Владимирская икона Божией Матери и праздники

топ 100 блогов zhivopis_vl06.03.2023
Владимирская икона Божией Матери и праздники

Владимирская Богородица и церковные праздники. Россия, начало 17 века. Гипсовая штукатурка и темпера на панели, облицованной холстом, посеребренной и позолоченной. Владимирская Богородица - это тип образа Богородицы, основанный на ранней иконе, которая, вероятно, была самым почитаемым образом в Древней Руси и которая повторялась на многочисленных иконах на протяжении веков. Согласно легенде, самая древняя икона этого типа была написана святым Лукой и первоначально хранилась в Иерусалиме, а затем была перенесена в Константинополь.

Владимирская икона Божией Матери и праздники

На Русь икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу. Икона была доставлена греком митрополитом Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, удельного города Андрея Боголюбского, недалеко от Киева.

В 1155 году Андрей Боголюбский взял (согласно Н. И. Костомарову, похитил) икону Вышгородской Богородицы из монастыря и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово, а позже — во Владимир-на-Клязьме, где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По приказу князя Андрея икона была украшена дорогим окладом. Икона сопровождала Андрея в походе 1164 года против волжских булгар. После убийства Андрея Боголюбского в 1176 году князь Ярополк Ростиславич снял дорогой убор с иконы, и она оказалась у Глеба Рязанского. Лишь после победы князя Михаила, младшего брата Андрея, над Ярополком Глеб возвратил икону и убор во Владимир. При взятии Владимира войском хана Батыя в 1238 году Успенский собор был разграблен, и с иконы Богоматери был содран оклад. «Степенная книга» сообщает о восстановлении Успенского собора и возобновлении иконы князем Ярославом Всеволодовичем.

Во время нашествия Тамерлана при великом князе Московском Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. Войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, что было расценено как заступничество Богородицы.

В источниках XV века нет сведений о возвращении иконы во Владимир, как не сообщается и о том, что она была оставлена в Москве. По мнению А. И. Анисимова, в XV веке икона неоднократно «отпускалась» из Москвы во Владимир, а затем возвращалась. В 1471 году великий князь Иван III, собираясь в поход на Новгород, «вшед к чюдотворной иконе Пречистыа Богородица Владимерьскиа и многа молениа съвръши, и слезы доволно излиа…».

Возвращение иконы в Москву в 1480 году, в год освобождения Руси от монголо-татар, было отмечено особо — как второе перенесение иконы. Это стало окончательным её перенесением в Москву. Икона была установлена в новом кремлёвском Успенском соборе. Помещалась справа от царских врат.

Перед Владимирской иконой в Успенском соборе молился царь Иван Грозный накануне своих походов, Казанского в 1552 году и Полоцкого в 1563 году. Возвращаясь из походов, царь совершал перед иконой благодарственные молебны. Составляя духовное завещание, Иван IV молитвенно обращался к Владимирской иконе, называл её «державы Руския заступление» и завещал своим детям жить так, чтобы Бог был с ними «молитвами… Богородицы… и милостию честнаго Ея образа иконы Владимирская».

Борис Годунов был «умолен» сесть на престол принесением к нему в Новодевичий монастырь с крестным ходом Владимирской иконы 21 февраля 1598 года. Современник и очевидец этих событий старец Авраамий (Палицын) обличил это действо как умаление святыни, которая никогда ранее не приносилась к смертному человеку.

В XVI—XVII веках икона постоянно находилась в Московском Кремле.

В 1812 году икона Богоматери Владимирской на несколько месяцев была увезена во Владимир и Муром, а затем возвращена в Москву, в Успенский собор. Икона стояла по левую сторону от царских врат иконостаса. В 1918 году была взята для реставрации. В 1926 году её передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею (инвентарный № 14243).

С декабря 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Драгоценные золотые оклады для иконы, изготовленные в конце XIV — начале XV века, в первой трети XV века и в 1657 году, экспонируются в Оружейной палате Московского Кремля.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
А что это мы все по кругу да по кругу, будто пони какие-то? Надо бы и вглубь острова прокатиться, посмотреть, что там прячется в кудрявых горах. Надо-то оно, может, и надо, но на мотобайке соваться в потенциальное бездорожье с подъемами и спусками, от крутости которых тормоза, бывает, ...
Геннадий Малахов и программа "Малахов+" на Первом канале.Телеведущий и "народный целитель" Геннадий Малахов не явился на съемки новых выпусков передачи "Малахов+", выходящей на Первом канале.Геннадий Малахов без вести пропал в конце прошлой ...
7 декабря 2010 года Английский гей, донор спермы, получил по суду право на посещение рожденных от него детей Состоятельный гей, которому сейчас немногим за 50 лет и который предложил свою сперму лесбийской паре для зачатия ребенка, получил по суду ...
Какую из этих трёх душевых кабин мне купить? А если мне кто-нибудь ещё и подскажет, как правильно собрать, то благодарность воспоследует обязательно, ну там.. пиар, или просто человеческая благодарность ...
Желающим сугсануть тут Зайку бросила хозяйка, не помог и зонтик зайке ПыСы. хихи, украинец подумал и оголосил Перемогу! ...