Выставка "Выбор Надежды Добычиной". Личная коллекция
galik_123 — 26.07.2023 Искусственные параллели по средамВыставка в Музее русского импрессионизма посвящена первой петербургской галеристке Надежде Добычиной (1884-1950?). Кто же она такая - Надежда Евсеевна Добычина? Детство её прошло в Орле в небогатой еврейской семье Фишман, откуда она уехала в Санкт-Петербург. В 1905 году вышла замуж за орловского помещика Петра Добычина. В 1903-1909 училась на курсах П.Ф. Лесгафта при Санкт-Петербургской биологической лаборатории, где познакомилась с главным врачом генерального штаба императорской армии и художником-любителем, теоретиком авангардного искусства Н.И. Кульбиным, читавшим лекции по биологии. Это знакомство определило круг её интересов и повлияло на решение основать на средства от наследства, полученного мужем, юристом П.П. Добычиным, галерею "Художественное бюро Н.Е. Добычиной". Художественного образования она не имела, ей было 27 лет, на руках был маленький сын, а муж ещё сдавал госэкзамены в Казанском университете. И всё же она создала коммерческое предприятие по продаже произведений искусства, для посредничества между художниками и публикой.
Николай Бенуа. Портрет Надежды Добычиной, до 1924. Холст, масло. Частное собрание
Проект "Выбор Добычиной" - плод международного музейного сотрудничества. Работы для выставки представили 33 музея, в том числе Русский музей, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ГМИИ Республики Татарстан, Владимиро-Суздальский музей-заповедник Музей русского искусства в Ереване, Музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева. Выставка состоит из трёх разделов: личной коллекции Добычиной, истории Художественного бюро и неслучившихся проектов. Начнём, пожалуй, с личной коллекции Надежды Добычиной, находящейся в центре экспозиции.
Собственная коллекция Надежды Добычиной - уникальное собрание, разошедшееся сегодня по государственным и частным коллекциям России и мира. Галеристка формировала его с момента создания Художественного бюро в 1911 году; в разные годы оно насчитывало от 80 до 250 работ. Заметную часть коллекции составляли работы художников, с которыми Добычина была по-дружески близка или сотрудничала - Натана Альтмана, Александра Бенуа, Мартироса Сарьяна. Ряд произведений Надежда Добычина приобретала во время выставок в Бюро, а какие-то получала в качестве подарков. В собрании хозяйки Художественного бюро значились работы всех художников, чьи персональные экспозиции она устраивала - Александра Гауша, Наталии Гончаровой, Николая Кульбина, Абрама Маневича и Яна Ционглинского. Кроме того, в коллекцию Надежды Добычиной входил ряд её портретов.
Лев Бакст. Улица в дождь. Франция. 1893 (?). Дерево, масло. ГРМ
Михаил Ларионов. Розовый куст после дождя. 1904. Холст, масло. ГРМ. Нахождение в коллекции под вопросом
Дмитрий Стеллецкий. Заря, 1910. Холст, темпера. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро
Наталия Гончарова. Изгнание из рая. 1912. Бумага на картоне, акварель, карандаш. Собрание семьи Рыбаковых, Санкт-Петербург
Николай Кульбин. Цветы, первая половина 1910-х. Картон, масло. Частное собрание
Александр Бенуа . Эскиз декорации к драме А.С. Пушкина Пир во время чумы, 1914. Государственный Русский музей
Мартирос Сарьян. Желтые цветы, 1914. Холст, темпера. Музей русского искусства в Ереване
Юрий Анненков. Плясунья в пейзаже. Из футуристического альбома, 1915. Бумага на картоне, карандаш, тушь, перо. Ярославский художественный музей
Юрий Анненков. Дача в Куоккале, 1916. Бумага, графитовый карандаш. ГТГ.
Валентина Ходасевич. Портрет К.И. Евсеева, 1916. Холст, масло. Государственный Русский музей
В советский период - в 1919, 1924 и 1930 годах, были сделаны описи коллекции, которые стали основанием для выдачи Добычиной охранного удостоверения и спасли ее собрание от реквизиции и национализации (новая власть изымала многие частные собрания в пользу государства и передавала их в музеи). После Октябрьской революции и закрытия Художественного бюро Добычина продолжала содействовать продаже работ ее знакомых авторов музеям и коллекционерам. Вероятно, что у нее продолжали храниться и работы, взятые "на комиссию" еще Художественным бюро. Ряд произведений был передан ею самой и членами ее семьи - мужем Петром Петровичем и сыном Даниилом, в фонды Государственного Русского музея. Два полотна - авторства Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Головина - Надежда Добычина продала, находясь во время Великой Отечественной войны в эвакуации в Алма-Ате, местной художественной галерее - сегодня это Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева.
Петров-Водкин К.С. Натюрморт. 1920. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. Абылхана Кастеева, Алматы
Серии работ Виктора Замирайло и Александра Бенуа были приобретены у Добычиной Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина в 1936 и 1948 годах. Несмотря на имевшиеся и установленные в процессе подготовки этой выставки сведения, определить текущее местонахождение многих работ из коллекции Надежды Добычиной еще только предстоит исследователям.
Александр Головин. Заброшенная усадьба. 1920-е. Картон, темпера. Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева
Александр Головин. Портрет Н.Е. Добычиной, 1920. Холст, темпера. ГРМ. Не входил в коллекцию Добычиной
Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.
Продолжение будет!