Влияние экономических санкций на экономику Ирана. Или ничто не ново под луной...

топ 100 блогов ketiiiiiiii09.08.2014 Кратко напомню, что британский бойкот на иранские нефтепродукты начала 50-х годов был ответом на национализацию принадлежавшей британскому правительству «Англо-иранской нефтяной компании». Правительство США поддержало данный бойкот. Однако в связи с чрезвычайно серьёзным эффектом для британской экономики, правительство У. Черчилля совместно с американским руководством приняло решение свергнуть инициатора национализации, премьер-министра Ирана Мохаммада Моссадека.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция. Вскоре появились слухи о том, что бежавший из страны незадолго до революции шах Мохаммед Реза Пехлеви, возможно, получит политическое убежище в США. В ответ на эти слухи группа радикально настроенных студентов захватила американское посольство в Тегеране, при этом 52 дипломата попали в плен. США ответили мгновенно, заморозив все иранские авуары и золотые запасы в своих банках.

Санкции включили в себя полный запрет гражданам и компаниям США вести бизнес в Иране или участвовать в совместных предприятиях с иранскими компаниями, в том числе в нефтегазовой отрасли. Американское правительство также подвергло санкциям предприятия третьих стран, которые нарушают условия американского эмбарго.

После вторжения иракской армии в Иран в 1980 году правительство США усилило санкции против Ирана. Введённые в 1984 году санкции предусматривали запрет международным финансовым организациям на выдачу кредитов Ирану, всем странам — на продажу оружия и всякую помощь Ирану.

В 1987 году был полностью запрещён всякий товарообмен между США и Ираном. В этом же году иранские и американские корабли впервые сошлись в боевом столкновении.

В 2000 х реформистское правительство Мохаммада Хатами не добилось практически никакого смягчения санкций, за исключением чисто символических жестов: снятие запрета на торговлю лекарствами, медицинского оборудования, икрой и коврами.

В 2005 году правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана на территории Ирана, свёрнутую Хатами. В ответ на это администрация Буша ввела целый ряд новых санкций: главным образом, против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.

После принятия четырех Резолюций СБ ООН, начиная с 2006г., санкции приобрели международный характер. Первые три санкционные Резолюции СБ ООН (от 2006-2009г.г.) не носили масштабного характера. Так как санкции ужесточались постепенно, иранская экономика также постепенно приспосабливалась к ним.

В середине 2010г. Соединенные Штаты ввели дополнительный пакет односторонних санкций. 26 июля 2010 г. дополнительные санкции ввел Европейский Союз. В 2011г. санкционное давление на Иран продолжилось. В мае 2011 г. Евросоюз принял поправки, ужесточающие санкционный режим в отношении ИРИ. 22 января 2012г Евросоюз ввел эмбарго на закупки иранской нефти, о прекращении всех контрактов после июля 2012г. Но Иран в ответ не стал дожидаться июля, и уже в январе заявил о приостановке своего экспорта в Европу (пока только английским и французским компаниям). Ударом по внешней торговле Ирана стали санкции на международные операции с иранскими банками.

В 2012 правительство ИРИ прекратило, в ответ на санкции западных стран, продажу нефти США и Великобритании, а с начала 2013 — и Евросоюзу.

Эффективность экономических санкций мы можем рассматривать в разных аспектах:

- с точки зрения итогов экономического роста,
- с точки зрения изменений в социальном положении населения,
- с точки зрения изменений в экономической политике,
- с точки зрения изменения внутриполитической ситуации в стране.

Я буду касаться только первых трех аспектов. Оценить влияние санкций на основе макроэкономических показателей весьма сложно. Официальных статистических данных в Иране не было опубликовано даже по результатам 2012г., что само по себе являлось косвенным свидетельством снижения динамики экономического роста.

По оценочным данным Центрального банка Ирана рост ВВП в 2010/11г. составил 5,5%, в том числе ВВП без нефти-6,1%. По данным же CIA Factbook в 2010г. объем ВВП ИРИ вырос всего на 1,5%. То есть в любом случае падения ВВП до отрицательного уровня не произошло, динамика ВВП осталась положительной. В 2011г. иранскому руководству также удалось в целом сохранить экономическое равновесие. Фактически осталась на прежнем уровне добыча нефти. Среднегодовой уровень за 2011г. составил 3,6 млн.барр/день, что даже превысило уровень добычи в 2010г.(3,5 млн. б/д). Темп роста ВВП по обменному курсу оценен в 2,2%. Но если, например, сравнить с оценкой ВВП Ирана Всемирным банком в 2010г.по ППС в 838,7 млрд.долл.(18 место в мире по объему экономики), то рост превысил 16%.

Размеры ВВП по данным «The Economist»на душу населения соответственно составили в 2011г. 5040 и 12720долл., а темпы инфляции - 16,5%. По данным ЦБ ИРИ, в феврале 2012г. уровень инфляции превысил 20%. Но для страны, отменившей субсидии на ряд товаров, этот уровень не представляется высоким. Как ни парадоксально, на снижение уровня роста инфляции влияет санкционный режим, ограничивший импорт, заменивший европейские товары более дешевой китайской продукцией.

Не повлияли санкции и на норму валовых инвестиций, она осталась достаточно высокой – на уровне 26-27%, что гарантирует рост экономики, особенно учитывая оптимальную в Иране технологическую структуру капиталовложений. Сокращение в результате санкций притока прямых иностранных инвестиций, доля которых и до этого была невелика, было компенсирована увеличением частных – как в результате приватизации, так и реализации совместных с государством проектов.

Достаточно высокими остаются золотовалютные резервы Ирана. На начало 2012г.- около 110 млрд.долл. ( 22 место в мире).

Одним из самых негативных результатов является ускорившийся процесс вывода из Ирана иностранных инвестиций. Достигнутые ранее соглашения с иностранными компаниями фактически оказались разорванными.

Стал выводиться не только иностранный, но и отечественный капитал. Платежный баланс за 2010/11г. показывает, что отрицательное сальдо счета капитала практически удвоилось за счет последнего квартала 2010/11г., или первого квартала 2011г.

Таким образом, влияние санкций с точки зрения динамики экономического роста на сегодня пока не катастрофично.

Прежде всего это – рост инфляции, рост безработицы, снижение активности бизнеса, снижение уровня социальной поддержки за счет постепенной отмены субсидий на поддержание цен. Проблему с инфляцией правительство пытается решить разными методами. Для населения- это выплата компенсаций за отмену субсидий, которая составляет весьма значимую величину- от 45-до 80 долл более чем для 90% семей, отнесенной к нуждающимся по закону о субсидиях. Кроме того, правительство пошло на либерализацию процентных ставок по сберегательным вкладам, разрешив их повысить до 21%, т.е. уровня инфляции. Для снижения безработицы ( по оф. данным- 11%, по оценкам-15,3%) и активизации частного бизнеса увеличиваются выплаты из Нефтяного и Национального фондов.

Составленный на 2012/13г. бюджет больше предыдущего на 5,6%. Сколько-нибудь значительного снижения доходной части бюджета за счет экспорта нефти вряд ли в текущем и в следующем году произойдет. Снижение экспорта нефти( по оценкам на 20-25%) с большой долей вероятности будет компенсировано адекватным ростом цен на сырую нефть. За счет увеличения военных расходов (более чем на 15%) будет увеличена занятость на предприятиях ВПК.

Если бы не мировой кризис, а главное, если бы не санкции, правительству М.Ахмадинежада не удалось бы провести через меджлис новые направления экономической политики. Само правительство несколько последних лет пыталось повысить эффективность экономики за счет усиления в ней роли частного сектора и рыночных факторов. Меджлис в конце 2010г. согласился принять достаточно радикальные меры по сокращению субсидирования ряда товаров. Был принят Targeting Subsidy Plan (Reform), рассчитанной на пять лет, согласно которому с конца декабря 2010г. были введены новые тарифы на нефтепродукты, природный газ, электроэнергию, воду, проезд в общественном транспорте и такси.

По разным оценкам, субсидии оценивались от 60 до 100 млрд долларов в год, что составляло от 15 до 25 % ВВП страны и равнялось экспорту страны. Однако вместо «шокового» отпуска цен в результате отмены субсидий одновременно стала внедряться адресная помощь малоимущим слоям населения. Эти радикальные меры по укреплению рыночных основ экономики продолжили ранее принятые правительством меры. Так, удалось внедрить в налоговую практику НДС. Еще в феврале 2010 г. был принят закон о банках в свободных экономических зонах, более либеральный, чем закон 1983г. Стало расти число частных банков, частных инвестиционных фондов, создаваемых по инициативе правительства для ускорения процесса приватизации.

В условиях сокращения из-за санкций поставок в Иран новейших технологий иранское руководство сделало наиболее приоритетным создание высокотехнологических компаний. Поставлена задача к 2015 году войти в десятку ведущих в этой сфере стран мира.

В ответ на запрет поставок в Иран бензина правительство разработало программу строительства новых НПЗ и расширения мощностей действующих. В свою очередь, сокращение субсидий на топливо и введение адресной помощи привело к уменьшению потребления бензина на 10-20% (включая сокращение нелегального вывоза дешевого иранского бензина в соседние страны).

В 2011г. иранскому руководству удалось в целом сохранить экономическое равновесие. В 2012г. стабилизироваться ситуация на нефтяном рынке, когда не только Китай, но и Япония, и даже Южная Корея и Индия, которые в начале года заявляли о сокращении закупок иранской нефти, а сейчас говорят о продолжении торговли с Ираном. При этом начали решаться проблемы с оплатой нефти- через национальные валюты, через золото, хотя США наложило запрет и на этот вид расчета, через бартерные сделки, через создание новых мелких посреднических компаний, которые хотя и сокращают прибыль иранской стороны, но позволяют решать проблемы с реализацией нефти и закупками необходимых Ирану товаров.

Источник


 Влияние экономических санкций на экономику Ирана. Или ничто не ново под луной... KMO_137445_00093_1_t218_175049

Кстати, 5 августа 2014 Россия договорилась с Ираном о заключении крупной товарно-сырьевой сделки, которая позволит ослабить для обеих стран влияние западных санкций. Стороны подписали пятилетний меморандум о взаимопонимании, который предусматривает поставку в Иран российского оборудования и потребительских товаров в обмен на иранскую нефть.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Яркий завел себе моду уезжать к друзьям со старого двора. Благо мы недалеко уехали - 4 остановки на скоростном трамвае. Интересно другое, наблюдать подход аутиста к жизни. Первую поездку он стал готовить за 2 дня до нее. Самое сложное - купить ...
13.05.14 21:09 Яценюк обещает оплатить газовые долги, если Москва согласится вернуть старые цены. Брюссель. 13 мая. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА - Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заверяет Брюссель в готовности Киева оплатить счета за газ в течение десяти дней в случае подписания документа с ...
Насобирал из твиттера. Подборка будет пополняться. ...
полчаса пыталась перейти на старый редактор))) Упертая я и старомоднаяв мои 76+ лета, новый редактор не нравится))) Вчера разобрала селедочку, смакуя и облизывая каждый плавничек и хребет. Это особенная радость вкуса)))) Заказывала соцработнику...  девочку-селедку, вернее  ...
Дружбан продает авто Mitsibishi Carisma, 2002 г.в., пробег 167000, 1,6 (103 л.с.), 5МКПП, седан. ABS, ЦЗ, сигнализация, доп. иммобилайзер, парктроник, передние электростеклоподъемники, электрозеркала с обогревом, в салоне не курили, 2 подушки безопасности, все регламентные ТО проводи ...