Выставка "Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи".

топ 100 блогов drakosh_a08.07.2022 Посмотрели небольшую, но очень хорошую выставку "Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи" / Pompeii in Color: The Life of Roman Wall Painting, которая состоялась (и закончилась) в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета / Institute for the Study of the Ancient World, New York University. Выставка была небольшая, но очень интересная.
Я уже видела фрески из Помпеи и Геркуланума в Неаполе в Археологическом музее, из которого и эти фрески приехали, но все, что увидела, сейчас оказалось открытием. Подписи к фрескам, как часто бывает, не менее интересны, чем сами фрески, поэтому я их сняла, потом загрузила в Гугл, превратила в текст и перевела - работа та еще. Тексты из музея беру в кавычки. Смотреть на картины, которым 2000 лет - занятие мистическое.  Посмотрите и вы.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Геркулес и Омфала

I век н.э. Фреска из Дома Марка Лукреция, триклиний, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
"Обремененная излишествами, центральная фигура Геракла больше не может стоять без поддержки, и его голова склоняется набок, когда эрот дует ему в ухо трубой. Массивная винная чаша Геракла упала на землю, и другой эрот смотрит на свое отражение в ее серебряной поверхности. Геракл носит корону из виноградных листьев, посвященную богу Вакху, и демонстрирует зрителю элегантные одежды и обувь Омфалы. Звук барабана за его спиной и движение гуляк сообщают о неистовом характере празднества. Справа Омфала руководит сценой, одетая в львиную шкуру Геракла и несущая его дубину, остатки его героических усилий и подчеркивающая, что даже сильнейшие не могут сравниться с силами Вакха."
Поменялись ролями, вобщем :)

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Адмет и Алкестида
I век н.э. Фреска из Дома трагического поэта, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.

На этой картине изображена сцена из греческой трагедии Еврипида, позже пересказанная псевдо Аполлодором. Царю Адмету было суждено умереть, но Аполлон — на заднем плане справа со жрицей рядом с ним — убедил Судьбу сохранить ему жизнь, если вместо него найдется кто-то другой. Жена Адмета, Алкестида, была единственным человеком, готовым принести жертву. Муж сидит слева с мечом у его ног, а его жена сидит рядом с ним. Фигура, стоящая лицом к группе (спиной к зрителю), читает приговор Судьбы, а родители Адметуса смотрят из-за спины пары - пожилые мать и отец оба отказались умереть вместо своего сына.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Дидона, брошенная Энеем
I век н.э. Фреска, Дом Мелеагра, атриум,  северная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.

«Энеида» Вергилия повествует о бегстве Энея после падения Трои и об основании Рима его потомками. В этой сцене царица Карфагена Дидона сидит на троне в центре, а корабль Энея уплывает на заднем плане. Обезумевшая от расставания с  возлюбленным, она проклинает его, а затем совершает самоубийство. Этот момент был воспринят как предвестие вражды между Карфагеном и Римом, вылившейся в Пунические войны между 264 и 146 г. до н.э. и закончившейся победой римлян. Миф об основании Рима и его более поздняя история сливаются здесь воедино.
Темнокожая женщина слева держит сосуд для питья из слоновой кости, а женская фигура справа носит головной убор в виде слона. Иконография слона усиливает связь с Пуническими войнами и, вероятно, предназначена для представления Карфагена, поскольку эти крупные животные использовались в военных кампаниях империи.
Первоначально ученые понимали женщин, как аллегорию трех континентов — Африки, Европы и Азии, частично вдохновленную искусством эпохи Возрождения. (Относится к толкованию? Прим. мое). Тем не менее, идентификация центральной фигуры как Дидоны ставит под сомнение это прочтение и усложняет нашу интерпретацию стоящих женщин. В то время, как различия в цвете лица могут быть связаны с гендерными графическими условностями, цвет кожи также может обозначать расу и этническую принадлежность на древних картинах. Хотя темнокожая женщина слева, вероятно, представляет Карфаген, ученые до сих пор размышляют о ее личности. Ее присутствие сегодня напоминает нам, что римский мир был разнообразен.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Кимон и Перо
1 век н.э. Фреска из Помпей. Национальный археологический музей  в Неаполе.

"Представляя собой идеальное проявление древнеримской добродетели pietas (верность, преданность семье, особенно родителям), эта картина представляет собой сцену из истории Кимона (также известного как Микон) и его послушной дочери Перо. Здесь Перо кормит больного отца своей грудью после того, как его приговорили к смерти. Из-за пределов тюремной камеры в окно заглядывает мужская фигура, отражающая собственное чувство вуайеризма зрителя при взгляде на картину. Преданность Перо своему отцу тем более глубока, что она бросает вызов важной римской добродетели  - женской скромности (pudicita), тем самым утверждая, что pietas - величайшая из всех добродетелей.
Одна из трех версий этой сцены, найденных в Помпеях, эта работа была обнаружена в столовой, что позволяет предположить, что семья публично отстаивала свои собственные ценности, выбирая эту историю.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Лепной рельеф атлета
I век н.э., гипс и пигмент. Вилла Сан-Марко, нимфей 64, ниша 7, Стабии. Национальный археологический музей в Неаполе.
Найденный в одной из самых больших вилл в районе Везувия, площадью более 100 000 квадратных футов, этот лепной рельеф с изображением спортсмена, опирающегося на обруч, находился в задней части ниши в нимфее (похожем на грот пространстве, посвященном нимфам). Следы пигмента показывают, что работа включала в себя цвет, но также была окружена фресками с плоской росписью и реальными, нарисованными и рельефными архитектурными элементами. Смешение двухмерных изображений со скульптурой и рельефом играет с восприятием зрителем объема, заставляя его сомневаться в реальной или искусственной природе пространства.

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.

Ахиллес на острове Скирос
I век н.э. Фреска в Доме Ахилла, или Доме Скелета, или Доме Стронния, кубикулюм, северная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.

"Пророчество предсказывало, что победа греков в Троянской войне возможна только в том случае, если Ахиллес будет сражаться, но что он умрет в процессе. Надеясь спасти сына, нимфа Фетида отправила Ахиллеса жить на остров Скирос под видом одной из дочерей Ликомеда.
На этой картине Одиссей и Диомед прибыли на Скирос в поисках Ахиллеса. Они велели солдатам произвести трубный звук, как сигнал о надвигающейся битве, зная, что воин схватит оружие, чтобы показать себя. Художник изображает момент открытия Ахиллеса — он стоит в центре и тянется к щиту — когда Одиссей, опознанный по шапке, хватает Ахиллеса за руку, а Диомед хватает его сзади. Ликомед стоит над столпотворением, в то время как другие в страхе разбегаются".

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Три грации
I век н.э., фреска с фермы Куомо или Ираса, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
Самое раннее литературное упоминание о Грациях — дочерях Зевса и Эвриномы — восходит к Гесиоду в восьмом веке до н.э.. Видимая здесь особая иконография, по-видимому, была введена в первом веке до нашей эры, когда была создана эта работа, поскольку более ранние художники изображали сестер в виде задрапированных фигур. Хотя происхождение изображения остается неясным, нет сомнений в том, что оно быстро стало популярным мотивом: сохранилось около 140 образцов этого рисунка в различных техниках, включая живопись (две фрески в Помпеях), скульптуру, рельеф, мозаику, драгоценные камни и даже терракотовые светильники. «Три грации» оставались привлекательными на протяжении веков, особенно в эпоху Возрождения."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Полифем и Галатея
I век до н. э. Фреска из виллы в Королевских конюшнях на Портичи, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.

Полифем появляется как циклоп-людоед в «Одиссее» Гомера, но более поздние греческие писатели превратили его в влюбленного персонажа, который тоскует по морской нимфе Галатее. В пересказе Овидия. Полифем тоскует по Галатее, но у него есть соперник в лице красивого Ациса. Попытки циклопа сделать себя привлекательным превращают его в фарс. История ревности заканчивается, когда Полифем убивает Ациса, увидев его с Галатеей, и она превращает кровь своего возлюбленного в реку, носящую его имя.
В обоих этих произведениях Полифем не представлен как циклоп: его посох предполагает буколический характер, как описано Овидием, и, хотя его внешность груба, он менее чудовищен, чем в описании Гомера. Эта сцена интерпретируется, как момент первой встречи Полифема и Галатеи."


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи. Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Венера и Марс
Фреска I века н.э. из "Дома наказанной любви", таблинум, южная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
Эти две работы когда-то доминировали над противоположными стенами таблинума. Каждая из них представляет божества, занятые повседневными делами на открытом воздухе, нарисованные на белом фоне. Венера, богиня любви, сидит в изысканном кресле в центре, а Марс, ее муж и бог войны, обнимает ее сзади. Слева, по-видимому, не подозревая о взаимодействии между мужем и женой, слуга лезет в корзину. Их сообразительный ребенок, Эрос, смотрит на сцену, играя в игру с кольцом и струной.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Архитектура с поэтом
I век н.э. Фреска, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
"Мужчина, одетый в одежду в греческом стиле, эффектно обрамлен дверным проемом на подиуме. Лавровый венец на голове и свиток в руке идентифицируют эту фигуру как поэта. Большая театральная маска слева предполагает, что подиум может быть сценой, но хотя маски были характерной чертой римского театра и их часто носили исполнители, большая безбородая маска здесь слишком велика для актера (относительно масштаба головы поэта). Ее наличие подчеркивает театральность сцены."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
"Этот вид на гавань показывает виллу с колоннадой, портиками, пирсом, лодками и фигурами, мирно ловящими рыбу, прогуливающимися и общающимися вдоль кромки воды. Хотя пейзаж может быть идеализированным видением, ученые считают, что фрески, подобные этой, дают довольно точное представление о величественных виллах в Неаполитанском заливе, даже если конкретное здание можно отнести к художественному вымыслу. В то время как большинство работ, представленных на этой выставке, дают представление об интерьерах римских домов, эта картина дает ощущение экстерьера.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Натюрморт с писцовыми инструментами и свитком папируса
I век н.э.. Фреска из Геркуланума, Национальный археологический музей в Неаполе.
Изображения разгульных банкетов или игривых мифологических моментов, возможно, подходили для пространств для развлечений, но для помещений, где велись дела, визуальная программа была более сдержанной и уравновешенной. Стул, свиток папируса и восковая табличка для письма на этой фреске могут обозначать ведение записей и, таким образом, указывать на успех в финансовых делах.
Его форма предполагает, что эта панель являлась частью границы большей расписной стены. Нередки случаи, когда натюрморты изображались в граничных областях, окружающих более крупный центральный образ, и такие изображения часто имели тематическую связь с основной панелью.

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Фрагменты натюрморта, изображающие вазу, свитки, пейзаж и фрукты
I век н.э. Фреска из Геркуланума.

"Фрески, удаленные из своего первоначального контекста ранними археологами, часто обрамлялись для того, чтобы выставляться в музеях в манере станковой живописи. Здесь коллекция фрагментов была смонтирована вместе как стилизация. Эти работы могут быть не из одного дома: учитывая, что каждое из четырех изображений выполнено в разном масштабе, а границы фрагментов не совпадают, мы знаем, что группировка и расположение — современное изобретение. Таким образом, мы не должны пытаться интерпретировать римское значение за этим набором натюрмортов. Тем не менее, когда предметы рассматриваются по отдельности, мастерство римских художников сияет в отражении серебряной вазы и тонком оттенке на гранатах и ​​грушах."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
(вверху) Натюрморт с гусем и фруктами
Фреска из Дома оленей, Геркуланум. Национальный археологический музей Неаполя.
Несколько инжиров и гранатов лежит на каменной полке вместе с маленькой птицей, а на переднем плане доминирует большой сварливый гусь. Изображения фруктов, птиц и цветов часто встречались в домашней росписи и не только сообщали о статусе и богатстве домовладельца, но и относились к подаркам, преподносимым гостям дома. В частности, инжир был обычным подарком во время празднования римского праздника урожая Сатурналий. Радушный прием ценился в римской культуре, и такие работы, как эта, предполагают щедрость, которой может наслаждаться гость.
(внизу) Натюрморт с рыбой
I век н.э., фреска, Помпеи.  Национальный археологический музей Неаполя.
Это подробное и анимированное изображение нескольких видов рыб и моллюска, являющееся частью более крупной сцены морской жизни, указывает на центральное значение моря для Помпеи, а также на то, что художник не понаслышке знаком с морской жизнью.         

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Портрет Париса
I век н.э., фреска, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
"Мифологический персонаж, Парис, появляется во многих греческих рассказах, но он часто известен тем, что сбежал с Еленой Спартанской, заключив брак, который спровоцировал Троянскую войну, а позже смертельно ранил Ахиллеса, выстрелив ему в пятку стрелой. Оба этих рондельных портрета могут быть идентифицированы, как Парис, по фригийской шапке каждого субъекта, (обычно связанной с троянцами), и по наконечнику стрелы, видимому над плечом каждого из них. Тем не менее их разные лица и цвет волос предполагают, что у художников были разные, но специфические модели, позволившие запечатлеть множество реальных людей, взятых из жизни, а не из идеализированной мифологии. Добавление нескольких атрибутов, таких как шапка и стрела, позволило художникам превратить кого-то из повседневного существования в легендарного персонажа.                             


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Геракл и Омфала
I век н.э., фреска из Дома принца Черногории, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
На этой фреске пьяный Геракл полулежит в правом нижнем углу, пока эроты играют с его брошенным оружием. Королева Омфала в сопровождении своих спутников смотрит на него сверху вниз со своего места в левом верхнем углу. Геракл, воин, проводивший время на открытом воздухе, изображен с более темным оттенком кожи, чем бледные лица женщин. Эта гендерная условность, распространенная в римской живописи, намекает на идеализацию активной жизни мужчин.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Сцена банкета с надписями
I век н.э., фреска из Дома Триклиния, столовая, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.
"Ряд людей имел доступ к столовой в римском доме, но люди в разных ролях, вероятно, имели разные взгляды на нарисованные сцены, с которыми они там встречались. На этой картине видное место занимают служители, вероятно, порабощенные, активно помогающие в празднествах на банкете. Но они представлены физически меньше, чем пирующие: их уменьшенный рост является напоминанием о том, что эти картины были заказаны элитным классом и что сила репрезентации людей не была равномерно выражена в римской культуре. У домовладельца и его гостей, вероятно, было совсем другое восприятие этой работы, чем у порабощенных людей, которые прислуживали на банкетах в столовой, где изначально появилась эта фреска.
Гуляющему слева предлагает серебряную чашу фигура в белом халате в центре, в то время как другой слуга, возможно, ребенок, помогает этому гостю надеть туфлю; слово Scio («Я знаю») нацарапано над головой гостя, как облако его мыслей. Другой участник вечеринки, появляющийся с нацарапанным над ним словом Bibo («Я пью»), слишком пьян, чтобы стоять, и его поддерживает третий слуга справа, четвертый слуга, молодой темнокожий мальчик, обнимаемый фигурой в светло-зеленом плаще, занимает в композиции более пассивное положение, над его головой появляется неразборчивая надпись, а человек в накидке думает "Валетис / Будь здоров".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Необычный мрачновато-глянцевый Тель-Авив фотографа Рона Шошани . Спасибо Оле mc_jane за знакомство, я его зафрендил в ФБ :) Вот её статья об этом фотографе. ...
В адрес директора Центра АСТ и одного из авторов нашего блога и члена экспертного совета при Правительстве РФ Руслана Пухова поступило обращение: Уважаемый Руслан Николаевич ! Согласно письму Председателя Правительства Д.А. Медведева ДМ-П13-2494 от 16.04.2015, Экспе ...
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово: готика? Мрачно, страшно, темно? Летучие мыши и горгулии? Девочки и мальчики в странных нарядах и с непонятным макияжем? Сегодня я бы хотела воспеть оду готике... А точнее модному стилю ...
Авиасалон в Фарнборо в самом разгаре. Деловая активность на мероприятии, надо сказать, зашкаливает. Как отметил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, общий объем сделок уже превысил отметку в 41,9 млрд долларов . Это втрое больше, чем на предыдущем салоне в 2012-м году. Пока ре ...
У каждого ну или через один из вас есть домашние животные. У меня есть две невероятно прекрасных кошары. Мальчик и девочка. Ну как мальчик, полумальчик. Но он об этом не знает, так как был ещё маленький, но по-моему обиду тихонько затаил. Его особенность- он прекрасный собеседник, невероя ...