Выступление коллектива "Стаўбунскія вячоркі" на этновечеринке "Куделица" в Гомеле.

топ 100 блогов anonimusi30.11.2014 Вчера вечером мы попали на удивительный праздник или, как когда-то у нас в деревне это время называли "Піліпаўскія вячоркі". Все было совершенно неожиданно и очень понравилось.

В филиале Ветковского музея старообрядчества белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклерова в Гомеле прошла этновечеринка "Куделица". Вот на нее мы и попали. Разделила я этот вечер на три части. О каждой расскажу отдельно.
Первая часть - это выступление этноколлектива "Стаўбунскія вячоркі". Женщины с деревни Столбул (Стаўбун) Ветковского района рассказали о том, как у них проходил свадебный обряд и сами свадьбы.
Зрители с интересом, затаив дыхание, слушали.

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Надо сказать, что Ветка, как и многие деревни Ветковкого района являются старообрядческими.
Это очень интересные места, там много интересных обрядов и традиций, о которых жители стараются рассказать нынешней молодежи и оставить в наследие будущим поколениям.

Деревня Столбун находится в 55 км от Гомеля и является очень древней. Рядом с деревней археолаги нашли неолитические памятники V—IX тысячелетия до н. э. Они свидетельствуют о том, что земли Ветковского района были заселены с давних времён.
Народ там во все времена жил трудолюбивый. Много работали, а во время работы много пели. Песни у них мелодичные, протяжные, но грустные. Даже свадебные обрядовые песни грустные. А чему было веселиться? Ведь девушка, выходившая замуж, расставалась с беззаботной жизнью и рождалась как женщина. Это не легко и осознать и принять. Грустными песни были и песни подруг, они теряли близкого человека. Замужняя дама уже не могла убегать от люьимого и веселиться на вечеринках. У нее была другая жизнь. Песни матери, выдающими замуж дочь, тоже веселыми не были. Только помощницей стала, только часть забот взяла на свои плечи, а уже уходит в чужой дом, помощницей станет свекрови.

Все это показали и рассказали нам вчера столбунские женщины.
А еще они показали нам настоящий обряд о том, как наряжали ёлку перед выданьем девки замуж.
В дом приносили ёлку и наряжали ее разными цветами и яркими лентами подружки в то же время, как и невесту наряжали.

А потом певуньи разошлись не на шутку.
Публика их отпускать совсем не хотела.
А этноколлектив "Стаўбунскія вячоркі" все пели и пели.
А потом стали петь частушки. Мне кажется, что столько частушек запомнить просто невозможно. Бесконечное количество.
Даже гармонист Виктор Шипков, который должен был организовать танцевальные занятия со зрителями, не удержался и решил подыграть столбунским девкам.
А девки только этого и ждали.
У них открылось второе дыхание и пляски с частушками понеслись по новому кругу...

Эмоции? Да их не передать! Как можно передать душевный мир людей, привыкших к тяжелому деревенскому труду? Мне кажется сделать это сложно. Так же сложно и понять их, когда придя с работы они собирались по домам, отдыхали, пели и танцевали...

Именно в этот Рождественский пост, который в Беларуси называется Пилиповский, начинается 26 ноября и заканчивается в ночь с 6 на 7 января с восходом первой звезды — той самой, что указала волхвам путь к младенцу Иисусу, не играли свадьбы. У нас в деревне говорили, что в "Пиливовку только волки "женятся".

В эти вечера девушки и женщины собирались вместе ткали и вышивали. Девушки собирались в одних домах, замужние женщины - в других. Женщины обсуждали урожаи, дела семейные, старшие бабы давали советы молодым жинкам.

В хаты, где собирались девки молодые любили наведываться хлопцы холостые. За работой они и присматривали себе жен.

В некоторых исторических источниках говорится, что Пилиповки придерживались еще в IV веке.

От своей прабабушки и бабушки я слышала, что в Пилиповку день до полудня. И это правда, согласитесь. Не успел день начаться, как тут же и закончился.

Рождественский пост называется еще Филипповским постом или, Пилиповкой, потому что его канун приходится на день памяти апостола Филиппа (Пилипа - бел.) (27 ноября). В православии его также именуют Четыредесятницей, поскольку пост, установленный в честь Рождества Христова, длится 40 дней — до самого кануна светлого праздника.

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле

Этноколлектив Стаўбунскія вячоркі в филиале Ветковского музея в Гомеле







Отдельное спасибо за организацию настоящего праздника души Петру Цалко, заведующему филиалом Ветковского музея в Гомеле, который ездил лично в деревню Столбун печь каравай, полежал на печи и привез уникальный праздник в Гомель.

Петр Цалко заведующий филиалом Ветковского музея в Гомеле



Выступление коллектива Стаўбунскія вячоркі на этновечеринке Куделица в Гомеле. 80902719_l

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поскольку мне это тоже интересно, кину 5 копеек по теме. По эпидемии. Если кто-то мог сработать лучше, слаженнее, организованнее и эффективнее, то видимо только КНДР. Китайцы за полтора месяца эпидемии практически сделали всё, что можно сделать включая методику лечения. Вакцину получить ...
Пусть наступивший Новый 2014 год принесет Вам самые добрые и счастливые моменты жизни! Приятного вчера!       ...
В православной традиции рыбу принято кушать по пятницам. Советская власть традицию соблюла по экономическим и, как ни странно, физиологическим причинам, но сдвинула на день. Поэтому для моего поколения рыбным днем уже всегда был четверг ...
16.07.2010, Латвия | Из-за жары телевизионная башня в Риге стала самой высокой в Евросоюзе, обогнав свою конкурентку — телебашню в Берлине, сообщает Телеграф.lv. В результате воздействия аномально высокой температуры металлические конструкции башни ...
Вот сейчас жена в соседней комнате делает растяжку под Камеди-клаб, а на экране смешат народ Галустян и Мартиросян. Как бы армяне. Но есть подозрение, что это такие армяне, которые армянского не знают. Впрочем, речь сейчас не о знании иностранных ...