Вилейка
nord_ursus — 29.04.2019 В 90 километрах к северу от Минска есть небольшой (27 тысяч жителей) город Вилейка, названный так по реке Вилии, которая через него протекает. Стоит этот город среди сосновых белорусских лесов уже больше пяти столетий. Я побывал в Вилейке зимой, во время однодневной поездки из Минска на север Минской области.В прошлый раз я рассказывал про город Мядель, что в 45 километрах севернее. Посетив его, я направился в Вилейку на автобусе (по факту микроавтобусе) Поставы - Минск, который почему-то опоздал на 20 минут (в момент, когда он по расписанию должен был приехать в Вилейку, он, видимо, только отправлялся из Постав). Но домчали до Вилейки довольно быстро, всего за полчаса. К тому же, он проезжал город через самый центр (без захода на автовокзал), поэтому я смог начать осмотр города прямо с Центральной площади.
2. Вот как она выглядит. Во второй половине дня от греющего солнца мороз отступил. Было уже около -10 градусов.
Вилейка — город старинный. Впервые упоминается в 1460 году как местечко Старый Куренец (Новый, а ныне просто Куренец находится в 8 километрах севернее) — это название Вилейка носила до XVII века. В составе Российской империи Вилейка оказалась в 1793 году, при втором разделе Речи Посполитой, и была она довольно обычным уездным городом — сначала в Минской, а позднее в Виленской губернии.
3. На Центральной площади — главная достопримечательность города. Это неоготический костёл Воздвижения Святого Креста, построенный в 1906-13 годах. Шпиль его виден издалека, и я его заметил вдали сразу же при въезде в город.
4. Очень изящный такой костёл. Веет от него
5. Напротив костёла, через улицу, стоит православная церковь святой Марии Египетской (1865 год). По архитектуре куда скромнее, зато с часами на колокольне.
6. В центре площади виден белоснежный памятник Ильичу, а перед ним — дворники, методично стучащие железными ломами, разбивая наледь на пешеходных дорожках. Звонкий стук был в те минуты звуковым фоном площади.
7. В Вилейке на городских маршрутах ходят автобусы Нёман-5201 — аналог ЛиАЗ-5256 производства автозавода "Нёман" в городе Лида. Именно в качестве городских "Нёманы" встречаются редко.
8. К Центральной площади прилегает городской парк с воинским мемориалом. Камень на переднем плане посвящён, как видим, Великой Отечественной войне (освободителям города от оккупации), а традиционный для белорусских райцентров БМД-1 на заднем плане — памятник Воинам-интернационалистам.
9. Костёл и Ленин со спины:
9а. Что интересно, раньше Ленин был повёрнут в противоположную сторону (фото 1961 года).
10. А теперь за его спиной — райисполком (сталинка на заднем плане). Трёхэтажный дом слева — возможно, польской межвоенной постройки.
11. А это — позднесоветский ДК с налётом евроремонта:
12. "Освобождение Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков" — довольно странно звучит.
13. В основном, центр Вилейки примерно такой. Поблизости отсюда я зашёл в кулинарию выпить чаю.
14. Много частного сектора. Домики с белыми зимними крышами.
15.
16. С иных улиц виден лес вдалеке:
В этой части города многоквартирных домов мало. Но на юго-западе Вилейки находится микрорайон Зенит, состощий из пяти- и девятиэтажных домов, но видел я его только издалека. Это жилой район завода Зенит-БелОМО (Белорусское оптико-механическое объединение, главный завод которого находится в Минске), где в советское время производились некоторые модели фотоаппаратов "Зенит". Сейчас вилейский завод производит оптические прицелы для оружия.
17. Дом, построенный "за польским часом". Причём, судя по характерному облику, это часть "правительственной колонии" — квартала домов для чиновников, какие строились в Польше 1920-30-х годов, и сохранились в некоторых западно-белорусских городах. В Бресте "колония" сохранилась в довольно цельном виде, в Столбцах, Браславе и здесь — только отдельные дома.
18. Занятное топонимическое соседство. 17 сентября, если кто не помнит, — дата входа Красной армии в Польшу в 1939 году, с последующим присоединением западных Белоруссии и Украины к СССР (а также передачей половины Виленского края Литве). Улицы с таким названием есть во многих западно-белорусских городах и весях.
19. Собственно, улица 17 сентября. Дом справа — возможно, тоже польский.
Что интересно, после присоединения к СССР Вилейка успела побыть областным центром, имея численность населения всего 7 с половиной тысяч человек (на 1939 год). В состав Вилейской области входила и часть нынешней Витебской с городами Поставы, Дисна и Глубокое. В 1944 году центр области перенесли в соседний город Молодечно, а уже в 1960 году её упразднили, разделив между Минской, Витебской и Гродненской.
20. По восточному краю Вилейки течёт давшая ей название река Вилия (фото с моста на выезде из города). Льда на реке нет, только забереги — в шести километрах выше по течению стоит плотина, которая и не даёт реке замёрзнуть. Плотину и дамбу на Вилии построили в 1970-е годы с целью создания Вилейского водохранилища и строительства канала для водоснабжения Минска, которому (как и Москве, кстати) с количеством воды, при его размерах, не повезло (нет крупных рек). В 90-е годы на плотине построили Вилейскую ГЭС. Водохранилище я в тот же день видел по дороге из Минска в Мядель.
21. Вид вниз по течению. Вилия течёт в Литву, где на ней стоит Вильнюс (но сама она там носит название Нярис), и там же впадает в Нёман.
22. Вид с моста с зумом. Вдалеке, на холме, виден новый микрорайон на севере города, застроенный в недавние годы. А чуть ближе слева можно разглядеть железнодорожный вокзал (сам я его тогда не заметил — только когда фотографии потом просматривал).
23. Въездная стела с белорусским атрибутом — гнездом аистов:
24. Дорога на юг — в Молодечно и Минск:
25. За рекой — деревня Ставки. Официально включена в черту города, но фактически остаётся деревней.
26. Хорошая такая белорусская деревенька.
27. Которой зима очень даже к лицу:
28. Через деревню протекает речушка Беловоротица (по ней так же называется соседняя деревня). Льда снова нет — бурное течение, так как выше тоже стоит маленькая плотина. Видимо, за ней раньше и был "ставок" (то есть пруд), от которого пошло название деревни, но со временем он заболотился.
29. Поклонный крест с повязанной лентой. Насколько я знаю, такое часто встречается в Полесье, а я видел на крестах на сельском кладбище в Могилёвской области.
30. Заснеженную деревню освещают последние лучи солнца, которое скрывается за лесом и опускается с горизонту.
31. Чуть-чуть я погулял в зимнем сосновом лесу:
32.
33. Перелесок у берега реки:
34. На закате возвращаюсь в город. Вдалеке видны многоэтажки упомянутого микрорайона Зенит.
35. Вечером народу на улицах города как-то прибавилось. Видимо, многие идут с работы домой. А работают здесь люди на разных небольших предприятиях: из промышленности в Вилейке, помимо "Зенита", есть завод "Стройдетали", мебельная фабрика, несколько маленьких предприятий пищепрома.
А ещё, хоть и Беларусь не имеет выхода к морю (шутку про Минское можете не повторять, тем более, что Вилейское водохранилище больше его), но здесь, в Вилейском районе, находится... узел связи военно-морского флота России! Он поддерживает радиосвязь на сверхдлинных волнах с подводными лодками, находящимися в Атлантическом, Индийском и частично Тихом океанах. Было бы особенно забавно, если бы я в белорусском городе встретил на улицах российских военных моряков.
36. Площадь Свободы:
37. Мемориал Великой Отечественной войне:
38. Краеведческий музей в здании бывшей пожарной части начала XX века. Якоря у входа навевают ассоциации с объектом, о котором я рассказал выше, но, скорее всего, никак с ним не связаны.
39. Вилейский зимний вечер:
40. За площадью — микрорайон Независимости (и рядом одноимённая улица). Судя по названию и внешнему виду домов, застроен в 90-е годы. Точно не знаю, но предположу, что строили эти дома для работников построенной тогда же Вилейской ГЭС (тем более, что и расположен микрорайон как раз ближе к ней).
41.
42. Через север города проходит железная дорога. Это тепловозная линия Полоцк - Молодечно, а исторически — построенная в начале XX века Бологое-Седлецкая железная дорога (частью которой является хорошо знакомая мне Бологое-Полоцкая). Это вид в сторону Молодечно и Минска, куда мне скоро предстоит ехать.
43. В вечерних сумерках морозец снова немного усилился.
44. Вокзал в Вилейке сохранился с 1907 года, когда была открыта железная дорога. Но поляки в 1920-е годы его основательно перестроили в так называемом закопанском стиле. Главное изменение — надстроили второй этаж.
Вокзал пребывал в состоянии вялотекущего ремонта. Открыв дверь, я шагнул в темноту: в центральном зале свет не горел вообще, а слева в кассовом зале горели две тусклые лампы, а на скамейках сидело несколько человек, ждавших тот же поезд на Минск, что и я. До него ещё было минут сорок, но я уже никуда больше не ходил. Покупаю билет до Минска и отдыхаю на скамейке. Отопление на вокзале было нормальное, что хорошо при морозной погоде.
45.
46. В ожидании поезда немного прогулялся по станции. В 2017 году я проезжал здесь по пути из Минска на Западную Витебщину, а потом и обратно, но Вилейка в обе стороны была ночью. А ещё, кстати, через Вилейку проходит поезд Санкт-Петербург - Калининград, но с недавних пор здесь не останавливается.
47. Ну а вот и поезд Полоцк - Минск. Это скоростной дизель (билеты на него как на дальнее следование) ДП3 производства польской компании "Pesa". Ехал я на таком поезде впервые.
По железной дороге от Вилейки до Минска — ровно 100 километров. Поезд проезжает их за полтора часа, делая одну остановку (и смену направления) в Молодечно. Так что вскоре я уже вышел из поезда на минском вокзале, завершив свою однодневную поездку.
Зимняя Беларусь. 2019:
Минск. Часть 1
Минск. Часть 2
Раков
Мядель
Вилейка
|
</> |