Визбор и Якушева. Несколько мыслей.

Наткнулся на концерт, посвященный 90-летию Ады Якушевой, и просмотрел его. Кстати, всем рекомендую.
https://www.youtube.com/watch?v=rdYhP_Cdk6M&t=2998s
Визбор и Якушева - одна из двух эталонных поэтических пар в
русской культуре. Второй были Гумилев и Ахматова. Третьей не было и
вряд ли будет.
Несколько мыслей по этому поводу.
1. На днях в одной дискуссии написал, что в Израиле нет, не будет и
не может быть русской культуры. Русскоязычная возможна, но это
всегда дрэк. Почему так? А вот вы представьте себе нечто подобное в
Израиле. Этого не может быть, это нонсенс, оксюморон.
2. Не понимал и никогда, наверное, не пойму, как можно бросить
женщину, написавшую тебе "Ты моё дыхание", которой ты сам написал
"Ты у меня одна". Кстати, подумалось, что "Ты у меня одна" - это
лучшее, наверное, стихотворение о любви во всей русской культуре.
Таковым считается "Я помню чудное мгновенье" Пушкина. На самом деле
"Ты у меня одна" лучше, если просто поставить рядом, тем более что
речь там идет не о мимолетном видении, а о жене.
У Визбора, как и у Высоцкого, было три жены, но если Высоцкий нашел
свое счастье и свой идеал в Марине Влади, то Визбор ничего лучше
Ады Якушевой так и не нашел, и в самом конце жизни сказал, что
"если бы начинал жизнь сначала, снова женился бы на Адке".
3. И еще. По поводу обобщенного "альпинизма". Я несколько лет назад
написал текст "Интеллигенция и херня":
https://leorer.livejournal.com/958868.html
Оглядываясь назад, понимаю, что он был, наверное, слишком
категоричным, хотя правильным в принципе.
К такому образу жизни, как у людей круга Визбора, стремиться можно.
Нужно ли - другой вопрос. Но следует понимать, что он возможен
только на ограниченном временном отрезке и в узком социальном
слое.
Временной отрезок 60-х и 70-х годов прошлого века в СССР, от начала
оттепели до начала Афганской войны, потомками будет восприниматься
как реальный коммунизм. 2000 лет назад человечество с удивлением
узнало, что Машиах уже был. Он пришел, ушел, но обещал вернуться.
Вот так и с коммунизмом. То, о чем я написал в тексте
"Интеллигенция и херня", стало возможным после чудовищной войны,
когда большинство людей поняло, что война хуже любой альтернативы
ей, договариваться необходимо, а конвергенция, о которой писал
Сахаров, является единственным решением. Сейчас это понимание ушло
полностью.
А теперь о "прослойке". В Израиле в 60-е и 70-е годы свежих
репатриантов из Польши и первое поколение репатриантов из СССР
везли прямо из аэропорта в новенькие, с иголочки квартиры,
построенные специально для них, которые им раздавались бесплатно.
Везли мимо еще не расселенных маабарот, в которых 20 лет мыкались
выходцы из стран Востока, ожидавшие своей очереди. В СССР в 60-е
годы прошлого века миллионы крестьян еще жили при Втором крепостном
праве большевиков, которое закончилось только в 1974 году, когда
крестьянам раздали паспорта. А интеллигенция оставляла сердца в
Фанских горах. Ну вот в "Утопии" Томаса Мора были рабы. Я считаю,
что лучше жить без рабов и без утопий, но это мое личное
мнение.
|
</> |