Выпущена первая партия автомобилей "Запорожец"

22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода "Коммунар" на Украине (который позже был переименован в "Запорожский автомобилестроительный завод") сошла первая промышленная партия автомобилей "Запорожец" – ЗАЗ-965.

В конце 1950-х годов партией и правительством был поставлен вопрос об углублении автомобилизации страны.
Одним из образцов для этого "народного автомобиля" послужил итальянский "FIAT 600", разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой.
Наш "Запорожец" оказался ничуть не хуже иномарок, а во многом даже превосходил их, благодаря правильным расчетам отечественных инженеров. Еще один повод снять шляпу перед нашим автопромом 1950-60-х.
Стоил первый "Запорожец" в то время 1 200 рублей, и первая партия машин в миг разошлась по заждавшимся "очередникам", готовым простить все его недостатки.

Довольно быстро советский "народный" автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного автомобиля.
"Горбатый Запорожец" выпускался в первоначальном виде вплоть до 1962 года, а дальше эта машина была модифицирована в другие модельные ряды. 19 сентября 2008 года Запорожский автозавод завершил выпуск автомобиля ЗАЗ-1103 "Славута" – последнего потомка "горбатого" ЗАЗ-965. Прекратить производство "запорожца" вынудили автопроизводителя экологические требования Евросоюза, в который стремится попасть Украина.
Интересный факт –

Ставить вопрос, что "Заорожец" копирован с Fiat – нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 года), который "знатоки" называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев. Касательно начинки вообще разговора нет.
На облик не только итогового варианта, но и множества прототипов "Запорожца" повлиял ряд факторов. Во-первых, потребность создать компактную микролитражку, способную "выживать" в непростых природных условиях разных уголков СССР, обязывала создателей сделать автомобиль заднеприводным и заднемоторным, что позволяло и сохранить высокую проходимость, и избежать громоздких габаритов в конструкции автомобиля.
Интересно, но так изначально мог выглядеть "Запорожец" –

Самый интересный проект родился в сотрудничестве с Ирбитским мотоциклетным заводом. Проект получил название "Белка" в честь знаменитых ирбитских пушных ярмарок. Внешне автомобиль был поистине уникальным: "подрезанный" спереди кузов, расположенный сзади мотор, дверь для посадки на задние сиденья только с правой стороны.

Но самое главное – откидывающаяся вверх-вперед передняя часть
кузова, через которую производилась посадка на места водителя и
переднее пассажирское. Автором этой экстравагантной конструкции
стал основоположник советской школы автодизайна Юрий Аронович
Долматовский.
Но оригинальная "Белка", к сожалению, из-за своей экспериментальной
конструкции оказалась недостаточно безопасной и герметичной.
|
</> |