Виньетки. Дешёвый понт пролетариев.
strravaganza — 01.08.2023 Когда большевики свергли ненавистного царя, в России мгновенно наступила благодать. Правда вместе с самодержавием куда-то исчезли многие привычные и приятные вещи. Никто больше не шил красивой одежды, не пёк вкусных пирожных, закрылись императорские театры. Но кто смотрит на такие мелочи, когда не за горами мировая революция?!В сегменте бытовой фотографии выстрел Авроры произвёл опустошительный эффект. Из Бристоля перестал поступать картон, исчезло золото для конгревного тиснения, а нежная калька, из которой делались изящные этикеты, пошла на матросские самокрутки. Наступила эпоха пролетарских виньеток — фотография включалась в рукотворный овальчик, призванный облагородить плохую съёмку и низкокачественную печать.
Самыми распространёнными были шаблоны с зубчиками. Их популярность объяснялась простотой изготовления (достаточно было иметь ножницы), и неизгладимым эффектом, производимым на рабочий класс.
Красноармейцы и гражданские, семьи и друзья, все хотели иметь модный снимок, так что варианты зубчатых обрамлений поражали разнообразием.
Вполне ожидаемо, однажды зубчики превратились в звёздные лучи. Но столь вольное обращение с главным символом революции всё же считалось сомнительным, и таких картинок встречается немного.
Гораздо шире распространились невинные растительные мотивы. Например форма древесного листа.
Листья тоже иногда уступали моде на зубчики.
Порой фантазия светописца била через край, и листья превращались в цветочки, а цветочки — в ягодки.
Времена того СССР, в котором не было секса, ещё не наступили, и довоенные виньетки удивляли фривольностью. Двойные портреты абсолютно беззастенчиво намекали на романтические отношения запечатлённой пары. Не мешал даже "Любимый Сталин — счастье народное". (Впрочем, девушек ни в чём таком тогда не подозревали).
Находясь в разлуке, объекту страсти можно было послать одинокое сердечко, пронзённое стрелой.
Разнообразие сердец не поддаётся учёту, все разновидности виньеток оставили тут свой след, и зубчики, и рисунки, и простые формы.
Продолжая экскурс в развязные нравы тридцатых, нельзя не упомянуть совершенно отвратительный подвид фотовиньеток — картёжные. Несмотря на очевидность тлетворного влияния азартных игр, эстетика карточных мастей исподволь проникла в инструментарий светописца. Черви и бубны нагло плясали свой танец на снимках ударников производства.
Отдел контроля за идеологией отреагировал быстро, и вскоре с этой гадостью было покончено. Разлагающие картинки были сожжены, вредоносные фотографы были расстреляны.
В этот момент украшательство заложило следующий вираж — в кадре появился текст. Виньетки наконец-то обрели свой голос.
Конечно подписи не блистали разнообразием, это были банальные приветы, обещания встречи, и напоминания освежить память.
Несмотря на кажущийся примитивизм и бытовую утилитарность, порой виньетки даже пытались подражать "большому искусству". С появлением констуктивизма, плакатов Маяковского, всех этих "лучших сосок не было и нет", светописцы-надомники привнесли в свои творения новый выразительный язык. Получалось весьма современно. Не Эль Лисицкий конечно, но тоже ничего.
Но простому народу всегда хотелось красивостей, и виньетки научились добавлять в изображение примитивные картинки.
Ну и конечно, в виньеточках мы можем наблюдать все модные тренды того времени, круглые таблички, фанерные машинки, и ручную раскраску в ядерные цвета.
Но ничто не бесконечно, и закат ножничного творчества был лишь вопросом времени. Формы цирулярной пилы и пальмовых листьев были всего лишь предсмертными конвульсиями.
Вскоре ножницы выпали из ослабевших рук фотографа, и бумажки для последних виньеток он уже рвал просто пальцами.
Так завершилась долгая и разнообразная жизнь примитивных овальчиков. В заключение стоит упомянуть, что подобное оформление снимков встречалось и в царской России. Но справедливости ради, этим увлекались только светописцы невысокого полёта, из разряда ярмарочных. (Были особые фотографы, которые работали только на базарах, обязательно однажды напишу о них отдельный пост).
Также виньетки обнаруживаются и у буржуев. Здесь можно видеть японский колорит, всякие верёвочки-бусики, и настоящего фашиста в зубцах.
P.S. А в городе Киров похоже недавно умер какой-то местный японец, либо человек, много лет в Японии проживший. Внуки просто выбросили всё его наследие на помойку, и на аукционах у разных кировских продавцов синхронно всплыло множество великолепных фотографий. Так что моя коллекция немедленно пополнилась кучей прекрасных гейш, и суровых самураев. Отдельный пост прямо напрашивается.
|
</> |