Виноват ли Каренин в гибели Анны ?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Мне всегда казалось неправильным винить жертву преступления . Может, именно поэтому хочется защитить Анну от обвинений и выступить ее адвокатом. Конечно, это была роковая страсть, причём сначала она оказалась взаимной. Бывает, мужчина и женщина при первой же встрече испытывают притяжение. И любое сопротивление сильному чувству бесполезно, так как карта судьбы уже разыграна . Не зря Толстой ввёл в роман фантастический образ страшного маленького мужика , который был неотвратим , как судьба.
Она жила скучной , но правильной жизнью светской дамы , и вдруг любовь поманила незнакомым счастьем . Представляю , как на неё подействовали безумные поступки Вронского, который , увидев её , тут же забыл о правилах приличия и о своей невесте , чтобы стать её тенью. Анна жила спокойно , не зная страстей, Вронский , подобно Онегину , вообще не верил в любовь. Говоря современным языком, у них сорвало крышу.)) Сначала Анна была для Вронского вызовом, недосягаемой целью, а потом стала обыденной повседневностью, требующей от него каких -то обязательств. Скорее всего любовь Анны на каком -то этапе стала болезнью, а может , роковая любовь- и есть болезнь? Мне кажется, Толстому в любом случае важно было показать, что жить нужно по велению сердца , он противопоставлял живые чувства лицемерию . Ведь Анна погибла не из-за того, что полюбила, а из -за жестокости и непонимания окружающих, и Толстой , предвидев , сколько камней будет брошено в нее , поместил эпиграф к роману , смысл которого , что судить его героиню имеет право Бог, а не люди , потому что сами не без греха. Она виновата , что нарушила неписаные законы света -и за это была наказана отлучением от общества, изгнанием. Но ещё больше она была виновна в своём счастье. )) Какое право она имела быть такой безудержно счастливой , в то время как другие только старательно изображали семейное счастье ? ))
Идея смирения и прощения , как и в «Преступлении и наказании» , идёт через весь роман . Толстой начинает роман эпиграфом, в котором затронута мысль о прощении , затем показывает величие прощения Каренина, подставляющего в состоянии душевного смятения согласно заповеди Христа ударившему его по одной щеке Вронскому другую . И попутно великодушное прощение Долли и Левина. Получается роман весь о прощении. Так почему никто не хочет понять и простить Анну, у которой был выбор : либо по -прежнему жить с мужем и скрывать свою любовь -и тогда свет принял бы эту страсть как должное, а к этой измене отнеслись бы не просто снисходительно, она даже повысила бы статус Анны в глазах окружающих. Дама , имеющая молодого блестящего любовника и наставившая рога опостылевшему мужу , занимающему высокую должность , вызвала бы уважение и понимание. Либо сделать так, как сделала она : бросить всем вызов : открыто порвать с мужем и стать непростительно счастливой, и как раз этого свет ей не простил.
Вронский , оказался в семейной западне , хотя никогда не стремился к женитьбе. Всё это Анна интуитивно поняла и не стала дожидаться более сильных душевных мук. Любовь к замужней даме повышала его статус в обществе и делала их связь таинственной и притягательной, но любовь к отвергнутой всеми женщине , которая уже вела себя как истеричка, стала для него обузой. Это была западня для обоих. Очень яркая аналогия- жестокое отношение Вронского к Фру -Фру , а потом и к Анне. )) Его характер становится особо хорошо понятен в таком сопоставлении.
Что касается Каренина , Толстой хоть и вызывает к нему сочувствие, но при этом изображает его редким занудой и сравнивает со злой , бездушной машиной , рядом с таким мужчиной любая женщина будет задыхаться, как от нехватки воздуха . Семья- это ведь не повинность и не тяжкий крест , женщине нужен душевный кайф , а Каренин не способен сделать женщину счастливой .) Не секрет, что многие не помнят текста романа и судят Каренина по режиссерской трактовке , которая зачастую бывает искусственно облагороженной . В итоге нарушается вся логика поступка Анны , и непонятно , почему она оказалась в безвыходном положении, раз у неё был и такой положительный муж , и такой любящий любовник. ))
Современный читатель живет в иной реальности, а тогда на дворе был 19 век с другими понятиями об отношениях в семье, и если тот век уже не Домострой , то по сути и не очень далеко от него ушел. В этом романе писатель опередил свой одновременно и развратный , и пуританский век и смог положить на лопатки пуританскую ипостась собственной души . Будучи яростным защитником любой формы свободы , Толстой не мог не почувствовать неестественность и безнравственность закона , по которому женщина является собственностью мужа , получающего неограниченную власть , карать ее за преступную с его точки зрения любовь к другому мужчине или миловать . Каренин -продукт своего времени, и добрые движения души , ненадолго проснувшись в нем, благополучно растаяли под влиянием собственных и чужих амбиций , для него оказалось гораздо важнее мнение окружающих и как он выглядит в их глазах, чем взять мать своего сына под защиту , дать ей развод, отпустить к ней Сережу, которого он имел несчастье возненавидеть , и пожелать бывшей жене счастья. То есть , у него был шанс остаться милосердным . Если женщина разлюбила, так трудно оставаться мужчиной и не мстить? Не знаю, как он потом жил с сознанием своего преступления перед Анной и как смотрел в глаза Сереже?
Так кто на самом деле виноват в гибели Анны? Мне даже стало интересно, насколько изменилась ментальность современного мужчины . Имел ли право Каренин согласно общечеловеческим законам не давать Анне развода ? И кто из них жертва ? Разве разлюбить -это преступление? Написала пост в защиту Анны, но это вовсе не значит, что не готова выслушать иную точку зрения.
|
</> |