Что не так с этой картиной? Загадочная работа с кучей сюрпризов

Сегодня мы хотим вам рассказать о удивительной картине известного художника Яна ван Эйка.
«Портрет четы Арнольфини» живописца Северного Возрождения Яна ван Эйка, считается одной из самых оригинальных и загадочных в западном искусстве, благодаря своей красоте, сложной иконографии, геометрической ортогональной перспективе и расширению пространства с помощью зеркала. Многие вопросы, относящиеся к ней, до сих пор не получили однозначного ответа и являются предметом многолетних споров между учёными.

Картина написана в Брюгге в 1434 году. Ее название стало известно только спустя 100 лет по инвентарной записи в одной из книг. Там значилось «Большой портрет Hernoult le Fin в комнате со своей женой». «Hernoult le Fin» — это французский вариант написания итальянской фамилии Арнольфини. В XV веке представители этой семьи были довольно зажиточными купцами.
Ян ван Эйк — ранненидерландский художник-новатор Северного Возрождения, дипломат, мастер портрета, автор более ста картин на религиозные сюжеты. Младший брат художника и своего учителя Губерта ван Эйка.
Главная загадка — мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, кто и при каких обстоятельствах на ней изображен. Считается, что на нём изображены купец Джованни Арнольфини и его жена в их доме в Брюгге. Искусствоведы не могут прийти к общему мнению, является ли этот двойной портрет свадебным. Специалисты Национальной галереи в Лондоне, где хранится шедевр, однозначно заявляют, что это – изображение супружеской пары, но не бракосочетание.
Второе предложение в описании картины на сайте Национальной галереи начинается словами «Его жена не беременна…». Действительно, иллюзию округлого живота образуют складки тяжёлого платья, которые дама собрала и держит под грудью. Жест героини картины, который сейчас интерпретируется как намёк на будущее материнство, тогда был признаком женской скромности. Девушкам предписывалось на публике благопристойно держать руки на поясе.

Тем не менее, указания на беременность на картине присутствуют: созревшие плоды на подоконнике, деревянная статуэтка покровительницы рожениц.

Некоторые учёные предполагают, что молодая дама на портрете скончалась за год до написания картины. В железной люстре над мужчиной изображена горящая свеча, а над женщиной – погасшая.

Еще одной любопытной деталью, объясняющей традиции того времени, является левая рука, которой Арнольфини придерживает жену. Здесь речь идет о так называемом «браке левой руки». Такие союзы заключались между людьми из разных социальных кругов. Составлялся брачный контракт, по которому жена не могла претендовать на наследство мужа в случае его смерти, а только лишь на оговоренную денежную компенсацию. Этот документ выдавался женщине на утро после свадьбы, отчего такие браки стали называться морганическими или морганатическими (от немецкого «morgen» -«утро»).
Отдельного внимания заслуживает зеркало на стене. Оно отражает фигуры главных действующих лиц и очертания еще двух человек. Их лиц не разобрать, но ясно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы предполагают, что ван Эйк изобразил сам себя и супругу. Косвенным подтверждением этой догадки является надпись над зеркалом: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. «Ян ван Эйк был здесь».

Картина часто привлекает внимание своей фотографической точностью, которую сложно было сделать в те годы. Ван Эйк оень постарался, его точность - это результат экспериментов с оптическими приборами. С помощью вогнутого зеркала обводил перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или наносил на проекции краски. Насыщенные краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего. Слои краски, просвечивающие один сквозь другой, посредством игры света и тени создают иллюзию трехмерного пространства. Ван Эйк умело передаёт эффект прямого и рассеянного света с помощью окна.
Как вам картина? Считаете ли вы, что художник старался запутать публику?
На нашем сайте вы можете прочитать еще больше интересных статей о современном искусства, ждем вас :)
|
</> |