Вилья ла революсьон! - 13
qebedo — 17.05.2025
Вилья ла конститусьон!Пока Обрегон разносил «федералес» в Соноре, правительственные войска отыгрывались в других местах. В Коауиле 7 марта 1913 года потерпел первое поражение сам Карранса. Через две недели он попытался атаковать столицу собственного штата Салтильо, но был отброшен, потеряв более 400 человек убитыми и пленными. Использовав эти успехи правительственных сил, Уэрта объявил в середине марта полную амнистию для всех восставших, кто в течение 15 суток сложит оружие. К Обрегону в Сонору был послан специальный эмиссар, но вернулся ни с чем. Не удались и переговоры с самим Каррансой: тот пригрозил, что впредь будет арестовывать всех парламентеров Уэрты. Чтобы показать свою непримиримость, главнокомандующий объявил о введении в действие декрета Хуареса времен войны с французами, по которому любые сторонники антинародного правительства подлежали смертной казни.
Поезд конституционалистов
Уэрта разработал очередной стратегический план — пусть Обрегон сражается с Ороско до посинения (или покраснения — ороскисты сражались под красными знаменами), главное, чтобы оставались в своих дальних штатах. Главные действия надо перенести в Чиуауа, откуда по железной дороге противник мог быстро попасть в Мехико… Однако на пути амбициозных планов Эль Перзиденте встал «непокоряемый» Панчо Вилья — он снова был на свободе, пресмыкаться нужды не было, и «вождь партизанских» опять оказался в своей стихии… «В ночь на 6 марта 1913 года пограничную реку Рио-Гранде перешел маленький отряд из девяти всадников. У людей Вильи – именно он командовал этой группой – было по винтовке и 500 патронов на каждого, два фунта кофе, два фунта сахара и фунт соли. До прихода Вильи в Чиуауа против федеральных войск дрались мелкие отряды повстанцев, среди которых выделялись бойцы Мануэля Чао [Ровиры], бывшего школьного учителя. 24 февраля 1913 года отряд Чао при помощи местных жителей взял город Санта-Барбару Однако соседний Парраль взять не удалось – к гарнизону подошло подкрепление». Карранса не любил Вилью и назначил губернатором Чиуауа Чао, а дона Пако — командующим войсками штата.
В других штатах также брались за оружие и новые, и старые группы повстанцев. В Герреро опять, как и в 1910 году, восстали братья Фигероа. Стычки с правительственными силами были отмечены в Веракрусе и штате Табаско. Хотя не все повстанцы признавали своим вождем Каррансу, зато все они не признавали президентом Уэрту. В Дуранго в середине апреля около 4 000 конституционалистов осадили одноименную столицу штата, обороняемую отрядом из 700 солдат. 23 апреля 1913 года начался штурм — два дня на улицах горожане с «федералесь» отчаянно стрелялись с повстанцами, покамест на выручку с 400 «руралес» прискакал сам Ороско и смог отбить город.
Мануэль Чао
Против Сапаты в Морелос Уэрта снова послал «карателя» Хувенсио Роблеса. Тот начал с разгона правительства штата и ареста губернатора (такого не позволял себе даже дон Порфирио), назначения временного военного губера, марионетки генерала, а потом перешел к «зачисткам территории» и переселениям жителей в концлагеря. Однако Сапата был уже в силах захватывать целые города — например, Хонакатепек, где взял в плен генерала правительственных войск Игинио Агилара, который даже хотел потом присоединиться к повстанцам. Движение обрело второе дыхание, и вскоре партизаны контролировали уже не только сельскую местность Морелоса, но и некоторые территории соседних штатов Пуэбла и Герреро. К лету войска Роблеса удерживали только крупные города и были не в состоянии помешать спокойному передвижению мятежных отрядов в Морелосе. Выдавая желаемое за действительное, дон Хувенсио объявил об окончательной победе и… в начале сентября вернулся в Мехико.
«9 мая 1913 года на север во главе 1 200 бойцов выступил Ороско. Он должен был усилить федеральные силы в Чиуауа и бить отряды конституционалистов там, где он их обнаружит. Ороско не подвел Уэрту, одержав к началу июля несколько побед над восставшими, причем одну из них под Бачимбой, где его самого когда-то разбил Уэрта (см. предыдущие серии). Штат Чиуауа в середине лета казался полностью зачищенным. Однако как только Ороско продолжил движение на север, у него в тылу опять появились партизаны». Это были отряды ТомАса Урбины Рейеса, в прошлом году «лейтенанта» Вильи, человека «с самого низу» — бастарда-метиса, бывшего сезонного рабочего и скотокрада. 18 июня 1913 года он с 4 000 человек предпринял второй штурм Дуранго, сражаясь с 2 500 ороскистов и «местной обороны». На следующий день город был взят и разграблен (не пощадили даже имущество «иностранноподданных»), многие защитники расстреляны.

Томас Урбина
«К лету 1913 года основной проблемой правительства стала катастрофическая нехватка солдат. Президент не обманывался победными реляциями Мондрагона, по большей части не имевших под собой никаких оснований. Еще в марте Уэрта отдал приказ всем губернаторам дать армии определенное количество рекрутов в зависимости от численности населения штата. В случае невыполнения разнарядки губернаторов снимали с должности, угрожая и еще более радикальными мерами воздействия. В армию стали силой загонять даже заключенных из тюрем».
США продолжали оставаться в гордом одиночестве, не признавая правительство Уэрты — к лету 1913 года это сделали Великобритания, Россия, Япония и другие европейские страны. Использовав свои внешнеполитические успехи, Уэрта направил в Европу (Англию, Францию, Германию, Бельгию и Испанию) своих представителей, которым поручалось закупить десятки тысяч винтовок и миллионы патронов к ним. В Японии удалось подписать контракт с одной из крупнейших военно-промышленных компаний того времени «Мицуи» на поставку 70 тысяч винтовок «Арисака» и 145 млн патронов к ним. В октябре 1913 года первые японские винтовки поступили в Мексику, и «федералес» резко прищурились. Ситуация в стране «стремительно раскалялась»…
t.me/Tercios_catrenos
|
|
</> |
Первый ремонт без стресса: как разобраться в натяжных потолках
Наступило Рождество
Англичанин включил нашего "Винни-Пуха" и подумал, что у него сломался мозг...
Зенитно-артиллерийское подразделение Тихоокеанского флота, Порт-Артур
5 самых оригинальных спортивных секций, доступных московским школьникам
Слово экстремиста
Зачем смотреть второй сезон сериала «Секс. До и после»
Восковые свечи, часть вторая
Старая пластинка (моя). Пикник. Родом ниоткуда

