Выставка "Модерн в русской иконе"

топ 100 блогов elen_namira24.06.2023
Архангел Михаил. Начало 20 в. Холуй
Архангел Михаил. Начало 20 в. Холуй

В свои постах я нередко рассказывала об архитектуре в стиле модерн — яркой, запоминающейся, с разными интересными фактурами и деталями. 

Стиль модерн распространился в разных странах в последние десятилетия 19-го и начала 20-го века. В России он достиг своего пика в 1900-х годах. Конечно, стиль модерн был не только в архитектуре, он охватывал все сферы жизни, в том числе и религиозную живопись, о чем рассказывается на выставке «Модерн в русской иконе». Она продлится до 20 августа в музее имени Андрея Рублева.

Врубель
Врубель

Иконы этого стиля до сих пор вызывают споры. Очень они отличаются от общепринятых, и много живописного и в образах святых, и в фонах. 

Тем не менее, как предметы искусства и иконы, и предметы церковного обихода вызывают большой интерес.

Выставка Модерн в русской иконе

В конце 19-го века стиль модерн появляется в живописных работах на религиозные темы у Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и Михаила Врубеля. Эти работы используются позже другими художниками в качестве образцов.

Вильгельм Котарбинский. Плач ангелов на Голгофе. Рисунок1880–1890-е годы. Киев.
Вильгельм Котарбинский. Плач ангелов на Голгофе. Рисунок1880–1890-е годы. Киев.

На выставке представлены малоизвестное произведение В. Васнецова, работы М. Нестерова и одного из выдающихся московских иконописцев начала XX века А. Вашурова. В зале есть керамические кронштейны с изображением ангелов работы Врубеля.

Михаил Нестеров . Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926 год
Михаил Нестеров . Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926 год
Михаил Нестеров. Всадники. 1932 год.
Михаил Нестеров. Всадники. 1932 год.
Выставка Модерн в русской иконе
Складень Богоматерь с младенцем, прав. Елизавета, преп. Федор Начало 20в Москва
Складень Богоматерь с младенцем, прав. Елизавета, преп. Федор Начало 20в Москва
Равноапостольная княгиня Ольга. Холуй. Начало 20 в
Равноапостольная княгиня Ольга. Холуй. Начало 20 в
Равноапостольная Нина
Равноапостольная Нина

Оклады и киоты, выполненные на высочайшем технологическом уровне, демонстрируют лучшие образцы русского ювелирного искусства начала ХХ века, среди них – произведения, созданные по эскизам С. Вашкова известными фирмами П. Овчинникова и Оловянишниковых.

Мастера, работавшие в этом стиле экспериментировали с формой и органично использовали разные, иногда непривычные для ювелирных изделий, материалы. На иконе ниже оклад медного сплава имитирует деревянную резьбу.

Спасителв терновом венце. 1910. Фабрика Хлебникова
Спасителв терновом венце. 1910. Фабрика Хлебникова

Характерны как простые лаконичные формы с раннехристианской символикой, так и сложное травное узорочье.

Лампада настольная. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья»
Лампада настольная. Начало ХХ века. Москва. Торгово-промышленное товарищество «П.И.Оловянишникова сыновья»
Выставка Модерн в русской иконе
Выставка Модерн в русской иконе

Еще один интересный прием — резной металлический оклад делал похожим этот оклад на витраж.

Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1899–1908 годы. Москва.
Богоматерь Казанская. Икона в окладе. 1899–1908 годы. Москва.
Богоматерь Взыскание погибших. Начало 20 в
Богоматерь Взыскание погибших. Начало 20 в

Сочетание, казалось бы несочетаемых материалов — дерево, перламутр, медь, серебро, жемчуг.

Преподобная Домника. 1908-17 Москва
Преподобная Домника. 1908-17 Москва
Выставка Модерн в русской иконе

Участники выставки – Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Задачка на сообразительность\чуткость (тем, кто со мной знаком лично, и может хотя бы предположить, что еще я способна выкинуть, находясь в трезвом уме и здравой памяти\ ну или на шестое чувство+интуицию, в конце концов. А именно: у меня в ...
"Мы преклоняемся перед советским верховным главнокомандующим товарищем Сталиным, но никогда не имели возможности видеть его, и тем более, с ним сфотографироваться. Сейчас, когда мы уже дожили до преклонных лет, мы встретились с президентом ...
А точнее, димитрова 68. Всегда двор был очень убитый, но последний год это просто апофеоз какой-то. Парковочных мест нет. Лавочек тоже Непересыхающие глубокие ямы. Около детской площадки открытый глубокий люк. Сама ...
Итак, рассмотренная в соответствующем посте   идея «тотального контроля» - которая традиционно атрибутируется, как основная черта фашистских обществ, в реальности выступает закономерным порождением «вырождающегося капитализма». Т.е., капитализма, который достиг вершины своего ...
Без очков прочитала "керамическая плитка" как "кармическая пытка" и призадумалась: за что? кому? нешто мне? в чем заключается? Надевание очков остановило поток фантазии, и мир опять предстал тупым и двухмерным. харьков работа ...