Вилья ла революсьон! - 12
qebedo — 13.05.2025
Не президенто ты мне, гнида очконосая!Все губернаторы штатов признали правительство Уэрты — кроме двух. В Чиуауа Абраам Гонсалес промолчал — и за это 23 февраля по приказу из Мехико он был арестован и 7 марта застрелен «при попытке к бегству». А вот губернатор штата Коауила дон Венустиано Карранса де ла Гарса после известия о казни Мадеро и Пино Суареса объявил, что не признает итоги пронунсиаменто, и назначил сам себя главнокомандующим Конституционалистской армии, которая будет свергать диктатора-узурпатора. Вряд ли обычный юрист-прудент Карранса мог испугать в роли генерала великого и ужасного Уэрту, но его призыв практически сразу поддержали в соседнем штате Сонора полевые командиры, уже имевшие кое-какую репутацию, и еще бОльшую заработавшие себе в будущем.

Венустиано Карранса и Альваро Обрегон
Альваро Обрегон Салидо имел ирландских предков — фамилию О’Брайан и переделали в Мексике на Обрегон. В детстве на ферме покорешался с индейцами-майо (не майя!), выучил их язык и был среди туземцев в авторитете. Потом пошел на завод токарем, изобрел комбайн для уборки нута и купил себе ферму, с которой и кормился, продавая нут в США. Во время войны с порфирианусами командовал собственным батальоном из 112 человек, причем своим солдатам плОтил жалованье. Его племянник Бенхамин Гийермо Хиль Посос перед тем, как тоже заделаться фермером, умудрился закончить военную школу в Риме (Италия). Жители Навохоа выбрали его в совет города. Во время войны с порфирианусами дослужился до полковника. В роду Плутарко Элиаса Кальеса были ливанцы и евреи-сефарды, он сменил массу профессий, от бармена до школьного учителя, а во время восстания Мадеро стал… (не пугайтесь — все революции одинаковы) политическим комиссаром.
Все эти люди возглавили движение конституционалистов — 26 марта 1913 года Карранса огласил «План Гуадалупе», состоявший в восстановлении в Мексике законного конституционного правления с выборами Эль Президенте. «Инициативу формирования революционной армии взяли на себя легитимные правительства самых богатых северных штатов, по ресурсам не уступавшие центральному правительству. Набор добровольцев и закупка оружия происходили упорядоченно. Были созданы, по сути, регулярные армии. Например, Обрегон в Соноре набрал около сотни добровольцев, получивших от властей штата деньги и оружие. Теперь его отряд официально именовался „4-м добровольческим батальоном Соноры“».

Плутарко Кальес и Бенхамин Хиль
Еще одним врагом Уэрты стал (внезапно!) президент США Томас Вудро Вилсон. Все попытки посла в Мексике и владельцев тамошних активов воззвать к нему с просьбой о вмешательстве, или хотя бы признать правительство узурпаторов, были отвергнуты в категорической форме — Вилсон заявил: «Я президент Соединенных Штатов в целом, а не только кучки собственников в Мексиканской республике»… Так что у Эль Перзиденто Уэрты был только один союзник — армия (флота в товарном количестве у Мексики не имелось). Рассудив, что этого маловато будет, он начал переговоры с «лидерами общественного оппозиционного мнения» — Ороско и Сапатой. Дон Паскуале согласился, выдвинув пять условий (на которые дон Викториано тут же подписался): выплата зарплаты его солдатам из федеральной казны, пенсии вдовам и детям-сиротам погибших в бою ороскистов, немедленное принятие законов об аграрной реформе, снабжение его отрядов оружием и боеприпасами за счет государства и присвоение бойцам официального статуса руралес. Уже через неделю Ороско выставил 4 000 бойцов.
Однако Сапата ушел в тотальное отрицание, а посланного к нему для переговоров отца Ороско приказал арестовать. Так что и его, как Каррансу на севере, пришлось «решать силовым путем». Для чего Уэрта вернулся к своему «первому союзнику» и провел армейскую реформу. Было поднято жалованье — теперь рядовой получал полтора песо в день вместо прежнего одного. Вся армия была сведена в 10 дивизий, которые могли оперировать самостоятельно, имея артиллерию и все основные службы поддержки. Наиболее сильные четыре дивизии размещались на севере и в столичном округе. Уэрта одним из первых в Латинской Америке стал придавать большое значение авиации и закупил новейшие французские самолеты. Летчики-мексиканцы, прошедшие обучение во Франции, вскоре начали вылетать на разведку боевых порядков конституционалистов и даже проводить по ним пробные бомбометания — раньше, чем самолеты стали применять в Европе во время ПМВ.

Вудро Вилсон и Лусио Бланко
А пока Уэрта реформировал армию, Обрегон побеждал «лос федералес» в Соноре. 13 марта он с 600 бойцами взял Ногалес (который обороняли 250 человек), 26 марта с 900 человек — Кананеа (600 оборонявшихся). С 9 по 12 мая разыгралось сражение за Санта-Розу — Обрегон и Мануэль Макарио Дьегес Лара с 3 000 повстанцев отступали от столицы штата Эрмосильо и заманили 1 500 солдат во главе с генералом Луисом Мединой Барроном на позицию, где угрозой окружения с флангов заставили бежать. Обрегон заявил, что потерял 42 убитых и 69 раненых, а «федералес» — 422 убитых, к тому же конституционалисты захватили шесть пулеметов, 200 винтовок, «офигилион» патронов и много всякого другого армейского добра, брошенного убегавшими. Плюс к этому 4 июня подполковник Хосе Лусио Бланко Фуэнтес с 1 300 бойцов захватил город Матаморос в штате Тамаулипас, который защищали 3 000 «федералес».
«Новым главкомом правительственных войск в Соноре был назначен генерал [Педро Пабло] Охеда [Паласиос], который ранее в марте уступил противнику северную часть штата. Теперь он горел желанием взять реванш. В конце мая Охеда стал медленно наступать на столицу Соноры Эрмосильо. Обрегон опять повторил свой недавний маневр с притворным отступлением. 25 июня 1913 года противники сошлись у городка Санта-Мария. Из майского разгрома федеральное командование, похоже, не извлекло каких-либо уроков в плане военной тактики. Федералы опять позволили Обрегону выбрать место битвы. Правительственные войска были разгромлены и по собственным данным потеряли 600 из 2500 человек (на самом деле, по-видимому, больше, так как любое поражение федералов обычно сопровождалось еще и массовым дезертирством)».
t.me/Tercios_catrenos
|
|
</> |
Цель МСКТ брахиоцефальных артерий
Самые дорогостоящие советские фотографии
Внутренняя угроза
Слава Юго-Восточной Азии!
ЛЖЕМЕССИАНСКОЕ РИФМОПЛЕТЧЕСТВО
Как бы ни пыжилась: Польша локомотивом европейской экономики не станет —
Внеклассное чтение – 930
Осень берёт своё
Кто не работает, тот цел

