ВиМ-7. Спектакль Театра Вахтангова

ВиМ в постановке Римаса Туминаса был поставлен к столетию театра Вахтангова. С тех пор идёт с аншлагом, несмотря на то, что играют в будни и иногда по несколько дней подряд. Попасть туда — это был особенный процесс, но я очень хотела, так что всё прошло ок. Но вообще спектакль требует внимания не всех этапах. Покупка билетов — особый адреналин. Лучше это делать в день открытия продаж (с надеждой, что цена не взлетела), предварительно прицелившись в место по соотношению удобства и бюджета. Тут мне повезло с первой попытки, но что в целом творится в этот момент — отдельная история, доступная подписчикам соцсетей театра... Сам спектакль не требует, а просто забирает внимание в день показа, потому что 5 часов — это вот как хочешь, но полдня у тебя уйдёт только на ВиМ. В самом театре со входя все и каждый сотрудник предупреждают, что будет идти до полуночи... неужели были случаи, что кто-то забрёл случайно, не зная, что его ждёт? В общем, надо понимать, что это такой мини-поход, продумать еду, дорогу и чтобы дома не волновались. И, конечно, важно понимать, куда идёшь.
Зрители — это отдельная история. Кто-то приезжает из других городов ради этого спектакля и ночует в гостинице. Кому-то на следующий день на работу к 8-9 (ещё лучше — в школу). Я планировала поход на отпуск, потому что подвигов с меня уже хватит, потом доехать домой и спать в своей постели.
Реагируют все очень по-разному. Были те, кто уходил в антракте или даже до него. Очень многие всё же в восторге, некоторые — в полнейшем. Кто-то даже приходит по несколько раз. Мнения о постановке тоже очень разные, восторгов больше, но я буду сказать за себя.
У меня впечатления в целом неоднозначные.
Мне повезло с составом. Хотела увидеть Добронравова в роли Андрея Болконского. Он и был, хотя в программке отмечен другой актёр. В рамках этого театра он — талант и бриллиант (чего не скажешь по фильмам, в которых он участвует, там чистый ужОс). Евгений Князев играл (блестяще) князя Николая Болконского, старших Ростовых — Сергей Маковецкий и Ирина Купченко, Юлия Рутберг играла Анну Павловну Шерер... старшее поколение — это особый уровень игры, конечно. Но могу сказать, что молодёжь тоже была хороша.
Очень особенный персонаж — Ушелец (Артём Пархоменко), не толстовский, а именно театральный. Он нёс эмоции и судьбу и уводил с собой героев в иной мир... Интересное и очень глубокое решение, все сцены с ним — на ура.
Также отмечу интересное решение в плане декораций, «стена и два бревна» — в основном, какие-то детали быта иногда появляются и исчезают, часто пространство физически пустое, но хорошо заполненное персонажами и их переживаниями, которые даже в одиночку могут сделать сцену не пустой. Туда действительно не просится ни лишняя массовка, ни нагромождение деталей, всё просто и лаконично. К тому же стильно, просто и элегантно решено в плане цветовой гаммы.
Понравилась вчерашняя Наташа (Ксения Трейстер), вот уж действительно «порох». И в целом сцены, как бесятся беззаботные дети Ростовых, замечательные — и сами по себе, и для понимания того, как всё меняется под действием времени и обстоятельств.
В целом много интересных и неожиданных решений ключевых сцен, много юмора, когда игра актёров оживляет толстовский текст и вдруг становится смешно... Что ж мне не так? В основном — третья часть. Она состоит из нескольких блестящих монологов, но никак не складывается у меня в единую картину. Финал вообще не понятен. Если представить, что мы не знаем ВиМ вообще и есть только этот спектакль, то всё заканчивается тем, что Пьер в плену, Наташа в трауре, Москва занята французами и где-то там обезумевшая Марья Игнатьевна Перонская собирается сжигать дома. И?.. В итоге-то что? Смысл всего действия — в чём? Чтобы Пьер понял, что жизнь есть счастье? Не знаю, мне не хватило переживаний и истории прохождения человека через испытания ради новой жизни, не хватило ощущения, что после любого пожара на выжженной земле может начаться новая жизнь, а у людей может случиться новая семья и т.д. На счёт князя Андрея — совершенно не понятно, в какой момент и почему у него «сработал переключатель» и он признал свою любовь, вот в избегающий (со всех ног на любую войну от жены) тип привязанности — очень верится.
В целом — поподробнее раскрыты семьи и некоторые второплановые персонажи, но сюжет построен так, что даже мне не всегда было понятно, что происходит и кто все эти люди. При том, что у меня осень посвящена ВиМ во всех его проявлениях. Но главное — всё существует и происходит внешне, в меня ничего не попало и не заставило сопереживать, я просто смотрела, что покажут и как расскажут. А я больше люблю «подкожные» спектакли, чтобы пробирало до межклеточного пространства, чтобы прожить всё вместе с героями и понять их изнутри. Ну, и таки можно было бы подсократить многие сцены, чтобы не заставлять зрителя смотреть аж целых 5 часов, и технически, и по содержанию — вполне возможно. Ради гуманности.
Особой радостью вчера было встретить тех, кто смотрел ВиМ в «Модерне» ранее, и отвести душу) Обычно те, кто смотрел и там, и тут, говорят, что не будут сравнивать две постановки, и тут же сравнивают) Если сравнивать, то в Вахтангова смогли больше сказать, много важных монологов и т.д., в Модерне смогли больше показать, в том числе — погрузить в атмосферу 1812 года с надеждами сквозь страх и ужас... В Вахтангова война присутствует по большей части за сценой, а вот Модерну удалось показать всё это масштабно, мрачно и очень красиво. Трансформация героев и их путь там тоже более понятны. Хор Свечникова — это отдельное счастье и наслаждение, я бы пошла просто послушать. Но это моё мнение, версии сравнения есть разные. Мне в Модерне понравилось больше — меня наполнило до краёв и ВиМ, и идеями Толстого. Но рекомендовать не могу, потому что у них внезапно цены на билеты улетели в стратосферу, понятно, что пойти туда теперь смогут далеко не все, остаётся только порадоваться за себя, что я успела «в последний вагон» до подорожания.
В целом — радует, что в Москве идёт сразу несколько постановок ВиМ и что они так популярны у зрителей. Каждая — особые впечатления и особый опыт. Но все нужно смотреть после прочтения книги. Выбор — это всегда хорошо, особенно когда такой непростой материал и такой масштаб. Вспомнить классику после школы — тоже никогда не лишнее. Конечно, при условии, что на это есть деньги и время, иначе проще посмотреть один из сериалов
|
</> |