Выставка "Отличники" в Музее русского импрессионизма
classic_art_ru — 02.03.2023Музей русского импрессионизма порадовал очередной выставкой "Отличники". И снова всё сделано на отлично - экспозиция стильно оформлена и радует глаз и душу великолепной живописью медалистов Академии художеств и Московского училища, живописи, ваяния и зодчества. Для контекста в зале третьего этажа представлены картины европейских художников рубежа XIX-XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Имена Камиля Коро, Шарля Добиньи, Гюстава Курбе, Андерса Цорна, Франца фон Штука часто встречались в письмах и отчетах пенсионеров из Европы. Произведения французских, немецких, испанских мастеров демонстрируют, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры.Вот и начнём обзор выставки "Отличники" с этого фона.
Французский художник Антуан Воллон (1833-1900) родился в Лионе и получил специальность гравера в городской Школе изящных искусств. В 1859 году он приезжает в Париж с намерением учиться живописи. Увлеченно рассматривая музейные коллекции, в том числе в Лувре, Воллон выделяет натюрморты голландских мастеров XVII века и картины Жана Симеона Шардена. Эти впечатления отразятся на собственной манере мастера, который работал в разных жанрах, а известность получил благодаря натюрмортам, как правило, написанным на темном фоне с пристальным вниманием к фактуре предметов. Путь молодого художника к успеху не был простым: Воллон выставлял свои работы на парижских Салонах, но не сразу получил одобрение коллег. Со временем он стал признанным профессионалом и почувствовал свободу в выборе тем и приемов письма. Воллона связывали дружеские отношения с Франсуа Добиньи, Оноре Домье и Александром Дюма-сыном, который активно приобретал полотна мастера и приглашал его погостить в своем доме в Нормандии.
Русский пенсионер Василий Поленов очень ценил натюрморты Воллона, о которых писал Ивану Крамскому из Парижа: "У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут, как сделано. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных тазов дел мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону. Это Vollon".
Антуан Воллон. Натюрморт, вторая половина XIX века. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Имя Камиля Коро (1796-1875) традиционно ставят в ряд художников-барбизонцев, хотя собственно этой школе Коро не принадлежал; его творчество также оказывается неразрывно связано с новым типом пейзажа - реалистическим. В отличие от Теодора Руссо, который резко порвал и с классицизмом, и с романтизмом, Коро постепенно постигал законы пейзажного жанра и совершенствовался в изображении природы без оглядки на вкусы Академии или заказчиков-покупателей. Одной из главных особенностей техники Камиля Коро является работа валерами - письмо различными по светосиле тонами одного цвета. Жемчужно-серый колорит в более чем 20 оттенках становится основой построения композиции и передачи воздушной перспективы. Возвращаясь к одному и тому же мотиву, не раз повторяя уже написанный вид, Коро старается найти максимально точное выражение собственного чувства и состояния природы.
В России пейзажи Камиля Коро находили ценителей и среди живописцев, и среди коллекционеров. Оба представленных в экспозиции произведения - "Воз сена" и "Колокольня в Аржантейе" - происходят из собрания известного сахарозаводчика и мецената Павла Харитоненко.
Камиль Коро. Колокольня в Аржантейе (Дорога к церкви), 1855-1860-е. Холст, масло. ГМИИ
им. А. С. Пушкина
Камиль Коро. Воз сена (Повозка, переезжающая брод у большого дерева), 1865-1870. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Француз Теодор Руссо (1812-1867) был основателем барбизонской школы, знаменитой пейзажами на пленэре у деревушки Барбизон в лесу Фонтенбло, недалеко от Парижа. В отличие от художников-романтиков, которые идеализировали и даже героизировали природу, барбизонцы ценили естественную красоту ландшафта и часто включали в свои пейзажи фигуры людей, занятых повседневным трудом. Теодор Руссо родился в Париже, первые уроки живописи брал у кузена своей матери, а позднее его наставником стал пейзажист Жан Шарль Жозеф Ремон. Молодой пейзажист даже участвует в конкурсе на Римскую премию, но не получает её. При этом виды окрестностей Парижа Руссо пишет в натуралистической манере, ездит по городским предместьям, выбирается в лес Фонтенбло и становится первооткрывателем жанра "интимного пейзажа". Скромные и непритязательные ландшафты Руссо, в которых природный мотив получал самостоятельное значение, резко контрастировали с романтическим и историческим пейзажем и долгое время не находили отклика ни у публики, ни у профессионального сообщества. Не получив признания в Париже, потерпев несколько неудач при попытках выставиться на Салоне, Руссо окончательно решает поселиться в Барбизоне, где вокруг него сплачивается группа единомышленников. Со временем к художникам барбизонской школы придет коммерческий успех, причем их пейзажи станут популярными и среди русских художников и коллекционеров.
Жюль Дюпре. Пейзаж с прудом, 1880-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Теодор Руссо. Коровы у водопоя (Перекрёсток белой королевы), около 1860-1862. У водопоя, 1860-е. Обе - дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Крупнейший представитель барбизонской школы Жюль Дюпре (1811-1889) начал карьеру художника на фарфоровой мануфактуре своего отца, недалеко от Парижа. Когда семья Дюпре перебралась в столицу, молодой человек стал завсегдатаем Лувра, где копировал живопись старых мастеров - особенно ему нравились голландские пейзажи XVII века. Вскоре Дюпре начинает работать на пленэре и в 1831 году впервые выставляется на Салоне. Пейзажи Жюля Дюпре ждет большой успех у публики и коллег-профессионалов (одна из его картин даже получит золотую медаль), а сам мастер будет в восхищении от работ участников барбизонской школы: "Вот то, что я искал, оно уже найдено", - воскликнет он, увидев картины Теодора Руссо.
В 1834 году Дюпре предпринял поездку в Англию, где большое впечатление на него произвели пейзажи Джона Констебла. От английского мастера французский художник перенял пастозную манеру письма, стремление к декоративным решениям и общее романтическое настроение живописи. С конца 1860-х годов Жюль Дюпре часто бывает в Нормандии, пишет морские виды, в которых ощущаются эмоциональная напряженность и драматизм. Тогда же начинаются расхождения во взглядах Руссо и Дюпре: если первый остался верен реалистическим установкам барбизонцев, второй, работая самостоятельно, руководствовался принципом "природа только повод, искусство цель".
Жюль Дюпре. Морской отлив в Нормандии, около 1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья (1807-1876), сын испанских эмигрантов, рано осиротел и систематического художественного образования не получил, самостоятельно овладев мастерством живописца. В начале карьеры Диас увлекался романтиками Эженом Делакруа и Виктором Гюго - экзотические образы в искусстве первой трети XIX века будоражили фантазию молодого художника, и главным средством их передачи на холсте он выбирает цвет, плотный и насыщенный. Постепенно пейзаж как таковой занимает все большее место в работах мастера, и со второй половины 1840-х годов Диас часто работает на пленэре в лесу Фонтенбло, сближается с Теодором Руссо и барбизонцами. В своих пейзажах он старается передать эффекты освещения, выбирая самые драматичные моменты и состояния природы. При этом цветовая палитра в его работах становится все менее декоративной, приближаясь к натуральным, естественным оттенкам. Про Диаса говорили, что "он природу обожал настолько, что не изображал ее правдиво, а изображал ее прекрасной".
График Василий Беляшин в своем отчете для Академии художеств в 1908 году писал о пребывании в Париже, упоминая барбизонцев и Диаса: "В Лувре, главным образом, я изучал произведения великих мастеров школ - голландской, фламандской, итальянской и так называемой "барбизонской" школы: Диаз, Милле, Дюпре, Коро, Руссо, Тройон и друг."
Виржиль де ла Пенья. Мельница на берегу реки, XIX век. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Виржиль де ла Пенья. Дождливый день, 1872. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Один из приверженцев реалистической традиции во французском искусстве XIX века, Гюстав Курбе (1819-1877) о своей позиции решительно объявил в 1855 году, представив собственные работы на Всемирной выставке в отдельном павильоне под вывеской "Реализм". Этот "манифест" выдвинул Курбе на первую линию борьбы с официальным академическим искусством. В начале творческой карьеры Курбе был увлечен живописью голландских художников XVII века, от которых воспринял интерес к пейзажному жанру и масштабным форматам. Монументальные виды природы Курбе пишет не для того, чтобы подавить зрителя ее величием-скорее он делает это с целью максимально приблизить к нам изображаемый вид. Внимание Курбе к световым и панорамным эффектам приводит к тому, что пейзаж выделяется в один из главных жанров в его творчестве - море, скалы, лес станут основными «героями» картин мастера. В 1871 году Гюстав Курбе становится участником Парижской коммуны и в качестве комиссара культуры и образования в революционном правительстве оказался причастен к сносу Вандомской колонны. После падения коммуны Курбе приговорили к тюремному сроку, крупному штрафу -и художник был вынужден уехать в Швейцарию.
Во время своей пенсионерской поездки в 1873 году Илья Репин признается в одном из писем, что глубоко уважает Курбе "как яркое начало", - неудивительно, что "главный русский реалист" испытывал почтение к своему старшему коллеге. Степан Колесников в 1911 году в отчете для Академии среди шедевров Лувра выделит один из морских видов Курбе: "море удивительно красиво и сильно написано".
Гюстав Курбе. Водяная мельница, около 1864. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Констан Тройон. Приближение грозы (У водопоя), 1851. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Шарль Франсуа Добиньи. Оливковый сад, 1870-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Французский живописец и график Люсьен Симон (1861-1945) родился в Париже и учился в частной академии Жюлиана. На сложение манеры молодого художника сильное влияние оказали жанровые картины и портреты голландца Франса Халса. Определяющими в творческой биографии Симона оказались 1890-е годы: тогда он женится& на Жанне Доше, сестре своего товарища; много пишет на пленэре в Бретани и вместе с Шарлем Котте и Морисом Дени создает художественную группировку- "Черную банду современного общества", работы участников которой отличались темным колоритом и подчеркнутым реализмом. В начале 1900-х годов Симон покупает маяк на побережье Бретани, где обустраивает мастерскую и семейное гнездо. Созданные здесь работы - жанровые сценки с местными жителями, пейзажи, портреты членов семьи, иллюстрации к литературным произведениям - принесут художнику заслуженную популярность. Симон будет удостоен правительственных и профессиональных наград, станет кавалером ордена Почетного легиона и получит звание официального мариниста морского флота Франции.
Талант Люсьена Симона высоко ценили Борис Кустодиев и Исаак Бродский. Оба русских художника были экспонентами творческого объединения "Мир искусства", один из основателей которого, Александр Бенуа, считал Котте и Симона «наиболее видными парижскими живописцами конца XIX века» и признавался: "Меня очень пленяла его [Симона] широкая, бодрая, уверенная манера как в масле, так особенно в акварели, нравились и его краски, в которых было столько света и свежести. Особенно я оценил некоторые его портреты, но и в бретонских сюжетах Симона было столько бодрости, здоровой простоты!"
Люсьен Симон. Порыв ветра, 1880-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Наследие немецкого живописца и графика Адольфа фон Менцеля (1815-1905) обширно и разнообразно: на протяжении долгого творческого пути мастер успел попробовать себя практически во всех жанрах. Менцель начинал осваивать ремесло в литографической мастерской своего отца и только полгода занимался в Академии художеств в Берлине. Собственную манеру живописца он вырабатывает благодаря заказам, которые выполнял, чтобы прокормить семью: в течение нескольких лет Менцель работал над серией рисунков, посвященных истории правления прусского короля Фридриха II Великого. С увлечением писал художник и полотна на сюжеты из современной жизни: в его творчестве появляются поезда и цеха железопрокатных заводов, кафе и бульвары, залы судов и домашние интерьеры.
Почти все русские художники-пенсионеры во время европейских путешествий посещали Берлин, где видели работы Адольфа фон Менцеля. Владимир Стасов, критик и сторонник реализма в искусстве, считал немецкого классика "одним из самых великих художников". Исаак Бродский в академическом отчете признавался в "сильном впечатлении", которые произвели на него картины Менцеля.
Адольф фон Менцель. Странствующий цирк (Погонщики верблюдов в Партенкирхене), 1884. Бумага, наклеенная на картон, гуашь.
Паскаль Даньян-Бувре (1852-1929) был представителем натуралистической школы живописи, одного из направлений реализма в европейском искусстве XIX века. Художники-натуралисты отличались внимательным отношением к деталям и подробностям в сюжетах из повседневной жизни простых людей. Даньян-Бувре учился в Высшей школе изящных искусств, где осваивал академическую манеру письма. Вскоре художник отказывается от классических сюжетов - его увлекают темы народной жизни и импрессионистическая техника. Обращаясь к бытовому жанру, живописец пользуется возможностями фотографии, которая помогала воспроизводить как лица и фигуры людей, так и детали обстановки. Безупречно владея мастерством, Даньян-Бувре внутри жанровой композиции "Благословение новобрачных" пишет несколько натюрмортов, тщательно передавая фактуры и формы предметов. Это роднит полотна французского художника с живописью малых голландцев XVII века.
"Благословение новобрачных", выставленное на парижском Салоне 1882 года, было отнесено критиками к лучшим вещам автора. Вскоре эту картину приобрел русский коллекционер Сергей Третьяков. Благодаря содействию Василия Поленова, посещать особняк Третьякова и осматривать его собрание европейского искусства могли студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художник Сергей Виноградов вспоминал об этой картине: "Увидели изумительное живописное разрешение солнечного света, рефлексов в светлой комнате французского деревенского дома и на милых загорелых личиках и белых платьях невестиных подружек в картине "Благословение новобрачных" Даньян-Бувре". Задачу объединения сюжетной живописи, как у передвижников, и передовой техники письма, как у импрессионистов, решали и русские художники: это и "Девочка с персиками" Валентина Серова, и "За чайным столом" Константина Коровина, и "Не ждали" Ильи
Репина.
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных, 1880-1881. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Мало кто из живописцев конца XIX - начала ХХ века удостаивался такой же прижизненной славы, как швед Андерс Цорн (1860-1920). Мальчик из крестьянской семьи, он сделал блестящую карьеру, окончив Художественно-промышленную школу и Академию художеств в Стокгольме. В 1880-е годы Цорн много путешествовал по Европе, а с 1888-го работал в Париже. Свободная и смелая манера, усвоенная Цорном во Франции, была близка искусству импрессионистов. Как для Эдгара Дега и Огюста Ренуара, жанр ню стал одним из основных в живописи шведского мастера. Наибольшую известность Андерсу Цорну принесли портреты: среди его заказчиков были шведские короли, американские президенты, финансисты из разных городов и государств. Клиентами Цорна стали и состоятельные люди в Российской империи, где шведским мастером восхищались коллеги-художники, а критики приписывала "цорнизм" то одному, то другому отечественному живописцу. Действительно, под влиянием манеры шведского художника работали Валентин Серов, Филипп Малявин, Абрам Архипов, Борис Кустодиев… В 1897 году Цорн посетил Россию - более 20 живописных и графических работ мастера были представлены в Санкт-Петербурге на выставке скандинавских художников, организованной Сергеем Дягилевым («Паганини живописи» назвал Цорна Илья Репин). В Академии художеств Цорн дал "открытый урок" - обнаженную натуру он написал быстро, смело и выразительно, подтвердив свою репутацию виртуоза.
Исаак Бродский во время своего первого срока пенсионерства в 1909 году посетил Национальную галерею в Берлине, где "в интернациональном отделе" его "поразили произведения" Андерса Цорна.
Андерс Цорн. Купальщица, 1897. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Французский живописец, график и скульптор Гастон Ла Туш (1854-1913) не получил систематического художественного образования - его университетами стало изучение классического искусства, среди направлений которого он выделяет голландскую живопись XVII века. Картины Ла Туша, изображавшие жизнь тружеников, своей подчеркнутой социальностью вызывали недовольство и неприятие членов жюри парижского Салона. При этом манера мастера получает признание в среде импрессионистов: Эдуард Мане даже подарил ему свою палитру и, по мнению Мишеля Фуко, изобразил Ла Туша в качестве одного из посетителей в знаменитой картине "Бар в Фоли-Бержер". В 1890-х годах не без влияния импрессионизма происходит обновление манеры Гастона Ла Туша. Теперь он работает кистью более свободно и широко, колорит его полотен значительно высветляется; меняются и сюжеты - все чаще художник пишет празднества, столь популярные у французских живописцев XVIII века. Навеянные рокайльными полотнами Антуана Ватто и Жана Оноре Фрагонара галантные сцены Ла Туша исполнены атмосферой загадочности и символистской многозначности (подобный ретроспективизм был характерен и для русских художников, участников объединения "Мир искусства"). Стиль работ Ла Туша - фантазийный и декоративный -привлекал публику и клиентов, и художник получал многочисленные частные и государственные заказы на росписи в интерьерах.
Борис Кустодиев во время своего пребывания в Париже в 1904 году изучал живопись старых мастеров в Лувре и посещал выставки современных французских художников. На одной из них, в галерее Жоржа Пти, он видел работы Люсьена Симона и Гастона Ла Туша. В письме к коллеге Александру Гаушу Кустодиев делился своими восторгами: "Какие удивительные мастера, как много в них настоящего культурного искусства!"
Гастон ла Туш. Ночной праздник на воде, 1896. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Первоначально Шарль Котте (1863-1925) не планировал посвящать свою жизнь искусству, но, приехав из родной Оверни в Париж, увлекся живописью. В Школе изящных искусств он занимался у известного символиста Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, посещал Академию Жюлиана, а с середины 1880-х годов часто бывал в Бретани, где героями его картин стали местные жители в национальных костюмах. В 1895 году Котте знакомится с Люсьеном Симоном и становится активным участником "Черной банды" - группировки художников-реалистов, чьи картины весьма напоминали полотна русских передвижников. При этом в работах Котте заметно влияние символизма-его персонажи, часто расположенные в центре композиции, отличаются выразительными позами и жестами, их эмоциональное состояние передается зрителю, а написанный яркими тонами пейзажный фон усиливает драматический эффект. Полотна Шарля Котте, его иллюстрации и офорты, пользовались популярностью у публики, но после 1913 года в виду тяжелой болезни художник практически не работал.
Работы Шарля Котте русские академисты могли видеть не только на родине автора, но и в частных собраниях Российской империи. В картинной галерее живописца Николая Кузнецова в Одессе были представлены Шарль Котте и Гастон Ла Туш.
Шарль Котте. Бурный вечер. 1894-1897. Бумага, наклеенная на холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Французский символист Эжен Каррьер (1849-1906)в юности освоил технику литографии, а в 1868 году поступил в Высшую школу изящных искусств в мастерскую Александра Кабанеля, приверженца академической традиции. В своей собственной педагогической деятельности Каррьер будет отрицать "догматы Школы" -с конца 1880-х годов он преподавал в двух парижских частных академиях, причем его классы неофициально именовали "Академией Каррьера". Ученики мастера, среди которых были Андре Дерен и Анри Матисс, Иван Похитонов и Елена Киселёва, стремились к большей свободе и независимости в творчестве. Путь Эжена Каррьера к признанию был непрост: только к сорока годам у него формируется собственная самобытная манера, характеризующаяся темным колоритом - оттенками черного, серого и коричневого, а также размытыми очертаниями фигур, как будто тающих в дымке. Особое место среди любимых сюжетов художника занимает тема семьи, приобретающая философский смысл (Каррьер был отцом семерых детей).
Степан Колесников в своем отчете для Академии художеств в 1911 году признается в том, что среди работ коллекции Люксембургского музея в Париже особое впечатление на него произвели полотна Эжена Каррьера - "удивительные произведения по своей мягкости и экспрессии".
Эжен Каррьер. Голова спящей женщины, 1890.Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франц фон Штук. Посмертная маска Бетховена, 1896-1906. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
В следующих частях:
Академическая традиция
После реформы
"Отличники" Яковлев и Шухаев
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции
Куратор выставки - Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма
|
</> |