Выставка "Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи".

топ 100 блогов drakosh_a08.07.2022 Посмотрели небольшую, но очень хорошую выставку "Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи" / Pompeii in Color: The Life of Roman Wall Painting, которая состоялась (и закончилась) в Институте изучения древнего мира Нью-Йоркского университета / Institute for the Study of the Ancient World, New York University. Выставка была небольшая, но очень интересная.
Я уже видела фрески из Помпеи и Геркуланума в Неаполе в Археологическом музее, из которого и эти фрески приехали, но все, что увидела, сейчас оказалось открытием. Подписи к фрескам, как часто бывает, не менее интересны, чем сами фрески, поэтому я их сняла, потом загрузила в Гугл, превратила в текст и перевела - работа та еще. Тексты из музея беру в кавычки. Смотреть на картины, которым 2000 лет - занятие мистическое.  Посмотрите и вы.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Геркулес и Омфала

I век н.э. Фреска из Дома Марка Лукреция, триклиний, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
"Обремененная излишествами, центральная фигура Геракла больше не может стоять без поддержки, и его голова склоняется набок, когда эрот дует ему в ухо трубой. Массивная винная чаша Геракла упала на землю, и другой эрот смотрит на свое отражение в ее серебряной поверхности. Геракл носит корону из виноградных листьев, посвященную богу Вакху, и демонстрирует зрителю элегантные одежды и обувь Омфалы. Звук барабана за его спиной и движение гуляк сообщают о неистовом характере празднества. Справа Омфала руководит сценой, одетая в львиную шкуру Геракла и несущая его дубину, остатки его героических усилий и подчеркивающая, что даже сильнейшие не могут сравниться с силами Вакха."
Поменялись ролями, вобщем :)

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Адмет и Алкестида
I век н.э. Фреска из Дома трагического поэта, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.

На этой картине изображена сцена из греческой трагедии Еврипида, позже пересказанная псевдо Аполлодором. Царю Адмету было суждено умереть, но Аполлон — на заднем плане справа со жрицей рядом с ним — убедил Судьбу сохранить ему жизнь, если вместо него найдется кто-то другой. Жена Адмета, Алкестида, была единственным человеком, готовым принести жертву. Муж сидит слева с мечом у его ног, а его жена сидит рядом с ним. Фигура, стоящая лицом к группе (спиной к зрителю), читает приговор Судьбы, а родители Адметуса смотрят из-за спины пары - пожилые мать и отец оба отказались умереть вместо своего сына.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Дидона, брошенная Энеем
I век н.э. Фреска, Дом Мелеагра, атриум,  северная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.

«Энеида» Вергилия повествует о бегстве Энея после падения Трои и об основании Рима его потомками. В этой сцене царица Карфагена Дидона сидит на троне в центре, а корабль Энея уплывает на заднем плане. Обезумевшая от расставания с  возлюбленным, она проклинает его, а затем совершает самоубийство. Этот момент был воспринят как предвестие вражды между Карфагеном и Римом, вылившейся в Пунические войны между 264 и 146 г. до н.э. и закончившейся победой римлян. Миф об основании Рима и его более поздняя история сливаются здесь воедино.
Темнокожая женщина слева держит сосуд для питья из слоновой кости, а женская фигура справа носит головной убор в виде слона. Иконография слона усиливает связь с Пуническими войнами и, вероятно, предназначена для представления Карфагена, поскольку эти крупные животные использовались в военных кампаниях империи.
Первоначально ученые понимали женщин, как аллегорию трех континентов — Африки, Европы и Азии, частично вдохновленную искусством эпохи Возрождения. (Относится к толкованию? Прим. мое). Тем не менее, идентификация центральной фигуры как Дидоны ставит под сомнение это прочтение и усложняет нашу интерпретацию стоящих женщин. В то время, как различия в цвете лица могут быть связаны с гендерными графическими условностями, цвет кожи также может обозначать расу и этническую принадлежность на древних картинах. Хотя темнокожая женщина слева, вероятно, представляет Карфаген, ученые до сих пор размышляют о ее личности. Ее присутствие сегодня напоминает нам, что римский мир был разнообразен.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Кимон и Перо
1 век н.э. Фреска из Помпей. Национальный археологический музей  в Неаполе.

"Представляя собой идеальное проявление древнеримской добродетели pietas (верность, преданность семье, особенно родителям), эта картина представляет собой сцену из истории Кимона (также известного как Микон) и его послушной дочери Перо. Здесь Перо кормит больного отца своей грудью после того, как его приговорили к смерти. Из-за пределов тюремной камеры в окно заглядывает мужская фигура, отражающая собственное чувство вуайеризма зрителя при взгляде на картину. Преданность Перо своему отцу тем более глубока, что она бросает вызов важной римской добродетели  - женской скромности (pudicita), тем самым утверждая, что pietas - величайшая из всех добродетелей.
Одна из трех версий этой сцены, найденных в Помпеях, эта работа была обнаружена в столовой, что позволяет предположить, что семья публично отстаивала свои собственные ценности, выбирая эту историю.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Лепной рельеф атлета
I век н.э., гипс и пигмент. Вилла Сан-Марко, нимфей 64, ниша 7, Стабии. Национальный археологический музей в Неаполе.
Найденный в одной из самых больших вилл в районе Везувия, площадью более 100 000 квадратных футов, этот лепной рельеф с изображением спортсмена, опирающегося на обруч, находился в задней части ниши в нимфее (похожем на грот пространстве, посвященном нимфам). Следы пигмента показывают, что работа включала в себя цвет, но также была окружена фресками с плоской росписью и реальными, нарисованными и рельефными архитектурными элементами. Смешение двухмерных изображений со скульптурой и рельефом играет с восприятием зрителем объема, заставляя его сомневаться в реальной или искусственной природе пространства.

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.

Ахиллес на острове Скирос
I век н.э. Фреска в Доме Ахилла, или Доме Скелета, или Доме Стронния, кубикулюм, северная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.

"Пророчество предсказывало, что победа греков в Троянской войне возможна только в том случае, если Ахиллес будет сражаться, но что он умрет в процессе. Надеясь спасти сына, нимфа Фетида отправила Ахиллеса жить на остров Скирос под видом одной из дочерей Ликомеда.
На этой картине Одиссей и Диомед прибыли на Скирос в поисках Ахиллеса. Они велели солдатам произвести трубный звук, как сигнал о надвигающейся битве, зная, что воин схватит оружие, чтобы показать себя. Художник изображает момент открытия Ахиллеса — он стоит в центре и тянется к щиту — когда Одиссей, опознанный по шапке, хватает Ахиллеса за руку, а Диомед хватает его сзади. Ликомед стоит над столпотворением, в то время как другие в страхе разбегаются".

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Три грации
I век н.э., фреска с фермы Куомо или Ираса, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
Самое раннее литературное упоминание о Грациях — дочерях Зевса и Эвриномы — восходит к Гесиоду в восьмом веке до н.э.. Видимая здесь особая иконография, по-видимому, была введена в первом веке до нашей эры, когда была создана эта работа, поскольку более ранние художники изображали сестер в виде задрапированных фигур. Хотя происхождение изображения остается неясным, нет сомнений в том, что оно быстро стало популярным мотивом: сохранилось около 140 образцов этого рисунка в различных техниках, включая живопись (две фрески в Помпеях), скульптуру, рельеф, мозаику, драгоценные камни и даже терракотовые светильники. «Три грации» оставались привлекательными на протяжении веков, особенно в эпоху Возрождения."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Полифем и Галатея
I век до н. э. Фреска из виллы в Королевских конюшнях на Портичи, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.

Полифем появляется как циклоп-людоед в «Одиссее» Гомера, но более поздние греческие писатели превратили его в влюбленного персонажа, который тоскует по морской нимфе Галатее. В пересказе Овидия. Полифем тоскует по Галатее, но у него есть соперник в лице красивого Ациса. Попытки циклопа сделать себя привлекательным превращают его в фарс. История ревности заканчивается, когда Полифем убивает Ациса, увидев его с Галатеей, и она превращает кровь своего возлюбленного в реку, носящую его имя.
В обоих этих произведениях Полифем не представлен как циклоп: его посох предполагает буколический характер, как описано Овидием, и, хотя его внешность груба, он менее чудовищен, чем в описании Гомера. Эта сцена интерпретируется, как момент первой встречи Полифема и Галатеи."


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи. Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Венера и Марс
Фреска I века н.э. из "Дома наказанной любви", таблинум, южная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
Эти две работы когда-то доминировали над противоположными стенами таблинума. Каждая из них представляет божества, занятые повседневными делами на открытом воздухе, нарисованные на белом фоне. Венера, богиня любви, сидит в изысканном кресле в центре, а Марс, ее муж и бог войны, обнимает ее сзади. Слева, по-видимому, не подозревая о взаимодействии между мужем и женой, слуга лезет в корзину. Их сообразительный ребенок, Эрос, смотрит на сцену, играя в игру с кольцом и струной.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Архитектура с поэтом
I век н.э. Фреска, Помпеи. Национальный археологический музей в Неаполе.
"Мужчина, одетый в одежду в греческом стиле, эффектно обрамлен дверным проемом на подиуме. Лавровый венец на голове и свиток в руке идентифицируют эту фигуру как поэта. Большая театральная маска слева предполагает, что подиум может быть сценой, но хотя маски были характерной чертой римского театра и их часто носили исполнители, большая безбородая маска здесь слишком велика для актера (относительно масштаба головы поэта). Ее наличие подчеркивает театральность сцены."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
"Этот вид на гавань показывает виллу с колоннадой, портиками, пирсом, лодками и фигурами, мирно ловящими рыбу, прогуливающимися и общающимися вдоль кромки воды. Хотя пейзаж может быть идеализированным видением, ученые считают, что фрески, подобные этой, дают довольно точное представление о величественных виллах в Неаполитанском заливе, даже если конкретное здание можно отнести к художественному вымыслу. В то время как большинство работ, представленных на этой выставке, дают представление об интерьерах римских домов, эта картина дает ощущение экстерьера.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Натюрморт с писцовыми инструментами и свитком папируса
I век н.э.. Фреска из Геркуланума, Национальный археологический музей в Неаполе.
Изображения разгульных банкетов или игривых мифологических моментов, возможно, подходили для пространств для развлечений, но для помещений, где велись дела, визуальная программа была более сдержанной и уравновешенной. Стул, свиток папируса и восковая табличка для письма на этой фреске могут обозначать ведение записей и, таким образом, указывать на успех в финансовых делах.
Его форма предполагает, что эта панель являлась частью границы большей расписной стены. Нередки случаи, когда натюрморты изображались в граничных областях, окружающих более крупный центральный образ, и такие изображения часто имели тематическую связь с основной панелью.

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Фрагменты натюрморта, изображающие вазу, свитки, пейзаж и фрукты
I век н.э. Фреска из Геркуланума.

"Фрески, удаленные из своего первоначального контекста ранними археологами, часто обрамлялись для того, чтобы выставляться в музеях в манере станковой живописи. Здесь коллекция фрагментов была смонтирована вместе как стилизация. Эти работы могут быть не из одного дома: учитывая, что каждое из четырех изображений выполнено в разном масштабе, а границы фрагментов не совпадают, мы знаем, что группировка и расположение — современное изобретение. Таким образом, мы не должны пытаться интерпретировать римское значение за этим набором натюрмортов. Тем не менее, когда предметы рассматриваются по отдельности, мастерство римских художников сияет в отражении серебряной вазы и тонком оттенке на гранатах и ​​грушах."

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
(вверху) Натюрморт с гусем и фруктами
Фреска из Дома оленей, Геркуланум. Национальный археологический музей Неаполя.
Несколько инжиров и гранатов лежит на каменной полке вместе с маленькой птицей, а на переднем плане доминирует большой сварливый гусь. Изображения фруктов, птиц и цветов часто встречались в домашней росписи и не только сообщали о статусе и богатстве домовладельца, но и относились к подаркам, преподносимым гостям дома. В частности, инжир был обычным подарком во время празднования римского праздника урожая Сатурналий. Радушный прием ценился в римской культуре, и такие работы, как эта, предполагают щедрость, которой может наслаждаться гость.
(внизу) Натюрморт с рыбой
I век н.э., фреска, Помпеи.  Национальный археологический музей Неаполя.
Это подробное и анимированное изображение нескольких видов рыб и моллюска, являющееся частью более крупной сцены морской жизни, указывает на центральное значение моря для Помпеи, а также на то, что художник не понаслышке знаком с морской жизнью.         

Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Портрет Париса
I век н.э., фреска, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
"Мифологический персонаж, Парис, появляется во многих греческих рассказах, но он часто известен тем, что сбежал с Еленой Спартанской, заключив брак, который спровоцировал Троянскую войну, а позже смертельно ранил Ахиллеса, выстрелив ему в пятку стрелой. Оба этих рондельных портрета могут быть идентифицированы, как Парис, по фригийской шапке каждого субъекта, (обычно связанной с троянцами), и по наконечнику стрелы, видимому над плечом каждого из них. Тем не менее их разные лица и цвет волос предполагают, что у художников были разные, но специфические модели, позволившие запечатлеть множество реальных людей, взятых из жизни, а не из идеализированной мифологии. Добавление нескольких атрибутов, таких как шапка и стрела, позволило художникам превратить кого-то из повседневного существования в легендарного персонажа.                             


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Геракл и Омфала
I век н.э., фреска из Дома принца Черногории, Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя.
На этой фреске пьяный Геракл полулежит в правом нижнем углу, пока эроты играют с его брошенным оружием. Королева Омфала в сопровождении своих спутников смотрит на него сверху вниз со своего места в левом верхнем углу. Геракл, воин, проводивший время на открытом воздухе, изображен с более темным оттенком кожи, чем бледные лица женщин. Эта гендерная условность, распространенная в римской живописи, намекает на идеализацию активной жизни мужчин.


Выставка Помпеи в цвете: жизнь римской настенной живописи.
Сцена банкета с надписями
I век н.э., фреска из Дома Триклиния, столовая, восточная стена, центральная часть, Помпеи. Национальный археологический музей  в Неаполе.
"Ряд людей имел доступ к столовой в римском доме, но люди в разных ролях, вероятно, имели разные взгляды на нарисованные сцены, с которыми они там встречались. На этой картине видное место занимают служители, вероятно, порабощенные, активно помогающие в празднествах на банкете. Но они представлены физически меньше, чем пирующие: их уменьшенный рост является напоминанием о том, что эти картины были заказаны элитным классом и что сила репрезентации людей не была равномерно выражена в римской культуре. У домовладельца и его гостей, вероятно, было совсем другое восприятие этой работы, чем у порабощенных людей, которые прислуживали на банкетах в столовой, где изначально появилась эта фреска.
Гуляющему слева предлагает серебряную чашу фигура в белом халате в центре, в то время как другой слуга, возможно, ребенок, помогает этому гостю надеть туфлю; слово Scio («Я знаю») нацарапано над головой гостя, как облако его мыслей. Другой участник вечеринки, появляющийся с нацарапанным над ним словом Bibo («Я пью»), слишком пьян, чтобы стоять, и его поддерживает третий слуга справа, четвертый слуга, молодой темнокожий мальчик, обнимаемый фигурой в светло-зеленом плаще, занимает в композиции более пассивное положение, над его головой появляется неразборчивая надпись, а человек в накидке думает "Валетис / Будь здоров".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Опять холодно, промозглый ветер. И Тот, кто настраивает погоду, проснулся утром, посмотрел в окно и увидел яблони, покрытые белыми тяжелыми шапками. -  Ба, да на яблонях лежит снег, белым-бело - значит опять наступила зима, а вокруг тепло, снег быстро растает - не порядок!- по ...
Четвёртый световой день на пекинском поезде снова начался с раннего подъёма (в три часа ночи по Москве, восемь утра по иркутскому времени) - на станции Иркутск ...
Молодая!!! :) В общем, "если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим." © ...
Я люблю троллить, но у меня плохо получается :( Может, есть какие-нибудь учебные пособия или хотя бы обучающие статьи на эту тему? Или форумы, где опытные тролли обучают новичков всем премудростям своего искусства. ...
Думаю, никто уже не сомневается, что электронные книги – вполне самостоятельный и самодостаточный класс устройств, представители которых достойны «взрослого» обзора. Недавно у меня в руках оказался интересный гаджет – Pocketbook 650 – продвинутая «читалка» во вполне достойном исполнении по ...