Византийская скульптура, часть 1: раннехристианская скульптура, IV-VI вв.

Монументальной византийской скульптуры почти не сохранилось, станковой мало, но всё сохранившееся несет на себе явные признаки скульптуры античной, подвергшейся влиянию новой идеологии.
Всё конкретное и сиюминутное больше не интересует художника, изображения обращены к вечности.
1) Колосс Константина. 312—315, или ок. 325 г. Капитолийские музеи, Рим

«Голова Константина является наиболее ярким образцом того иконообразно-репрезентативного официального портрета, который окончательно складывается в эту эпоху. О портретном сходстве здесь нет уже и речи. Это лицо является отвлеченным образом императора — земного божества. Трактовка образа властителя в древневосточном искусстве, несомненно, оказала большое влияние на сложение этого типа изображения. Строгая симметрия, моделировка большими нерасчлененными плоскостями, четко очерченные губы красивого рисунка, традиционная прическа в виде ровного валика полукруглых локонов над лбом и правильные дуги бровей характерны для подобных изображений. Огромные глаза с большими, обозначенными широкими дугообразными врезами зрачками придают этому лицу выражение замкнутого, недоступного для простых смертных величия. Голова императора Константина представляет определенное направление в развитии портрета этого времени, которое можно назвать официальным» https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Constantine

2) Колосс из Барлетты, V в. Апулия https://en.wikipedia.org/wiki/Colossus_of_Barletta

" В средневековье многочисленные бронзовые статуи были утрачены (скорее всего, стали колоколами или церковными вратами), и, так уж получилось, что барлеттский Колосс - чуть ли не единственный уцелевший экземпляр."
https://sibeaster.livejournal.com/230232.html
Пожалуй только лицо немного отличает эту статую от более ранних скульптур императоров.

Два фото мои

Подлинны только торс и голова.
3) Бюст Евтропия, V в. Эфес

Фото моё. Музей Истории искусств Вены https://uchitelj.livejournal.com/1107306.html
"Бюст находился на настенной консоли, на которой была надпись, идентифицирующая человека как Евтропия, чиновника комиссии по строительству улиц города Эфес.
Задняя часть головы обработана грубо, что сближает скульптуру с высоким рельефом, гораздо более популярном в Византии.
Впалые щеки увеличивают размер глаз. Даже удлиненные пропорции кажутся стилистическим приемом, а не характерной принадлежностью изображаемому человеку."
"Изваяние, по своей внутренней форме - уже икона: тело - только подставка для лица, лицо - только обрамление для взгляда, для экспрессии пробуравленных и буравящих зрачков."
4) Парные бюсты из Археологического музея Салоник, IV в.

Фото моё
5) Четыре тетрарха. Фасад Собора Сан-Марко, Венеция.

Скульптурная композиция из тёмно-красного порфира, вмонтированная в южный фасад венецианского собора Сан-Марко. Статуя была изготовлена в первой половине IV века и являлась частью константинопольского Филадельфейона. https://en.wikipedia.org/wiki/Portrait_of_the_Four_Tetrarchs

Фото мои
6) Порфировая голова. Собор Сан-Марко, Венеция.

https://en.wikipedia.org/wiki/Carmagnola_(Venice)
7) Постамент Обелиска Феодосия в Стамбуле https://pt.wikipedia.org/wiki/Obelisco_de_Teod%C3%B3sio
Хоть это и рельеф, но как постамент обелиска его можно причислить к монументальной скульптуре.

8) Раннехристианское надгробие из Сирии


https://vita-colorata.livejournal.com/342567.html
Классические формы, сюжеты и композиции античной скульптуры стали использоваться в христианских изображениях, в том числе аллегорических.
9) Добрый пастырь - символическое изображение Христа


Левое фото моё - Музей Салоник, правое - из Википедии, Музей Ватикана https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marble_statue_of_The_Good_Shepherd_from_the_Catacombs_of_Domitilla_full,_Vatican_Museums.jpg
10) Архангел Гавриил VI век. Музей Антальи. Вероятно фрагмент алтарной преграды.

Фото моё https://uchitelj.livejournal.com/1204580.html
Широкое распространение в Византии получила мелкая пластика из слоновой кости.
11) Апостолы и Христос Лувр V в.

https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apostles_Christ_ivory_Louvre_OA3850.jpg
12) Оклад Эчмиадзинского евангелия, VI век, музей Матенадарана, Ереван


Фото мои
Уже в V веке появляются консульские диптихи.
Консульские диптихи — двойные таблички для записей из слоновой кости, рассылавшиеся консулам в ознаменование их вступления в должность. Изготовление консульских диптихов предусмотрено в кодексе императора Феодосия (438 год), но известны и более ранние экземпляры (самый старый из известных датирован 406 годом). Диптихи прекратили своё существование при Юстиниане I (последний диптих датирован 541 годом). Форма византийского консульского диптиха была заимствована от античного римского. В ранних диптихах видно влияние античных традиций. Консульские диптихи VI века показывают появление византийского стиля на фоне греко-восточной художественной традиции.
13) Фрагмент консульского диптиха Магно, консула Константинополя в 518 г., в окружении аллегорических фигур Рима и Константинополя. Замок Сфорцеско, Милан.

14) Диптих с аллегорическими фигурами Рима и Константинополя, конец V - нач.VI вв. Музей истории искусств Вены.


Пластины диптиха изначально крепились металлическими петлями. Обратная сторона покрывалась воском, на котором писали стилосом.
Отверстия внизу, по бокам и сверху были просверлены позже, вероятно, для крепления панелей к другому объекту.
https://uchitelj.livejournal.com/1107306.html
https://www.thebyzantinelegacy.com/diptych-vienna
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Paleochristian_art
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.......
|
</> |