Вызывает ли эта картина у вас депрессию или может радость? Что не так с данной
arthope — 05.01.2023Кто-то считает эту картину депрессивной и называет её «ландшафтом изображённого самоубийства», кто-то, напротив, считает это плотно жизнерадостным и видит на нем “разношерстную толпу наслаждающуюся природой в разгар лета».
Действительно, этот знаменитый шедевр Жоржа-Пьера Сера “Воскресный день на острове Гранд-Жатт” (1884—1886) сбивает с толку, ведь на нем изображено столько всего и при этом ни о чем не рассказано. Огромная картина (2х3 метра) без истории, плотно наполненное цветом, пейзажем и многочисленными персонажами пространство, существующее совершенно бесцельно, просто так.
Вот это сочетание наполненности изображения и пустоты происходящего и создаёт на картине странное и двойственное ощущение тревоги посреди всеобщей расслабленности.
Позже, в 20 веке этот эффект будет многократно повторен во многих фильмах от артхауса до голливудских триллеров - эффект тихого ужаса, прячущегося за яркой картиной общего благополучия. Всё время кажется, что вот-вот случится что-то, что взорвет это видимое умиротворение. Но этого никак не происходит, отчего тревога только нарастает.
Но зрители конца 19 века еще не видели этих многочисленных фильмов и столкнулись с таким эффектом впервые именно на картине Сера и поэтому она вызывала у них очень сильные и самые противоположные чувства.
И больше всего их беспокоило, что на картине нет истории. Но ведь, при этом, нельзя сказать, что на картине ничего не происходит, наоборот на ней отображено огромное количество мелких событий: обезьянка пугается, собака лает, девочка прыгает, мужчина играет на тубе. И все фланируют в разных направлениях.
Можно сказать, что по разнообразию сценок и количеству персонажей картина Сера напоминает полотна Брейгеля. Но там, на полотнах голландца, за сценами и персонажами стоят пословицы, то есть - текст, то есть, в конечном итоге, смысл.
А за бесчисленными обрывками несостоявшихся историй на картине Сера не стоит ничего, кроме тревожной пустоты и бессмысленности всего происходящего.
Спасибо автору ihaskovitch