) численности в сельских населённых пунктах. Следовательно, кроме непосредственной образовательной функции это сферу нужно рассматривать и как демографический инструмент. Поэтому необходима долгосрочная и публичная стратегия развития, системы образования, которая бы включала в себя, в том числе и численные характеристики минимального числа детей для функционирования образовательного учреждения. К примеру, при проживании в селе не меньше 3 детей – обязательно должен быть детский сад, 10 и более детей – начальная школа и т.п. Сегодня у жителей сёл, в которых расположены основные школы нет представления и понимания будет ли существовать их школа или её закроют, через какое-то время. Неопределённость порождает сомнения о будущей жизни в селе. Уже «вчера» встал вопрос о статусе одной начальной школе в Нутэпэльмене, где через 4 года будет 4 ребёнка, четырёх основных школ: Конергино, Ваеги, Алькатваам, в которых обучается чуть блее 30 детей, а в  Уэлькальской школе всего 20! А ещё через 5-7 лет в эту «острую» фазу войдут и другие основные, начальные и некоторые средние школы (Кепервеем, Рыткучи, Рыркайпий). И это линейный прогноз, то есть текущий (неотвратимый), но такого не бывает никогда, реальная ситуация будет хуже.

И вчера при управленцах от образования предыдущего губернатора Р.Копина эта ситуация была пущена на самотёк. Сегодня ситуация максимально резко обострилась, потому что нынешние приезжие управленцы, в принципе не знают Чукотку и уж тем более не знают куда смотреть, где принципиальные проблемы (прежние молчали, но хотя бы знали). «Точки роста», «Юннармия», «Движение первых» как вывески и экипировка сегодня есть практически во всех школах. На это делают акцент и тратят силы и ресурсы. Но всё это не имеет никакого значения в решении реальной проблематики сельского образования и будущего самих чукотских сёл.

Тема демографии и системы образования в сельской местности это составляющая более глобальной темы – ревизии сельских населённых пунктов Чукотки, которая в свою очередь является составляющей мегапроекта - Новая Чукотка. Оставить всё как есть, с небольшими коррективами, а именно подобным образом проводиться политика исполнительной властью последние 30 лет – это путь к депопуляции Чукотки и ухудшения социально-экономического положения всех населённых пунктов (включая в долгосрочной перспективе даже Анадырь).

Система расселения и хозяйственной деятельности организованная и выстроенная в Советское время под конкретные цели и задачи уже давно не актуальна. Поэтому необходимо переформатирование, которое будет болезненным и сложным. Всё это нужно было делать в 1990-е или начале нулевых, но этого по разным причинам сделано не было. Сегодня многие населённые пункты уже не живые, в них ещё живут люди, но это жизнь на дожитии, на аппарате ИВЛ. Фундаментальная задача сохранить не всех и всё, а живых. Но в лучшем случае осмысление этого может придти при следующем губернаторе (но это совсем не точно).

Оставить комментарий

Популярные посты:
rivka381">rivka381
rivka381 Это моё детство. Бумага. Акварель...
Архив записей в блогах:
Я стараюсь вспомнить о жизни в Приуральном всё-всё, собираю все крохи воспоминаний, не хочу упустить ничего, характерного для той жизни, отличающего её от нашей. Напишу, как в Приуральном определяли будущий урожай, я однажды была этому свидетелем. За месяц до уборки урожая в колхоз ...
Иду сегодня на работу, а вдоль дороги ( неа никого с косами не стоит и тишины тоже нет) , вдоль дороги  на каждом втором-третьем столбе освещения наклеена рекламная листовка ► ...
Расставания всегда были сложными, но цифровая эпоха добавила новый уровень сложности. Постоянное присутствие бывшего партнера в соцсетях, которое подпитывается алгоритмами, может сильно усложнить процесс переживания разрыва. Как справиться с этой новой реальностью? Давайте разбираться. ...
...
Из телеги : Докинз ответил Американской ассоциации гуманистов, которая лишила его звания “Гуманист года”-1996. “Решил выполнить свой долг и удалить запись об этой награде из своего резюме, но когда открыл его, обнаружил, что удалять-то и нечего”. Это все, что нужно знать о важности ...