Высмеять и уничтожить.

топ 100 блогов ochendaje03.10.2014

 Высмеять и уничтожить.



Пропагандистов озадачили. Нужно доходчиво и ярко объяснить миллионам солдат и гражданским во имя чего льется кровь и почему стоит считать это дело полезным и праведным. К работе подключились сотни авторов, которые в сжатой, но содержательной форме изобразили противника то ужасным, то жалким, то трусливым, то подлым.



С первых дней Первой мировой войны почти во всех вступивших в нее странах были запущены пропагандистские машины. В некоторых это произошло еще даже до официального объявления войны — в рамках поддержки союзников и объяснения будущих воинственных решений своих правительств.


Простым гражданам и отправляющимся на фронт солдатам надо было объяснить несколько важных вещей: война эта не просто неизбежна, но необходима; эта война вовсе не страшна; враг глуп, смешон или, наоборот, до отвращения омерзителен, но, в любом случае, слаб и труслив; уничтожить такого врага опять же просто необходимо; и в его уничтожении нет ничего страшного и опасного.


В ход шли традиционные пропагандистские приемы: использование образов животных, обыгрывание характерных черт правителей страны и даже религиозных мотивов.


 Высмеять и уничтожить.

Шел австриец в Радзивилы, // Да попал на бабьи вилы.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Казимир Малевич. Серия «Сегодняшний лубок».



В России, особенно на первом этапе войны, в пропагандистской кампании приняли участие многие деятели искусства. Авангардисты возродили и удачно применяли народные традиции лубка. В частности, активное участие в создании патриотических картин принял Казимир Малевич. Этот плакат появился в дни успешного наступления русских войск в Галиции в 1914 году.


 Высмеять и уничтожить.

Эх, султан, сидел бы в Порте, // Дракой рыло не попорти.
Текст: Владимир Маяковский. Изображение: Владимир Маяковский. Серия «Сегодняшний лубок».



Не остались в стороне от милитаристской пропаганды в России и поэты. Так, Владимир Маяковский, который сам хотел идти на фронт, но не смог стать добровольцем только из-за подозрений в политической неблагонадежности, в соавторстве с Казимиром Малевичем создал серию ура-патриотических плакатов. Этот посвящен вступлению Турции в войну против России. Примечательно, что пропагандистский посыл автора оказался не очень далек от действительности — русская армия вскоре и вправду нанесет Турции на Кавказском фронте сокрушительное поражение.


 Высмеять и уничтожить.

Франц послушался Вильгельма, // А Вильгельм подвел, - вот шельма! // Глядь, медведь уж тут как тут,// И приятелям капут!
Литография Товарищества И. Сытина. Москва. 1914 год.



Самый расхожий образ России у пропагандистов — грозный и сильный медведь. Германия и ее союзник Австро-Венгрия трусливо прячутся от него на дереве. Таким образом автор плаката подводит итоги кампании 1914 на Восточном фронте — русские войска заняли практически всю Галицию и Карпатские горы, поставив Австро-Венгрию в крайне сложное положение, в то время как операции германских войск в Польше успеха не принесли.


 Высмеять и уничтожить.

Великая европейская война. Великий бой русского богатыря со змеей немецкой.
Русский пропагандистский плакат “Великая европейская война”. 1914 год



Также немалый вклад в патриотическое воспитание населения России внесли многие другие известные художники: братья Васнецовы, Константин Коровин, Абрам Архипов, создававшие плакаты и сатирические открытки. На этой авторы обыграли хорошо известный сюжет русских сказок — битву с трехголовым драконом. Головы символизируют Германию, Австро-Венгрию и Турцию соответственно.


 Высмеять и уничтожить.

Немецкий фельдмаршал Пауль фон Гинденбург толкает миллионы солдат на смерть.
Изображение: Le Petit Journal от 29 августа 1915 года.



Во Франции, для которой вступление в войну началось с неудач — немецкие войска в сентябре 1914 года чуть не дошли до Парижа, пропагандистам требовалось вселить надежду в сограждан и придать им уверенность в собственных силах. Самый простой способ — показать, что победы дались противнику ценой огромных людских потерь.


 Высмеять и уничтожить.
Плохо брат! В то время как сербский народ героически борется против могущественных врагов, болгарский народ готовится нанести ему удар в спину.
Изображение: Le Petit Journal от 10 октября 1915 года.



Граждане должны быть твердо уверены, что если кто выступает против их правительства, то он преступник и подлец. На этом французском плакате отображено вступление в войну Болгарии. С точки зрения стран Антанты это был предательский удар в спину Сербии, армия которой оказалась не готова к войне на два фронта и действительно была вскоре разгромлена.


 Высмеять и уничтожить.

Германский император Вильгельм II сеет ложную информацию.
Изображение: Le Petit Journal от 21 марта 1915 года.


Что бы ни говорил и не сообщал враг — все вранье и дезинформация, призванная нанести вред родной стране. Этот французский плакат, очевидно, должен был убедить сограждан, что успехи германского оружия, в том числе на Восточном фронте, где русская армия оказалась в тяжелом положении, — не более чем вымысел.


 Высмеять и уничтожить.


Антихрист.
Изображение: Pierre Chatillon


Если дела на фронте складываются не самым лучшим образом, и врага уже не очень уместно выставлять в смешном и жалком виде, его надо демонизировать. Автор этого французского плаката над сюжетом, вероятно, думал не долго, решив представить Германию в виде абсолютного зла.


 Высмеять и уничтожить.

Хороший результат за месяц: убито 164 младенца, 178 детей, 292 женщины не участвовавших в сражениях.
Изображение: Библиотека Конгресса США



Образ дьявола был популярен и у американских пропагандистов. США сохраняли нейтралитет в Первой мировой войне до 1917 года, и правительству надо было доходчиво объяснить согражданам, зачем оно в нее все же решило ввязаться. Автор этого плаката убеждал: если германский дьявол убивает детей и женщин — война становится святым делом.


 Высмеять и уничтожить.

Уж если только я вцеплюсь...
намёк на стальную "бульдожью" хватку.
Британская открытка времен Первой мировой войны



Один из традиционных символов Великобритании — сильный и сердитый английский бульдог. Автор этого английского плаката пытался убедить сограждан, что глупый германский император Вильгельм II уже пожалел, что разбудил спящую собаку.


 Высмеять и уничтожить.

Никогда не льёт, но поливает.
Британская открытка времен Первой мировой войны



Гражданам надо было продемонстрировать, что в борьбе с врагом их страна не одинока. На этом британском плакате глупый и вредный Вильгельм II не может спрятаться от града снарядов Антанты и ее союзников.



 Высмеять и уничтожить.

Немецкий флот пустил корни. И зеленая трава выросла вокруг.
Британская открытка времен Первой мировой войны.



Для британской империи — хозяйки морей — важно было показать успехи своего флота. Автор этого плаката решил продемонстрировать эффективность английской блокады германского Флота Открытого моря, который так и не смог вырваться из своей базы в Вильгельмсхафене на оперативный простор.


 Высмеять и уничтожить.

Выход Италии из Тройственного союза.
Изображение: G. Meschini /


Правительству Италии, которая сначала была союзницей Германии и Австро-Венгрии, а в 1915 году переметнулась на сторону Антанты, надо было объяснить согражданам свое непостоянство. На открытке изображена Италия в виде красивой молодой женщины, которая покидает «лапотных стариков» — императора Германии Вильгельма и императора Австро-Венгрии Франца Иосифа.


 Высмеять и уничтожить.

Император Австро-Венгрии Франц Иосиф I.
Изображение: Massara / Fototeca Gilardi / Getty Images / Fotobank.ru



Естественно, пропагандисты не могли не обыграть характерные личные черты личности лидеров стран-противников. Особенно доставалось престарелому императору Австро-Венгрии Францу-Иосифу — его часто изображали в виде беспомощного старика, не способного справиться с грузом государственных проблем и нажившего массу врагов.


 Высмеять и уничтожить.

Франц-Иосиф верхом на раке прибывает на границу между Австрией и Италией.



Этот плакат был актуален лишь в первые дни после вступления в войну Италии в мае 1915 года. Ее армия сразу же начала активное наступление в Альпах на Австро-Венгрию. В связи с этим итальянский художник изобразил прибытие австрийского императора на итало-австрийскую границу. Однако средство его передвижения — рак, который ходит задом-наперед, то есть на самом деле австрийские войска отступают, а торжественный вид императора лишь призван сохранить «хорошую мину при плохой игре». Хотя, на самом деле, добиться хоть какого-то успеха в борьбе с Австро-Венгрией итальянской армии так и не удалось.


 Высмеять и уничтожить.
Буря из Америки
Изображение: A. Scorzon / Museo Centrale del Risorgimento



Пропагандисты стран Антанты не могли обойти вниманием столь важное и многообещающее событие, как вступление в войну США. Помощь из этой страны представлялась неудержимой стихией, которая должна сокрушить трех жалких персонажей, спрятавшихся под дырявым зонтом, — Германию, Австро-Венгрию и Турцию.


 Высмеять и уничтожить.

Спрут Альбиона
Изображение: журнал Die Muskete от 08 октября 1914 года.



Этот немецкий плакат был нарисован еще в преддверии вступления Турции в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, которое состоялось в ноябре 1914 года. Английский спрут охватил своими щупальцами полмира, но один из них решительно перерезает саблей мусульманин. Спрут произносит: «Доигрался! Я так крепко схватил Магомета, но теперь он вырывается». Во время Первой мировой войны Германия и Турция активно использовали религиозные мотивы для переманивания на свою сторону мусульманского населения Средней Азии и Востока. В частности, немецкие агенты пытались представить войну с Россией и Великобританией как священную обязанность всех мусульман.


 Высмеять и уничтожить.


Продукт русской лаборатории (к запланнированному объединению Сербии и Черногории): А сможет ли новый близнец свободно двигаться? - Это совершенно необязательно. Мы позаботимся об этом в Петербурге.
Изображение: Журнал Die Muskete от 23 июля 1914 года.



В Германии и Австро-Венгрии была очень популярна версия, что за всеми тревожными событиями, происходящими в балканских странах, стоят козни русских властей. После убийства в Сараево австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, ставшего поводом для начала войны, австрийские газеты открыто обвиняли в этом преступлении Россию. На этой картинке высмеивается статус Сербии и Черногории, которые видятся как марионетки Российской Империи.


 Высмеять и уничтожить.


Мальчик-с-пальчик. Австрияк - сербу: Я б тебя давно сожрал, если б ты не был таким неаппетитным.
Изображение: Журнал Венские карикатуры от 19 июля 1914 года.


В Австро-Венгрии до войны считали, что маленькая Сербия не может считаться полноценным соперником империи. Предполагалось, что разгром этой балканской страны будет молниеносным. Однако в ходе кампании 1914 года австрийские войска были дважды разбиты сербами.


 Высмеять и уничтожить.

Плевок в лицо Джона Буля
Изображение: Daily Herald Archive



Эта немецкая открытка должна была развеять все сомнения в мощи и техническом превосходстве германского оружия и армии. Война против Англии представлялась художнику победоносной и беззаботной: «Он курит трубку и плюет в лицо Джону Булю! Такой вот незабываемый привет!»



 Высмеять и уничтожить.

Привет от Цеппелина - Спасайся кто может
Изображение: Keystone-France



Страны-члены Антанты в виде солдат в ужасе разбегаются под сокрушительным огнем цеппелина — гордости германской армии. Первое время с их помощью немцы действительно наводили страх на население Франции и Великобритании, совершая бомбардировочные налеты на города. Но всего через полтора года после начала Первой мировой с развитием авиации цеппелины утратили былое военное значение.



 Высмеять и уничтожить.
Кровавый час
Изображение: Газета Simplicissimus от 14 декабря 1915 года



В Германии пропаганда рисовала Англию также легкой целью — жирным толстяком в цилиндре, которого легко проткнуть штыком. Эта карикатура появилась в декабре 1915 года, когда уже всем стало очевидно, что война — не праздник и не приятная загородная прогулка. Очевидно, поэтому для натуральности автор добавил «кровавого дождя».


 Высмеять и уничтожить.

Русский медведь и Польский орел: Ах как хотелось бы оставить его в моем животе
Изображение: Газета Simplicissimus от 24 августа 1915 года



В этой карикатуре, опубликованной в Германии в августе 1915 года, явно прослеживается развитие пропагандистской мысли — русский враг представлен уже не в идиотском, смешном или жалком виде, а весьма грозно, хотя и потрепанным. Очевидно, это должно было подчеркнуть силу немецкой армии и важность ее побед. В данном случае художник обыграл успехи Германии на Восточном фронте — русские были вынуждены отступить из Польши, что немецкая пропаганда преподносила как избавление поляков от «русского ига».

Источник.
Блог Оченьдаже
 Высмеять и уничтожить. add
Поделиться постом с друзьями в контакте можно вот тут, а в фейсбуке вот там, спасибо!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
1. Утром проснулся. Полежал. Потянулся. В теле приятное наполнение энергией сна — такое бывает, когда выспишься в меру, не мало, но и не чересчур. 2. Позавтракал. 3. Пошел гулять. В кармане наличка и карточка. Деньги на карточку приходят регулярно и постоянно. Сами приходят. Ну не от Аллах ...
Обойти "Коммуниста" 1957 Юлия Райзмана невозможно. А финал. Говорят в странах Латинской Амрики начиали стрелять в бандитов на экране. Именно из финала и становится понятно, кто и как построил самую справедливую, разумную и мощную страну в мире. Зачем Василий Губанов (Евгений Урбанский) ...
 Ночной город всегда захватывает дух, в нем так классно жить.... San Francisco... Фотограф Simon ...
Сегодня мой блог отмечает День рождения - 2 года с момента своего рождения. Так быстро время летит. Смешно произнаться, но когда его заводила, с трудом умела печатать на клаве. Муж постоянно подтрунивал, каждую букву выискивала на клавиатуре, не знала как ставить точки, запятые) Конечно, ...
08:13:49 DSC_5701 Taken on August 10, 2016 Nikon D60 ,18.0-55.0 mm f/3.5-5.6 ƒ/8.0 55.0 mm 1/250 200 Leh, Kashmir, India Ladakh ...