Выставка-инсталляция «Думай о времени. Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт» в
sinekvan — 02.05.2024 Выставка-инсталляция «Думай о времени. Ян ван ден Хекке. Роскошный натюрморт» в Главном Штабе Государственного Эрмитажа в Петербурге, раскрывает предметным мир натюрморта эпохи барокко.Снаружи этот павильон выглядит как огромный, очень крепкий черный ящик. На стене надпись на старонидерландском языке: «…LET OP DEN TYT». Думай о времени.
Кажется, что мастерская художника находится в стенах средневекового монастыря. Внутри пространства иллюзии, есть узнаваемые предметы, но есть и другие, не очень поддающиеся логическому объяснению.
В центре внимания выставки – жемчужина фламандской живописи второй половины XVII столетия – «Роскошный натюрморт» Яна ван ден Хекке (1620–1684). Это одно из самых значительных произведений мастера, которое превосходит другие его работы как по своим размерам, так и по тонкости и красоте живописи. Картина была приобретена музеем в 1935 году и никогда ранее не выставлялась.
На нидерландском языке подобные натюрморты обозначаются словом Pronkstilleven - «хвастаться». Натюрморты этого типа состоят из вещей редких, роскошных и необычайно дорогих, выставляемых их владельцами на показ, для утверждения своего статуса и желания вызвать зависть окружающих к их богатству и вкусу.
Динамичный по своей композиции натюрморт представлен на террасе, по барочному украшенной драпировками и открывающейся в холмистый пейзаж с замком вдалеке.
Стол изобилует предметами роскоши: драгоценными тканями, серебряной и стеклянной посудой, экзотическими восточными диковинками. Богатство и изобилие продемонстрировано здесь в максимальной избыточности.
Ключевым акцентом картины являются два красных омара, царственно возлежащие по центру. Эти ракообразные, как и устрицы, расположенные чуть левее и сейчас ассоциируются с высоким достатком. У моллюсков было еще и эротическое значение, связывающее этот деликатес с миром чувственных наслаждений и распутством.
Об блаженных удовольствиях и радостях жизни говорят и надломленный хлеб, и праздничный пирог с дичью и сухофруктами, и спелые ягоды южных стран, разложенные на столе – несколько сортов винограда, сочные персики, сладкие фиги и айва.
Ян ван ден Хекке населяет свой натюрморт и живыми существами. В левом верхнем углу у зеркала красуется попугай амазон, обозначающий тщеславие, а на полу скачет небольшая обезьянка, являющаяся символом человеческих пороков. Важную роль в картине занимают музыкальные инструменты. Они свидетельствуют об увлечении аристократов и бюргеров XVII века музицированием. Примечательно, что некоторые тетради, изображенные на картине рядом с инструментами, открыты и там виднеется нотная запись, которую можно разобрать.
Художник задает канву для интерпретации символики: он пишет рифмованные строки, помещая их в одну из изображенных нотных тетрадей. В переводе с нидерландского эта запись гласит: «Все мирские наслаждения и вещи исчезнут словно дым. Думай о времени».
Этот девиз предупреждает о бренности жизни, предостерегая человека от пустой суетности тщеславных помыслов.
О хрупкости и недолговечности земной жизни говорят некоторые предметы: тонкостенные стеклянные бокалы, раковины и карманные часы. Об этом предупреждают и музыкальные инструменты, перекликаясь со строками голландского поэта:
«Я вижу: на столе, меж книг,
Забыты мною флейта, скрипка:
Ведь звук едва еще возник
А уж в пространстве тает зыбко
И гаснет в следующий миг»
Помимо символики Ян ван ден Хекке мог подразумевать в своем произведении аллегорию пяти чувств, что было довольно распространено у фламандских художников того времени.
«Слух» можно усмотреть в музыкальных инструментах, «Вкус» в изображении всевозможных яств на столе, «Обоняние» – во фруктах, источающих сладкий аромат, «Зрение» обозначено зеркалом, а «Осязание» мартышкой, отрывающей виноградину одной рукой, а другой сжимающей лозу.
Благодаря кропотливой и сложной реставрации картина Яна ван ден Хекке смогла впервые предстать перед зрителем на выставке-инсталляции. Основой для создания выставки-инсталляции послужили предметы из коллекции Государственного Эрмитажа. Подлинные шедевры европейского художественного серебра – величественный немецкий ложчатый кубок, небольшая тацца, роскошные крупные блюда – соседствуют с китайским фарфором с его тонкостью кобальтовых узоров и величием зеленого бархата.
Рядом представлены стеклянные бокалы разных форм. Отдельным мощным аккордом выступают музыкальные инструменты из коллекции Музея театрального и музыкального искусства. Гармонично вписанные в пространство они добавляют силу и гармонию, подчеркивая соединение реального и осязаемого мира, с его воплощением в живописи.