Власть - это патология | ПАРТИЯ "ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ ".
Сообщество «ПАРТИЯ "ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИИ ".» — 23.04.2012ВЛАСТЬ – ЭТО ПАТОЛОГИЯ
«Коренной вопрос всякой революции – это вопрос о власти», - эту фразу отчеканил в 1917 году знаменитый Владимир Ленин. После этого в стране на 70 лет установилась «власть» Советов. А что такое, собственно говоря, «власть»? И в каком отношении она находится с государством?
Тот же классик оставил чеканную формулу: «Государство – это машина». На этом пока остановимся. Что же представляет собой эта машина, какие функции она выполняет. Перебрав все существующие определения государства, можно констатировать, что главная задача этой «машины» - производство справедливости в сложноорганизованном обществе. Если бы государство не стремилось к выполнению данной функции, оно бы уже давно было отправлено на свалку истории.
Но к пониманию справедливости человечество идет долгим сложным и извилистым путем, методом проб и ошибок. Само государство возникло не сразу и в своем развитии прошло множество этапов. Гениальный философ Гегель назвал государство «объективированной идеей». Попробую перевести формулу «сумрачного германского гения» на обыденный язык. Немецкий мыслитель показывал в диалектической логике, что на определенном этапе развития человеческого общества из него возникает и набирает силу новое образование – государство. Оно есть отделенное от общества и все более довлеющее культурное явление, не сводимое к простой сумме актов жизнедеятельности. В определенном смысле, государство – это аккумулятор всех высших достижений человеческого общества, надчеловеческий «настройщик», позволяющий гармонизировать социальные отношения и способствующий поступательному культурному совершенствованию. Государство существует как бы «само по себе».
Это не значит, что оно существует помимо общества, но оно и не сводится к нему. «Объективация» государства, то есть «освобождение» его от сугубо человеческих страстей и влияний проходит несколько последовательных стадий. Раннее государство предстает в форме восточной деспотии, в которой верховный владыка предстает единственным источником любого целенаправленного действия, и жизнь общества целиком подчинена его неограниченному произволу. В течении тысячелетий первобытная монархия развивается в сторону зачатка разделения власти и собственности, отделения общественной жизни от государственной. Это приводит к пониманию автономности закона и созданию абсолютной (просвещенной) монархии. Монарх и здесь является единственным источником власти, но его деятельность опирается на им самим установленные законы, и сам монарх обязан подчиняться этим законам.
Дальнейшее разделение государства и власти привело к формированию «правового государства». Теперь объективация государства достигает более высокого уровня. Система права довлеет над системой власти. Промежуточным этапом становится разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной. Но фактически понятие власти уходит в анонимное пространство – в сферу публичного обсуждения и борьбы идей. Гласность диктует нормы поведения.
Правовое государство есть государство публичное, государство прозрачное, а вследствие этого – более влиятельное и более оперативное. Такова диалектика процесса.
Российское государство дефилирует в противоположном направлении. Разговоры о «слабом» государстве – это разговоры в пользу бедных. На самом деле государство деградирует, не решает общественных задач, а значит, отрывается от общества и начинает тотально противостоять ему, заменяя законность произволом. В ряде случаев речь идет уде не о сползании к абсолютной монархии, а прямиком – к восточной деспотии. Закрытость государства от народа означает отсталость и неэффективность. И когда начинают говорить «представитель власти» вместо «служащий государства», «противодействие властям» вместо «нарушение закона», то знайте, что средневековье уже наступило.
Юрий Епанчин