Выставка "Религия и символы в искусстве шестидесятников"

топ 100 блогов galik_12319.07.2023 Искусственные параллели по средам

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Выставка "Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников" открыта до 17 сентября в галерее "Веллум" по адресу ул. Ильинка, д.4 (вход 89 со стороны Хрустального переулка). В экспозиции представлено около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи и частных коллекций. Здесь и Анатолий Зверев с его крестами и куполами церквей, сделанными под влиянием работ Любови Поповой и Ольги Розановой из коллекции Георгия Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка. На выставке демонстрируются и символистские произведения московских кинетистов: от "Артефактов" Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей - художников легендарной московской группы "Движение", - близких религиозным исканиям интеллигенции семидесятых годов прошлого века. Выставка довольно скромная по объёму, но затрагивает очень серьёзную тему.
В экспозиции организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, органичный для творчества шестидесятников вообще, и для "русских кинетов", в частности. Самая первая выставка группы художников и футурологов "Движение" в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, так и называлась: "На пути к синтезу искусств". Куратор выставки Любовь Агафонова так поясняет латинское название проекта: "Ars nova" - музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не "новое искусство", а скорее "новую технику". Sacra - сакральное, священное. Этот термин относится и к искусству так называемого "Второго авангарда" и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье "искусство приводило к мистическим озарениям".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма. Продолжая мистификации футуристов начала ХХ века, революционеров-художников, убивших острыми углами своих произведений старый мир и "ветхого человека" и прорекламировавших создание человека нового, нонконформисты из группы "Движение" вдруг возвращаются к поискам утраченного интуитивного в искусстве. Этот поиск был аккуратно артикулируем через изобразительные средства: кресты, подобия нимбов, сияние света горнего на холстах, символы средневекового христианства в геометрии движущихся объектов. Забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин "христианским художником".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Петрович Акулинин (1943-2020) - художник, наиболее известный своими кинетическими работами. С 1955 по 1958 год занимался в изостудии Тульского Дворца пионеров. В 1958-1962 годах учился в Московской средней художественной школе на отделении скульптуры. В 1963 году поступил в Московское высшее художественно промышленное училище на отделение скульптуры. В 1962 году вошёл в состав группы "Движение". В 1989 году вступил в Московский объединённый комитет художников‑графиков на Малой Грузинской.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Владимир Акулинин

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) - последний художник классического русского авангарда, ученик Казимира Малевича, сумевший преобразовать и выйти из пространства супрематизма, создав оригинальную пластическую систему. На выставке представлены коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Дмитрий Петрович Плавинский (1937-2012) - русский художник и график, одна из главных фигур московского нонконформизма второй половины XX века и создатель собственной символической философии. Один из ведущих мастеров московского художественного андеграунда, он сочетал черты свободной живописи с церковно-православными мотивами. В конце 1950-х Дмитрий Плавинский стал одним из родоначальников и лидеров художественного движения нонконформистов в Советском Союзе. В 1960-1970-е годы собирал иконы и церковные книги и использовал их в своих произведениях.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Дмитрий Плавинский. Строящееся Евангелие. Офорт

Франциско Инфанте-Арана (р. 1943) - классик российского лэнд-арта и кинетического искусства. В 60-х исследовал способы запечатлеть движение в рисунке. В 70-х начал создавать абстрактные инсталляции - "артефакты" в природных ландшафтах, используя зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. Своей целью считает поиск гармонии природного и искусственного. Артефакты Инфанте-Араны визуально напоминают произведения художников русского авангарда, Казимира Малевича и Владимира Татлина, поскольку обладают формальными признаками геометрической абстракции, обращающейся к материи, свету, цвету и звуку в традиции супрематизма.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Франциско Инфанте-Арана. Артефакты из серии Очаги искривлённого пространства, 1979


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

На выставке демонстрируются работы двух представителей семьи Инфантэ. Это произведения самого мэтра - Франциско, а также его невестки, художника Дарьи Коноваловой-Инфантэ.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Эрнст Иосифович Неизвестный (1925-2016) - знаменитый советский и американский скульптор современности, прославившийся созданием выразительных экспрессионистских скульптур с мощной пластикой и глубоким философским смыслом. Творчество Эрнста Неизвестного опирается на непростой жизненный путь, отражает вехи биографии, ценности и характер мастера. Его картины, эскизы, скульптуры, вымощенные из камня и отлитые в бронзе, наполнены борьбой, человеческой болью и силой.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Игоревич Яковлев – русский художник нонконформист, один из наиболее ярких представителей поколения "шестидесятников" и неофициального московского искусства. Профессионального образования не получал, как живописец формировался самостоятельно, во многом под влиянием впечатлений от западного арт-авангарда, образцы которого демонстрировались в Москве во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Перечеркнутые крестами пейзажи и портреты начал писать в 1960-е годы.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Владимир Яковлев

Анатолий Зверев (1931-1986)- художник-нонконформист, представитель второй волны русского авангарда, представитель советского андеграунда. Зверев не просто художник - это яркое явление в русском искусстве второй половины ХХ века.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Александр Ефимович Григорьев (р. 1949) - художник, окончил архитектурный факультет ЛИСИ, входил на рубеже 1960–1970-х в легендарную группу "Движение". В своем творчестве сосредоточился на оп-арте, причем на достаточно консервативной технике - станковой живописи. Недавно на Петровке в Московском музее современного искусства прошла его персональная выставка "Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Александр Григорьев

Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) - советский художник и скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению "Гроб-арт"). Участник Великой Отечественной войны. За свою жизнь создал более 500 скульптур, около тысячи гравюр и рисунков, также писал стихи и прозу. Сидур стал одним из создателей "второй волны" нового искусства, но его путь был путём мастера-одиночки, не подверженного внешним влияниям. Он не был осведомлён о новейших направлениях ни отечественного, ни зарубежного искусства и работал совершенно самостоятельно

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Вадим Сидур


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников



Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Вячеслав Колейчук. Сфера, 1990-е г. Текстолит, леска. Справа - Владимир Акулинин

Художники выставки: Владимир Акулинин, Александр Григорьев, Анатолий Зверев, Вячеслав Колейчук, Владимир Стерлигов, Франсиско Инфанте, Владимир Яковлев, Дмитрий Плавинский. Кинетические объекты - Герман Виноградов, Лада Раскольникова.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пресс-конференция военно-политического руководства Донецкой Народной Республики на тему сегодняшнего парада в Донецке и начавшегося контрнаступления. Чуть позже выложу отдельный пост по контрнаступлению ополченцев. ...
 Автором фотографий ниже является Стив МакКарри - один из самых талинтливых фотографов современности. За всю историю National Geographic именно его фотопортрет афганской девочки стал самым узнаваемым. За тридцать пять лет своей работы этот ...
Да просто все. Элементарно это делается. Только вчера наблюдала. Вот, допустим, у девушки торжественное событие. И исполняется ей ни много ни мало 32 года. Что делает "доброжелатель"? Метод, хочу заметить, работает и при личностном публичном поздравлении, и при передаче позитивной весто ...
Депутат Госдумы и член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев сделал неожиданное предложение в эфире телешоу Владимира Соловьева на канале «Россия». Он призвал не мелочиться и раздать из российского бюджета командирам группировок по миллиарду рублей на дроны и не требовать никаких ...
В ЦК ВКП(б). Находясь во враждебных условиях капиталистического окружения наше социалистическое государство опирается на угнетенных всего мира, на пролетариат и беднейшее крестьянство. Мы, коммунисты Москвы, бившиеся с царскими палачами на Пресне в 1905 г. и стрелками мировой ...