рейтинг блогов

Выставка "Отличники" в Музее русского импрессионизма

топ 100 блогов classic_art_ru02.03.2023 Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма порадовал очередной выставкой "Отличники". И снова всё сделано на отлично - экспозиция стильно оформлена и радует глаз и душу великолепной живописью медалистов Академии художеств и Московского училища, живописи, ваяния и зодчества. Для контекста в зале третьего этажа представлены картины европейских художников рубежа XIX-XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Имена Камиля Коро, Шарля Добиньи, Гюстава Курбе, Андерса Цорна, Франца фон Штука часто встречались в письмах и отчетах пенсионеров из Европы. Произведения французских, немецких, испанских мастеров демонстрируют, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры.Вот и начнём обзор выставки "Отличники" с этого фона.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма


Французский художник Антуан Воллон (1833-1900) родился в Лионе и получил специальность гравера в городской Школе изящных искусств. В 1859 году он приезжает в Париж с намерением учиться живописи. Увлеченно рассматривая музейные коллекции, в том числе в Лувре, Воллон выделяет натюрморты голландских мастеров XVII века и картины Жана Симеона Шардена. Эти впечатления отразятся на собственной манере мастера, который работал в разных жанрах, а известность получил благодаря натюрмортам, как правило, написанным на темном фоне с пристальным вниманием к фактуре предметов. Путь молодого художника к успеху не был простым: Воллон выставлял свои работы на парижских Салонах, но не сразу получил одобрение коллег. Со временем он стал признанным профессионалом и почувствовал свободу в выборе тем и приемов письма. Воллона связывали дружеские отношения с Франсуа Добиньи, Оноре Домье и Александром Дюма-сыном, который активно приобретал полотна мастера и приглашал его погостить в своем доме в Нормандии.
Русский пенсионер Василий Поленов очень ценил натюрморты Воллона, о которых писал Ивану Крамскому из Парижа: "У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут, как сделано. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных тазов дел мастера первым живописцем, и, пожалуй, не без резону. Это Vollon".

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Антуан Воллон. Натюрморт, вторая половина XIX века. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Имя Камиля Коро (1796-1875) традиционно ставят в ряд художников-барбизонцев, хотя собственно этой школе Коро не принадлежал; его творчество также оказывается неразрывно связано с новым типом пейзажа - реалистическим. В отличие от Теодора Руссо, который резко порвал и с классицизмом, и с романтизмом, Коро постепенно постигал законы пейзажного жанра и совершенствовался в изображении природы без оглядки на вкусы Академии или заказчиков-покупателей. Одной из главных особенностей техники Камиля Коро является работа валерами - письмо различными по светосиле тонами одного цвета. Жемчужно-серый колорит в более чем 20 оттенках становится основой построения композиции и передачи воздушной перспективы. Возвращаясь к одному и тому же мотиву, не раз повторяя уже написанный вид, Коро старается найти максимально точное выражение собственного чувства и состояния природы.
В России пейзажи Камиля Коро находили ценителей и среди живописцев, и среди коллекционеров. Оба представленных в экспозиции произведения - "Воз сена" и "Колокольня в Аржантейе" - происходят из собрания известного сахарозаводчика и мецената Павла Харитоненко.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Камиль Коро. Колокольня в Аржантейе (Дорога к церкви), 1855-1860-е. Холст, масло. ГМИИ
им. А. С. Пушкина



Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма


Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Камиль Коро. Воз сена (Повозка, переезжающая брод у большого дерева), 1865-1870. Холст, масло. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Француз Теодор Руссо (1812-1867) был основателем барбизонской школы, знаменитой пейзажами на пленэре у деревушки Барбизон в лесу Фонтенбло, недалеко от Парижа. В отличие от художников-романтиков, которые идеализировали и даже героизировали природу, барбизонцы ценили естественную красоту ландшафта и часто включали в свои пейзажи фигуры людей, занятых повседневным трудом. Теодор Руссо родился в Париже, первые уроки живописи брал у кузена своей матери, а позднее его наставником стал пейзажист Жан Шарль Жозеф Ремон. Молодой пейзажист даже участвует в конкурсе на Римскую премию, но не получает её. При этом виды окрестностей Парижа Руссо пишет в натуралистической манере, ездит по городским предместьям, выбирается в лес Фонтенбло и становится первооткрывателем жанра "интимного пейзажа". Скромные и непритязательные ландшафты Руссо, в которых природный мотив получал самостоятельное значение, резко контрастировали с романтическим и историческим пейзажем и долгое время не находили отклика ни у публики, ни у профессионального сообщества. Не получив признания в Париже, потерпев несколько неудач при попытках выставиться на Салоне, Руссо окончательно решает поселиться в Барбизоне, где вокруг него сплачивается группа единомышленников. Со временем к художникам барбизонской школы придет коммерческий успех, причем их пейзажи станут популярными и среди русских художников и коллекционеров.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Жюль Дюпре. Пейзаж с прудом, 1880-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Теодор Руссо. Коровы у водопоя (Перекрёсток белой королевы), около 1860-1862. У водопоя, 1860-е. Обе - дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Крупнейший представитель барбизонской школы Жюль Дюпре (1811-1889) начал карьеру художника на фарфоровой мануфактуре своего отца, недалеко от Парижа. Когда семья Дюпре перебралась в столицу, молодой человек стал завсегдатаем Лувра, где копировал живопись старых мастеров - особенно ему нравились голландские пейзажи XVII века. Вскоре Дюпре начинает работать на пленэре и в 1831 году впервые выставляется на Салоне. Пейзажи Жюля Дюпре ждет большой успех у публики и коллег-профессионалов (одна из его картин даже получит золотую медаль), а сам мастер будет в восхищении от работ участников барбизонской школы: "Вот то, что я искал, оно уже найдено", - воскликнет он, увидев картины Теодора Руссо.
В 1834 году Дюпре предпринял поездку в Англию, где большое впечатление на него произвели пейзажи Джона Констебла. От английского мастера французский художник перенял пастозную манеру письма, стремление к декоративным решениям и общее романтическое настроение живописи. С конца 1860-х годов Жюль Дюпре часто бывает в Нормандии, пишет морские виды, в которых ощущаются эмоциональная напряженность и драматизм. Тогда же начинаются расхождения во взглядах Руссо и Дюпре: если первый остался верен реалистическим установкам барбизонцев, второй, работая самостоятельно, руководствовался принципом "природа только повод, искусство цель".

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Жюль Дюпре. Морской отлив в Нормандии, около 1870. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья (1807-1876), сын испанских эмигрантов, рано осиротел и систематического художественного образования не получил, самостоятельно овладев мастерством живописца. В начале карьеры Диас увлекался романтиками Эженом Делакруа и Виктором Гюго - экзотические образы в искусстве первой трети XIX века будоражили фантазию молодого художника, и главным средством их передачи на холсте он выбирает цвет, плотный и насыщенный. Постепенно пейзаж как таковой занимает все большее место в работах мастера, и со второй половины 1840-х годов Диас часто работает на пленэре в лесу Фонтенбло, сближается с Теодором Руссо и барбизонцами. В своих пейзажах он старается передать эффекты освещения, выбирая самые драматичные моменты и состояния природы. При этом цветовая палитра в его работах становится все менее декоративной, приближаясь к натуральным, естественным оттенкам. Про Диаса говорили, что "он природу обожал настолько, что не изображал ее правдиво, а изображал ее прекрасной".
График Василий Беляшин в своем отчете для Академии художеств в 1908 году писал о пребывании в Париже, упоминая барбизонцев и Диаса: "В Лувре, главным образом, я изучал произведения великих мастеров школ - голландской, фламандской, итальянской и так называемой "барбизонской" школы: Диаз, Милле, Дюпре, Коро, Руссо, Тройон и друг."

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Виржиль де ла Пенья. Мельница на берегу реки, XIX век. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Виржиль де ла Пенья. Дождливый день, 1872. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Один из приверженцев реалистической традиции во французском искусстве XIX века, Гюстав Курбе (1819-1877) о своей позиции решительно объявил в 1855 году, представив собственные работы на Всемирной выставке в отдельном павильоне под вывеской "Реализм". Этот "манифест" выдвинул Курбе на первую линию борьбы с официальным академическим искусством. В начале творческой карьеры Курбе был увлечен живописью голландских художников XVII века, от которых воспринял интерес к пейзажному жанру и масштабным форматам. Монументальные виды природы Курбе пишет не для того, чтобы подавить зрителя ее величием-скорее он делает это с целью максимально приблизить к нам изображаемый вид. Внимание Курбе к световым и панорамным эффектам приводит к тому, что пейзаж выделяется в один из главных жанров в его творчестве - море, скалы, лес станут основными «героями» картин мастера. В 1871 году Гюстав Курбе становится участником Парижской коммуны и в качестве комиссара культуры и образования в революционном правительстве оказался причастен к сносу Вандомской колонны. После падения коммуны Курбе приговорили к тюремному сроку, крупному штрафу -и художник был вынужден уехать в Швейцарию.
Во время своей пенсионерской поездки в 1873 году Илья Репин признается в одном из писем, что глубоко уважает Курбе "как яркое начало", - неудивительно, что "главный русский реалист" испытывал почтение к своему старшему коллеге. Степан Колесников в 1911 году в отчете для Академии среди шедевров Лувра выделит один из морских видов Курбе: "море удивительно красиво и сильно написано".

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Гюстав Курбе. Водяная мельница, около 1864. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Констан Тройон. Приближение грозы (У водопоя), 1851. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Шарль Франсуа Добиньи. Оливковый сад, 1870-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Французский живописец и график Люсьен Симон (1861-1945) родился в Париже и учился в частной академии Жюлиана. На сложение манеры молодого художника сильное влияние оказали жанровые картины и портреты голландца Франса Халса. Определяющими в творческой биографии Симона оказались 1890-е годы: тогда он женится& на Жанне Доше, сестре своего товарища; много пишет на пленэре в Бретани и вместе с Шарлем Котте и Морисом Дени создает художественную группировку- "Черную банду современного общества", работы участников которой отличались темным колоритом и подчеркнутым реализмом. В начале 1900-х годов Симон покупает маяк на побережье Бретани, где обустраивает мастерскую и семейное гнездо. Созданные здесь работы - жанровые сценки с местными жителями, пейзажи, портреты членов семьи, иллюстрации к литературным произведениям - принесут художнику заслуженную популярность. Симон будет удостоен правительственных и профессиональных наград, станет кавалером ордена Почетного легиона и получит звание официального мариниста морского флота Франции.
Талант Люсьена Симона высоко ценили Борис Кустодиев и Исаак Бродский. Оба русских художника были экспонентами творческого объединения "Мир искусства", один из основателей которого, Александр Бенуа, считал Котте и Симона «наиболее видными парижскими живописцами конца XIX века» и признавался: "Меня очень пленяла его [Симона] широкая, бодрая, уверенная манера как в масле, так особенно в акварели, нравились и его краски, в которых было столько света и свежести. Особенно я оценил некоторые его портреты, но и в бретонских сюжетах Симона было столько бодрости, здоровой простоты!"

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Люсьен Симон. Порыв ветра, 1880-е. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Наследие немецкого живописца и графика Адольфа фон Менцеля (1815-1905) обширно и разнообразно: на протяжении долгого творческого пути мастер успел попробовать себя практически во всех жанрах. Менцель начинал осваивать ремесло в литографической мастерской своего отца и только полгода занимался в Академии художеств в Берлине. Собственную манеру живописца он вырабатывает благодаря заказам, которые выполнял, чтобы прокормить семью: в течение нескольких лет Менцель работал над серией рисунков, посвященных истории правления прусского короля Фридриха II Великого. С увлечением писал художник и полотна на сюжеты из современной жизни: в его творчестве появляются поезда и цеха железопрокатных заводов, кафе и бульвары, залы судов и домашние интерьеры.
Почти все русские художники-пенсионеры во время европейских путешествий посещали Берлин, где видели работы Адольфа фон Менцеля. Владимир Стасов, критик и сторонник реализма в искусстве, считал немецкого классика "одним из самых великих художников". Исаак Бродский в академическом отчете признавался в "сильном впечатлении", которые произвели на него картины Менцеля.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Адольф фон Менцель. Странствующий цирк (Погонщики верблюдов в Партенкирхене), 1884. Бумага, наклеенная на картон, гуашь.

Паскаль Даньян-Бувре (1852-1929) был представителем натуралистической школы живописи, одного из направлений реализма в европейском искусстве XIX века. Художники-натуралисты отличались внимательным отношением к деталям и подробностям в сюжетах из повседневной жизни простых людей. Даньян-Бувре учился в Высшей школе изящных искусств, где осваивал академическую манеру письма. Вскоре художник отказывается от классических сюжетов - его увлекают темы народной жизни и импрессионистическая техника. Обращаясь к бытовому жанру, живописец пользуется возможностями фотографии, которая помогала воспроизводить как лица и фигуры людей, так и детали обстановки. Безупречно владея мастерством, Даньян-Бувре внутри жанровой композиции "Благословение новобрачных" пишет несколько натюрмортов, тщательно передавая фактуры и формы предметов. Это роднит полотна французского художника с живописью малых голландцев XVII века.
"Благословение новобрачных", выставленное на парижском Салоне 1882 года, было отнесено критиками к лучшим вещам автора. Вскоре эту картину приобрел русский коллекционер Сергей Третьяков. Благодаря содействию Василия Поленова, посещать особняк Третьякова и осматривать его собрание европейского искусства могли студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Художник Сергей Виноградов вспоминал об этой картине: "Увидели изумительное живописное разрешение солнечного света, рефлексов в светлой комнате французского деревенского дома и на милых загорелых личиках и белых платьях невестиных подружек в картине "Благословение новобрачных" Даньян-Бувре". Задачу объединения сюжетной живописи, как у передвижников, и передовой техники письма, как у импрессионистов, решали и русские художники: это и "Девочка с персиками" Валентина Серова, и "За чайным столом" Константина Коровина, и "Не ждали" Ильи
Репина.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Паскаль Даньян-Бувре. Благословение новобрачных, 1880-1881. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мало кто из живописцев конца XIX - начала ХХ века удостаивался такой же прижизненной славы, как швед Андерс Цорн (1860-1920). Мальчик из крестьянской семьи, он сделал блестящую карьеру, окончив Художественно-промышленную школу и Академию художеств в Стокгольме. В 1880-е годы Цорн много путешествовал по Европе, а с 1888-го работал в Париже. Свободная и смелая манера, усвоенная Цорном во Франции, была близка искусству импрессионистов. Как для Эдгара Дега и Огюста Ренуара, жанр ню стал одним из основных в живописи шведского мастера. Наибольшую известность Андерсу Цорну принесли портреты: среди его заказчиков были шведские короли, американские президенты, финансисты из разных городов и государств. Клиентами Цорна стали и состоятельные люди в Российской империи, где шведским мастером восхищались коллеги-художники, а критики приписывала "цорнизм" то одному, то другому отечественному живописцу. Действительно, под влиянием манеры шведского художника работали Валентин Серов, Филипп Малявин, Абрам Архипов, Борис Кустодиев… В 1897 году Цорн посетил Россию - более 20 живописных и графических работ мастера были представлены в Санкт-Петербурге на выставке скандинавских художников, организованной Сергеем Дягилевым («Паганини живописи» назвал Цорна Илья Репин). В Академии художеств Цорн дал "открытый урок" - обнаженную натуру он написал быстро, смело и выразительно, подтвердив свою репутацию виртуоза.
Исаак Бродский во время своего первого срока пенсионерства в 1909 году посетил Национальную галерею в Берлине, где "в интернациональном отделе" его "поразили произведения" Андерса Цорна.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Андерс Цорн. Купальщица, 1897. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Французский живописец, график и скульптор Гастон Ла Туш (1854-1913) не получил систематического художественного образования - его университетами стало изучение классического искусства, среди направлений которого он выделяет голландскую живопись XVII века. Картины Ла Туша, изображавшие жизнь тружеников, своей подчеркнутой социальностью вызывали недовольство и неприятие членов жюри парижского Салона. При этом манера мастера получает признание в среде импрессионистов: Эдуард Мане даже подарил ему свою палитру и, по мнению Мишеля Фуко, изобразил Ла Туша в качестве одного из посетителей в знаменитой картине "Бар в Фоли-Бержер". В 1890-х годах не без влияния импрессионизма происходит обновление манеры Гастона Ла Туша. Теперь он работает кистью более свободно и широко, колорит его полотен значительно высветляется; меняются и сюжеты - все чаще художник пишет празднества, столь популярные у французских живописцев XVIII века. Навеянные рокайльными полотнами Антуана Ватто и Жана Оноре Фрагонара галантные сцены Ла Туша исполнены атмосферой загадочности и символистской многозначности (подобный ретроспективизм был характерен и для русских художников, участников объединения "Мир искусства"). Стиль работ Ла Туша - фантазийный и декоративный -привлекал публику и клиентов, и художник получал многочисленные частные и государственные заказы на росписи в интерьерах.
Борис Кустодиев во время своего пребывания в Париже в 1904 году изучал живопись старых мастеров в Лувре и посещал выставки современных французских художников. На одной из них, в галерее Жоржа Пти, он видел работы Люсьена Симона и Гастона Ла Туша. В письме к коллеге Александру Гаушу Кустодиев делился своими восторгами: "Какие удивительные мастера, как много в них настоящего культурного искусства!"

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Гастон ла Туш. Ночной праздник на воде, 1896. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Первоначально  Шарль Котте (1863-1925) не планировал посвящать свою жизнь искусству, но, приехав из родной Оверни в Париж, увлекся живописью. В Школе изящных искусств он занимался у известного символиста Пьера Сесиля Пюви де Шаванна, посещал Академию Жюлиана, а с середины 1880-х годов часто бывал в Бретани, где героями его картин стали местные жители в национальных костюмах. В 1895 году Котте знакомится с Люсьеном Симоном и становится активным участником "Черной банды" - группировки художников-реалистов, чьи картины весьма напоминали полотна русских передвижников. При этом в работах Котте заметно влияние символизма-его персонажи, часто расположенные в центре композиции, отличаются выразительными позами и жестами, их эмоциональное состояние передается зрителю, а написанный яркими тонами пейзажный фон усиливает драматический эффект. Полотна Шарля Котте, его иллюстрации и офорты, пользовались популярностью у публики, но после 1913 года в виду тяжелой болезни художник практически не работал.
Работы Шарля Котте русские академисты могли видеть не только на родине автора, но и в частных собраниях Российской империи. В картинной галерее живописца Николая Кузнецова в Одессе были представлены Шарль Котте и Гастон Ла Туш.

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Шарль Котте. Бурный вечер. 1894-1897. Бумага, наклеенная на холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Французский символист Эжен Каррьер (1849-1906)в юности освоил технику литографии, а в 1868 году поступил в Высшую школу изящных искусств в мастерскую Александра Кабанеля, приверженца академической традиции. В своей собственной педагогической деятельности Каррьер будет отрицать "догматы Школы" -с конца 1880-х годов он преподавал в двух парижских частных академиях, причем его классы неофициально именовали "Академией Каррьера". Ученики мастера, среди которых были Андре Дерен и Анри Матисс, Иван Похитонов и Елена Киселёва, стремились к большей свободе и независимости в творчестве. Путь Эжена Каррьера к признанию был непрост: только к сорока годам у него формируется собственная самобытная манера, характеризующаяся темным колоритом - оттенками черного, серого и коричневого, а также размытыми очертаниями фигур, как будто тающих в дымке. Особое место среди любимых сюжетов художника занимает тема семьи, приобретающая философский смысл (Каррьер был отцом семерых детей).
Степан Колесников в своем отчете для Академии художеств в 1911 году признается в том, что среди работ коллекции Люксембургского музея в Париже особое впечатление на него произвели полотна Эжена Каррьера - "удивительные произведения по своей мягкости и экспрессии".

Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Эжен Каррьер. Голова спящей женщины, 1890.Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина


Выставка Отличники в Музее русского импрессионизма
Франц фон Штук. Посмертная маска Бетховена, 1896-1906. Дерево, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
В следующих частях:
Академическая традиция
После реформы
"Отличники" Яковлев и Шухаев
Источник информации: этикетаж и кураторские тексты в музейной экспозиции
Куратор выставки - Ольга Юркина, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма

Оставить комментарий

Алевтина 08.05.2023 00:51
Очень хорошая выставка, спасибо организаторам. Двух часов мне не хватило - еще бы часик, но сеанс был последним. На мой взгляд, достоинство выставки - знакомство с малоизвестными работами признанных мастеров, размещение в экспозиции работ из региональных собраний. Молодцы музейщики - собрали лучшее по городам и весям. Отлично, что работает аудиогид - можно спокойно послушать профессиональный и интересный, содержательный комментарий к работам. Да и в целом - прекрасное место, атмосферное, освященное любовью и заинтересованностью персонала. Люблю этот музей и восхищаюсь его служителями.
Архив записей в блогах:
Начальник Главного оперативного управления - заместитель начальника Генштаба генерал-лейтенант Андрей Третьяк, начальник Главного штаба - первый заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Сергей Скоков и ...
Решил собрать в одном месте все свои публикации, посвященные теме запорного и котцового рыболовства в Западной Сибири. Кондинский котец, 2020 Основной регион изучения феномена — ...
Подведу итоги. Сколько украли на городской набережной — и почему это не паранойя старого маразматика: - задумано красиво, - сделано на «троечку», и есть, что переделывать, - кое-что не переделать, там ошибки на уровне проекта. Например, набережная должна быть из щебня — или для крутого ...
Служба контроля за качеством прибрежных вод уже несколько недель предупреждает то в одном месте, то в другом, о наличии микроводорослей, установив красные флаги на некоторых пляжах юга Тенерифе, Гран-Канарии и Ла-Гомеры. По официальной версии, цветение морских фотосинтезирующих ...
Louis Robitaille: Do You Like Tel-Aviv? Dancers: Yes! Дамы и господа! Именно с этого подслушанного 14 лет назад за кулисами диалога и началось моё знакомство с BJM (Les Ballets Jazz de Montreal) - Монреальским Театром Джазового Балета. Театр, основанный в 1972-ом ...
  • seojoonni : RT @Never_yi: ЭТО ЛЮБИМЫЙ ДИЗАЙНЕР ХОНДЖУНА. ЕГО ИКОНА СТИЛЯ. И ЗАВТРА ХОНДЖУН ПОЕДЕТ В ПАРИЖ НА ПРЕЗЕНТАЦИЮ БРЕНДА BALMAIN ОТ ЭТОГО ДИЗАЙН…

  • neko_sch : @elaith @dration (ещё хуже – это учитель, лет 25 на вид, прогулял почти все свои уроки, а когда приходил, играл нам… https://t.co/PUUk92yPr7

  • shed_di : Снова хочу в Париж https://t.co/DbWoq7zssA

  • leshkofan : @aviasales Это на рейсах в NYC и LA? Или в Париж и Лондон тоже?

  • yagsog_ : RT @7tz9le: Друзі, продам 1 квиток на NCT Dream в Париж на GA Standing. https://t.co/bQZjCARXFi

  • S8gy2AEgVRHyS2Q : приписывают намерения, которых она больше не имеет". В этой связи он поспешил заверить, что Париж не стремится оказ… https://t.co/Kt7x61YBNV

  • TracyJacks14 : @Igor12066848 @AJLdmjaxnBKH4k9 Видимо, Париж в Челябинской области.

  • RusLiKKKKKK : @majorvoen @ru2ch Ты реально сравнил Париж 19 века и русскую деревню 19 века?

  • kit74702 : RT @NevidomyOrest1: ШЕДЕРИ АРХІТЕКТУРИ. ВЕРСАЛЬ -Париж. Франція. Головна королівська резиденція з середини ХVII сторіччя. Побудований 1661р…

  • immaturenjun : хочу назад в париж!!

  • IVyhovsky : @bocharik Так як у вас нуль шансів уже їхати в Лондон, Париж або Нью Йорк, то можете кататися цілий день на ваш метро!