Выставка "Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро"


Выставка «Любовь в авангарде. Михаил Матюшин и Елена Гуро» в Центре Зотов посвящена двум важнейшим фигурам русского авангарда и их взаимовлиянию в творчестве и в жизни. Представлены живописные, скульптурные и графические произведения, аудиозаписи музыки Матюшина и актерского чтения поэзии Гуро, рукописи, фотографии и книжные издания. Важные экспонаты приехали из Музея петербургского авангарда, филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Из Русского музея прибыла картина «Движение в пространстве» - одна из ключевых работ художника и одна из вершин русского авангарда вообще. Также в первый раз экспонируется целый ряд графических произведений из архивов Матюшина и Гуро, хранящихся в Пушкинском Доме.
Михаил Матюшин и Елена Гуро занимают особое место среди ярких мастеров русского авангарда. Они стояли у истоков самого этого направления и повлияли как на живопись, так и на музыку, литературу, театр, книгоиздание… Он был композитором, скрипачом, ученым. Она - поэтом, прозаиком, драматургом. И оба - художниками. Матюшин и Гуро воспринимали разные виды творчества как единое целое. Соединяя искусства, они соединяли и эпохи. Всё выставочное пространство организовано по двум концентрическим кругам, разделённым на пять секторов-разделов: «Он и Она», «Органика», «Будетляне», «Осенний сон» и «После смерти».

В каждом секторе находится комната для прослушивания музыкальных произведений Михаила Матюшина, отражающих тему раздела. Проект появился в результате научной работы в рамках грантовой программы Центра «Зотов»: куратор выставки Сергей Уваров стал одним из победителей с исследованием «Творчество Михаила Матюшина в контексте эпохи конструктивизма».

Матюшин родился в 1861-м, в год отмены крепостного права, учился в Московской консерватории у Петра Чайковского и Сергея Танеева, профессиональный путь же начал в те годы, когда в русской живописи доминировал реализм, а в музыке передовым считалось содружество композиторов «Могучая кучка». Мог ли сам Матюшин тогда представить, играя перед императорской семьей модные увертюры и параллельно получая классическое художественное образование, что десятилетия спустя, в 1910-х, он создаст бунтарскую оперу «Победа над Солнцем» и шагнет в беспредметность? Не чуждым оказалось ему и советское время: проекты, созданные им в 1920-1930-е, вполне отвечали духу нового течения - конструктивизма. Гуро была моложе Матюшина (год ее рождения - 1877) и прожила совсем недолго - 36 лет. Из них на активное зрелое творчество приходится меньше десяти. Однако именно её литературное наследие стало «мостом» между Серебряным веком и футуризмом. Живопись же Гуро и вовсе оказалась над временем, не вмещаясь в рамки какого-либо течения. История Матюшина и Гуро - это история отечественного искусства первой трети XX века, со всеми её крутыми виражами и метаморфозами. А еще это история любви. Вместе экспериментируя, рисуя друг друга, обмениваясь идеями и вдохновением, Мика и Лена (так они подписывались в письмах) менялись сами и меняли мир вокруг себя.

Михаил Матюшин и Елена Гуро. Фотография, около 1910. Музей Аны Ахматовой в Фонтанном доме
1. Он и Она
Михаил Матюшин и Елена Гуро познакомились в конце XIX века в рисовальной студии Яна Ционглинского в Петербурге, где оба учились живописи. Матюшин на тот момент уже почти двадцать лет служил скрипачом в Придворном оркестре. Гуро же только начинала путь в искусстве. Скорее всего, парой они стали в 1900 году: к этому времени относятся первые их изображения друг друга.

В центре - Елена Гуро. Портрет М.В. Матюшина, 1910-е. Бумага, акварель. Музей истории Санкт-Петербурга
Справа - Михаил Матюшин. Портрет Елены Гуро, жены художника, 1910. ГРМ
Матюшин писал Гуро неоднократно, равно как и она снова и снова запечатлевала его образ. Начальный раздел экспозиции посвящен портретам Матюшина и Гуро, выполненным ими самими. И в этих работах - крошечных и больших, графических, живописных и даже фотографических - видна бесконечная любовь двух художников и яркая эволюция их стилей. От поэтичного реализма они проходят через импрессионистскую свободу и приближаются к кубизму.

Михаил Матюшин. Автопортрет, 1900-е. Холст, масло. Музей истории Санкт-Петербурга

Елена Гуро. Без названия (Автопортрет), 1910-е (?). Бумага, карандаш. Институт русской литературы (Пушкинский дом)
В конце 1900-х Матюшин и Гуро громко заявили о себе не только как художники, но и как композитор и писательница. В книгу «Шарманка», выпущенную их только что созданным издательством (пока еще безымянным, но позже названным «Журавль»), вошли стихи Гуро, ее прозаические миниатюры, пьесы «Нищий Арлекин» и «В закрытой чаше», а также ряд рисунков. Приложением стали ноты музыкального сочинения Матюшина «Музыка к Арлекину (Канцона)». Выполненные Гуро изображения Арлекина на ночных улицах показывают: в этом эксцентричном, трогательном, непонятом окружающими персонаже, наполняющем мир красотой творчества, она видела именно Матюшина.

Елена Гуро (?). Мужской портрет, 1900-е. Холст, масло. Музей В.В. Маяковского, Москва

Михаил Матюшин. Портрет Елены Гуро, 1901. Холст, масло. Музей В.В. Маяковского
Первые попытки сочинения музыки Михаил Матюшин предпринял, по его словам, только в 1905 году, когда ему было уже далеко за 40. Это редчайший случай: как правило, к профессии композитора приходят в куда более юном возрасте. Но публичный дебют Матюшина в этом качестве состоялся еще позже: «Музыка к Арлекину (Канцона)» на текст одного эпизода пьесы «Нищий Арлекин» из сборника «Шарманка» была опубликована только в 1909-м, в конце книги Елены Гуро.

Елена Гуро. Арлекин, конец 1900-х. Холст, масло. Музей Владимира Маяковского
Впрочем, в небольшом сочинении для чтеца и фортепиано, звучащем на первый взгляд весьма традиционно, Матюшин уже демонстрирует ключевые качества своего музыкального языка, которые в полной мере будут явлены в футуристической опере «Победа над Солнцем»: монтажность, дробность, отказ от плавного развития материала, стилевые контрасты. Тираж «Шарманки» не был распродан, супруги распространяли его по библиотекам санаториев и тюрем. В 1914 году оставшиеся экземпляры поступили в продажу с измененной обложкой как второе издание. «Нищий Арлекин» при жизни Гуро не ставился на сцене. А публичная премьера «Канцоны» Матюшина состоялась только в 1920 году: к седьмой годовщине смерти супруги композитор вместе с учениками создал музыкальный спектакль, объединяющий обе её пьесы из «Шарманки»: «Нищий Арлекин» и «В закрытой чаше». Центральным эпизодом постановки была «Музыка к Арлекину».

2. Органика
Природа была для Матюшина и Гуро важнейшим источником вдохновения, сокровищницей образов, ощущений и звуков, великой тайной и ключом к пониманию сути мироздания. Они стремились передать в искусстве скрытое движение роста деревьев, шепот хвои, пение птиц… В своих пейзажах Матюшин и Гуро нередко изображали вроде бы ничем не примечательные, лишенные внешней эффектности объекты: стволы и корни, ростки и сухие ветви. Однако за всем этим стоит нечто большее: не физика, но метафизика. Глубинной связью с природой наполнено литературное творчество Гуро: она призывала людей искусства ходить летом босиком, утверждая, что «с голыми ногами разговаривает земля», предлагала учиться мудрости у котов и имитировала шум сосен в фонетике стиха. Идеи органики питают также музыку и скульптурные произведения Матюшина.

С начала 1910-х он начал систематически работать над корневыми скульптурами: обнаружив в лесу выразительные корни и сучья, извлекал их и с минимальной обработкой, а то и вовсе без нее экспонировал как арт-объекты. Параллельно с этим Матюшин экспериментировал в области микрохроматики - играя на скрипке и сочиняя для струнных инструментов, «дробил» привычную гамму на более мелкие интервалы, призванные вернуть мелодике первозданную естественность.

«Природные» устремления Матюшина и Гуро вдохновили художников следующих поколений: супруги стали основателями органической ветви русского авангарда, которая, развившись до более глобального направления органической культуры, произрастает по сей день.

Михаил Матюшин. Сосны. Ораниенбаум, 1911. Холст, темпера. ГРМ


Михаил Матюшин. сосна, начало 1920-х. Бумага, акварель. Музей истории Санкт-Петербурга

Елена Гуро. Букет, 1910-е. Холст, масло. Частное собрание

Елена Гуро. Пейзаж, 1900-е. Холст, масло. музей истории Санкт-Петербурга


Михаил Матюшин. Корневые скульптуры, начало 1920-х. Дерево. ГТГ


Михаил Матюшин. Мельница, 1903. Холст, фанера, масло. Музей истории Санкт-Петербурга

Елена Гуро. Пейзаж, 1900-е. Холст, масло. Музей истории Санкт-Петербурга
3. Будетляне
В 1909 году Матюшин и Гуро инициируют создание «Союза молодежи» - первого объединения русского авангарда. На организованных обществом выставках, помимо основателей, свои работы показывают Казимир Малевич, Павел Филонов, Наталия Гончарова, Михаил Ларионов, Илья Машков, Александра Экстер, братья Давид и Владимир Бурлюки, Ольга Розанова, Кузьма Петров-Водкин и другие важнейшие фигуры передового искусства из обеих столиц. Помимо этого, устраиваются диспуты, издаются каталоги, а в 1913 году под эгидой «Союза молодежи» проходит премьера первой футуристической оперы «Победа над Солнцем», музыку к которой написал Матюшин. В своей партитуре он опередил время и предвосхитил многие куда более поздние музыкальные тенденции, вплоть до эклектики и минимализма. Параллельно композитор создал сюиту «Дон Кихот». Матюшин видел в персонаже Сервантеса самого себя.

Гуро тоже отдает дань кубизму, стремясь, впрочем, не к формальной геометризации форм, как многие другие художники того же периода, но к особому проникновению в суть изображаемого предмета - объемной демонстрации его будто вне привычных трех измерений. Экспериментирует она и со словом, кульминацией чего становится стихотворение «Финляндия» (1913), почти полностью состоящее из звукоподражательных междометий и неологизмов. Коллеги-литераторы признают влияние новаторства Гуро и с готовностью участвуют в издательских проектах Матюшина. Дом супругов на Петроградской сторона (ныне - Музеем петербургского авангарда) становится штаб-квартирой футуристов, в «Журавле» выходят важнейшие поэтические сборники «Садок судей» и «Садок судей II», книги Алексея Кручёных, Велимира Хлебникова. Всего за несколько лет во многом благодаря творческим и организаторским усилиям Матюшина и Гуро история русской культуры меняется навсегда.


Михаил Матюшин. Вьюга, 1908. Холст, масло. Музей В.В. Маяковского, Москва

Елена Гуро. Пень, 1908. Бумага, акварель. Частное собрание

Елена Гуро. Без названия, 1910-е. Бумага, акварель, карандаш. Институт русской литературы

Елена Гуро. Женщина в платке (Скандинавская царевна), 1910. Холст, масло. ГРМ

Елена Гуро. Без названия. Иллюстрация к циклу "Небесные верблюжата",1912-1913. Бумага, тушь. Озеро, 1910-е. Бумага, акварель
В июле 1913 года художник Казимир Малевич и поэт Алексей Кручёных приехали в Уусикиркко на дачу к Михаилу Матюшину и провели Первый всероссийский съезд баячей будущего (поэтов-футуристов). Председателем Съезда был назван хозяин дома: вместе с двумя товарищами он поставил подпись под манифестом, где объявлялось о создании будетлянского театра, начале работы над футуристической оперой «Победа над Солнцем» и грядущем выпуске сборника «Трое» (в него вошли тексты Кручёных, Хлебникова и Гуро, дополненные рисунками Малевича и нотами Матюшина). К реализации своих намерений баячи приступили тут же, гуляя по финским лесам и постоянно общаясь. О царившей тогда атмосфере можно судить по импровизированной фотосессии, устроенной на лоне природы. Трое солидных мужчин, старшему из которых (Матюшину) было уже за 50, дурачились и веселились, как мальчишки. Будущее мировой культуры они меняли шутя.

4. Осенний сон
Кульминацией соавторства Михаила Матюшина и Елены Гуро стала книга «Осенний сон» (1912). Ее текстовая основа - одноименная пьеса Гуро, повествующая о странном, застенчивом, романтичном юноше мечтателе, своего рода реинкарнации Дон Кихота. Герой появляется в двух обличиях - принца Гильома и барона Вильгельма. Первый живет в выдуманной стране золотых астр Астрии; второй - «в дачной России». Столкновение с непониманием окружающих мучительно для них обоих… Визуальным прототипом персонажа был ученик Гуро и Матюшина Борис Эндер, в будущем - известный художник. Гуро написала целый ряд портретов Эндера в образе Вильгельма-Гильома, два из них использовав в оформлении книги. В свою очередь, Матюшин создал музыкальную сюиту «Осенний сон», ноты третьей части которой дополнили издание. Ему же принадлежит авторство цветных иллюстраций для книги. Оригиналы, с которых он сделал репродукции, представлены в данном разделе нашей выставки - наряду с графическими работами Гуро, изображающими главного героя пьесы. «Осенний сон» стал последним прижизненным изданием Елены Гуро. Это «осень» её творчества - и результат совместных с Матюшиным исканий в области синтеза искусств' соединение слова, музыки и изображения. Через девять лет после выхода книги Матюшин перенес эксперимент в сценическое пространство. В спектакле «Осенний сон» (1921) он выступил одновременно режиссером, композитором, художником и исполнителем партии скрипки, представив новаторский взгляд на музыкальный театр. Зрители слышали голоса актеров, передвигавшихся вокруг зрительного зала, но не видели их самих. Речь дополнялась игрой на музыкальных и шумовых инструментах. А сюжетные повороты отражала инсталляция, трансформировавшаяся по ходу действия.

Михаил Матюшин. Портрет Елены Генриховны Гуро, до 1913. Из альбома фотографий, посвящённого поэтессе и художнице Елене Гуро, составленного Матюшиным, 1900-1910-е. Музей истории Санкт-Петербурга

Михаил Матюшин. Рябина (Осень), 1911. Частное собрание
«Он белокур, длинен, худ, и в его бровях постоянное выражение какой-то застенчивой боли или радости, за которую немножко больно» - так описывается Гильом-Вильгельм в пьесе. Елена Гуро создала целый ряд изображений главного героя «Осенного сна», используя самые разные техники. Появление столь большого количества работ невозможно объяснить утилитарными задачами иллюстрирования книги, поскольку в издание вошли лишь два карандашных рисунка (первый из них - перед вами). Очевидно, художница упорно искала, шлифовала образ персонажа, визуализировала его для себя самой. И - не хотела с ним расставаться.

Елена Гуро. Иллюстрации к пьесе "Осенний сон", 1911-1912. Бумага, карандаш. Музей В.В. Маяковского

Елена Гуро. Портрет главного героя пьесы "Осенний сон", 1911-1912. Бумага, тушь. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Михаил Матюшин. Вид из окна, 1912. Бумага, акварель, карандаш. Музей истории Санк-Петербурга
5. После смерти
После революции Матюшин задался целью создать новую конструкцию скрипки, которая позволила бы наладить в стране массовое производство. В 1917-1918 годах Матюшин максимально упростил форму инструмента, избавившись от декоративных элементов. Тем самым он предвосхитил будущие идеи конструктивистов, предлагавших отказаться от декоративных элементов в пользу максимальной простоты и рациональности формы.

Однако проект не получил дальнейшего развития, и вручную созданные Матюшиным две скрипки и альт оказались уникальными арт-объектами. Специально для «Зотова» Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства скрипку отреставрировал, и на выставке можно услышать, как она звучит.

Михаил Матюшин. Скрипка экспериментальной конструкции, около 1917. Дерево, кишечные струны. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства


Михаил Матюшин. Пейзаж. Земля и солнце, 1921-1922. Бумага, акварель. Музей истории Санкт-Петербурга

Михаил Матюшин. Пространство, 1921-1923. Бумага, акварель. Частное собрание

Михаил Матюшин. Без названия, 1922. Бумага, акварель. Институт русской архитектуры, Санкт-Петербург
Высшим достижением Матюшина-живописца и квинтэссенцией его идей стало полотно «Движение в пространстве». Устремленные вперед и вверх разноцветные, имеющие различную ширину и плотность линии могут быть восприняты как умозрительный художественный образ, но вместе с тем стоит провести параллель и с радугой в небе, и с потоком света, проходящего через стеклянную призму. Целый ряд работ разных лет (как более ранних, так и созданных существенно позже) показывает, что композиционный принцип, основанный на соединении нескольких параллельных полос, Матюшин использовал даже во вполне реалистических пейзажах. Впрочем, «Движение в пространстве» уходит от приземленной конкретики: это не про видимую нами природу, но про космическую бесконечность. В одной из заметок художник называет это произведение «Движением в пространство», и тогда становится ясно, что речь идет не о пространстве реального мира, а о прорыве в метафизическое четвертое измерение.

Михаил Матюшин. Движение в пространстве. Не позже 1921. Холст, масло. ГРМ

Михаил Матюшин. Море. Этюд, 1912. Холст, темпера

Кураторы: Сергей Уваров, Полина Стрельцова
Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах
|
</> |