Выставка "Религия и символы в искусстве шестидесятников"

топ 100 блогов galik_12319.07.2023 Искусственные параллели по средам

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Выставка "Ars Sacra Nova. Религия и символы в искусстве шестидесятников" открыта до 17 сентября в галерее "Веллум" по адресу ул. Ильинка, д.4 (вход 89 со стороны Хрустального переулка). В экспозиции представлено около 50 геометрических композиций, кинетических объектов, живописных и графических произведений шестидесятников из собрания галереи и частных коллекций. Здесь и Анатолий Зверев с его крестами и куполами церквей, сделанными под влиянием работ Любови Поповой и Ольги Розановой из коллекции Георгия Костаки; перечеркнутые крестами пейзажи и портреты Владимира Яковлева, коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка. На выставке демонстрируются и символистские произведения московских кинетистов: от "Артефактов" Франциско Инфанте, одного из основоположников русского кинетизма, до станковых работ его коллег и последователей - художников легендарной московской группы "Движение", - близких религиозным исканиям интеллигенции семидесятых годов прошлого века. Выставка довольно скромная по объёму, но затрагивает очень серьёзную тему.
В экспозиции организаторы проекта подчеркивают синтез искусств, органичный для творчества шестидесятников вообще, и для "русских кинетов", в частности. Самая первая выставка группы художников и футурологов "Движение" в 1964 году, где они впервые манифестировали себя как организованная арт-группа, так и называлась: "На пути к синтезу искусств". Куратор выставки Любовь Агафонова так поясняет латинское название проекта: "Ars nova" - музыкальный стиль позднего средневековья, термин ars nova означает не "новое искусство", а скорее "новую технику". Sacra - сакральное, священное. Этот термин относится и к искусству так называемого "Второго авангарда" и напоминает о содружестве художников геометрического и метафизического направления, чье "искусство приводило к мистическим озарениям".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Одной из основных составляющих Второго авангарда стало ретроспективное переосмысление русского средневекового искусства, его корневого религиозного назначения. Геометрия архитектуры задних планов икон и фресок с их лаконичностью цвета стала одним из источников развития изобразительных средств советских неофициальных художников. Тех из них, кто стремились отстраниться от навязанного государственного атеизма. Продолжая мистификации футуристов начала ХХ века, революционеров-художников, убивших острыми углами своих произведений старый мир и "ветхого человека" и прорекламировавших создание человека нового, нонконформисты из группы "Движение" вдруг возвращаются к поискам утраченного интуитивного в искусстве. Этот поиск был аккуратно артикулируем через изобразительные средства: кресты, подобия нимбов, сияние света горнего на холстах, символы средневекового христианства в геометрии движущихся объектов. Забытые художественные образы стали атрибутами творчества кинетов. Не случайно, некоторые из них, пройдя через интуитивный путь богоискательства в искусстве, пошли дальше от визуального к конфессиональному: братья Волгины стали священниками, а Владимир Акулинин "христианским художником".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Петрович Акулинин (1943-2020) - художник, наиболее известный своими кинетическими работами. С 1955 по 1958 год занимался в изостудии Тульского Дворца пионеров. В 1958-1962 годах учился в Московской средней художественной школе на отделении скульптуры. В 1963 году поступил в Московское высшее художественно промышленное училище на отделение скульптуры. В 1962 году вошёл в состав группы "Движение". В 1989 году вступил в Московский объединённый комитет художников‑графиков на Малой Грузинской.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Владимир Акулинин

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Васильевич Стерлигов (1904-1973) - последний художник классического русского авангарда, ученик Казимира Малевича, сумевший преобразовать и выйти из пространства супрематизма, создав оригинальную пластическую систему. На выставке представлены коллажи Владимира Стерлигова с ангелами, молящимися фигурами людей и животных и акробатами-ангелами под куполом цирка.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Дмитрий Петрович Плавинский (1937-2012) - русский художник и график, одна из главных фигур московского нонконформизма второй половины XX века и создатель собственной символической философии. Один из ведущих мастеров московского художественного андеграунда, он сочетал черты свободной живописи с церковно-православными мотивами. В конце 1950-х Дмитрий Плавинский стал одним из родоначальников и лидеров художественного движения нонконформистов в Советском Союзе. В 1960-1970-е годы собирал иконы и церковные книги и использовал их в своих произведениях.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Дмитрий Плавинский. Строящееся Евангелие. Офорт

Франциско Инфанте-Арана (р. 1943) - классик российского лэнд-арта и кинетического искусства. В 60-х исследовал способы запечатлеть движение в рисунке. В 70-х начал создавать абстрактные инсталляции - "артефакты" в природных ландшафтах, используя зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. Своей целью считает поиск гармонии природного и искусственного. Артефакты Инфанте-Араны визуально напоминают произведения художников русского авангарда, Казимира Малевича и Владимира Татлина, поскольку обладают формальными признаками геометрической абстракции, обращающейся к материи, свету, цвету и звуку в традиции супрематизма.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Франциско Инфанте-Арана. Артефакты из серии Очаги искривлённого пространства, 1979


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

На выставке демонстрируются работы двух представителей семьи Инфантэ. Это произведения самого мэтра - Франциско, а также его невестки, художника Дарьи Коноваловой-Инфантэ.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Эрнст Иосифович Неизвестный (1925-2016) - знаменитый советский и американский скульптор современности, прославившийся созданием выразительных экспрессионистских скульптур с мощной пластикой и глубоким философским смыслом. Творчество Эрнста Неизвестного опирается на непростой жизненный путь, отражает вехи биографии, ценности и характер мастера. Его картины, эскизы, скульптуры, вымощенные из камня и отлитые в бронзе, наполнены борьбой, человеческой болью и силой.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Владимир Игоревич Яковлев – русский художник нонконформист, один из наиболее ярких представителей поколения "шестидесятников" и неофициального московского искусства. Профессионального образования не получал, как живописец формировался самостоятельно, во многом под влиянием впечатлений от западного арт-авангарда, образцы которого демонстрировались в Москве во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Перечеркнутые крестами пейзажи и портреты начал писать в 1960-е годы.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Владимир Яковлев

Анатолий Зверев (1931-1986)- художник-нонконформист, представитель второй волны русского авангарда, представитель советского андеграунда. Зверев не просто художник - это яркое явление в русском искусстве второй половины ХХ века.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Анатолий Зверев

Александр Ефимович Григорьев (р. 1949) - художник, окончил архитектурный факультет ЛИСИ, входил на рубеже 1960–1970-х в легендарную группу "Движение". В своем творчестве сосредоточился на оп-арте, причем на достаточно консервативной технике - станковой живописи. Недавно на Петровке в Московском музее современного искусства прошла его персональная выставка "Александр Григорьев. О прозрачности: оптические среды. Собрание Романа Бабичева".

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Александр Григорьев

Вадим Абрамович Сидур (1924-1986) - советский художник и скульптор, авангардист (по собственному выражению Сидура, его позднее творчество относится к течению "Гроб-арт"). Участник Великой Отечественной войны. За свою жизнь создал более 500 скульптур, около тысячи гравюр и рисунков, также писал стихи и прозу. Сидур стал одним из создателей "второй волны" нового искусства, но его путь был путём мастера-одиночки, не подверженного внешним влияниям. Он не был осведомлён о новейших направлениях ни отечественного, ни зарубежного искусства и работал совершенно самостоятельно

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Вадим Сидур


Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников



Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников
Вячеслав Колейчук. Сфера, 1990-е г. Текстолит, леска. Справа - Владимир Акулинин

Художники выставки: Владимир Акулинин, Александр Григорьев, Анатолий Зверев, Вячеслав Колейчук, Владимир Стерлигов, Франсиско Инфанте, Владимир Яковлев, Дмитрий Плавинский. Кинетические объекты - Герман Виноградов, Лада Раскольникова.

Выставка Религия и символы в искусстве шестидесятников

Источники информации - кураторский текст на стендах и этикетаж.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Уважаемые сообщники, хочу попросить вас поддержать мое обращение министру связи и массовых коммуникаций РФ по поводу длительной нерегистрации почтовых отправлений в российских местах международного почтового обмена. Это можно сделать на сайте Демократор.ру по адресу ...
Американцы переходят к фошистам. Где-то на зеленом поле ухмыляется рыжий Гитлер. ...
Предысторию с заменой приводного ремня все помнят? На всякий случай расскажу еще раз. 13 ноября 2013 года став счастливым обладателем МБ с180-купе примерно через 2 недели обнаружил под капотом свист на не прогретой машине. Обратился к ОД, в котором покупал машину, мастер развел руками, ...
А я и сегодня хочу начать день с промпозитива. Так вот крупнейший в мире производитель березовой фанеры компания «Свеза» изобрела и уже даже запустила в производство инновационный продукт - гнущуюся гибкую фанеру под брендом SVEZA Flex для строительства геометрически сложных конструкций, ...
Оказвается, котики бывают разные - вербовые и ивовые. Ими обычно на Пасху пользуются для соответствующих процедур. Но до Пасхи ещё пилить и пилить. В этом году, наверное, на Пасху будем вишнёвыми веточками заменять, ибо отцветёт совсем к тому времени. Вон, пишут, уже абрикос где-то в ...