Выигрышная облигация

топ 100 блогов valerongrach09.09.2025

Помните, в «Мастере и Маргарите» Мастер рассказывает поэту Бездомному о том, откуда у него взялись деньги на удобную квартиру в Москве и время на написание романа о Понтие Пилате?

«Жил историк одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве. И, представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей.

— Вообразите мое изумление, — шептал гость в черной шапочке, — когда я сунул руку в корзину с грязным бельем и смотрю: на ней тот же номер, что и в газете! Облигацию, — пояснил он, — мне в музее дали…»

То есть наш Мастер выиграл по облигации огромные деньги – 100 тысяч рублей.

Александр Костин - Иллюстрации к
Александр Костин - Иллюстрации к "Мастеру и Маргарите"

Немного подробнее о выигрыше рассказывает черновик романа под названием «Великий канцлер». Там история с выигрышем описывается так:

«Историк по образованию, он лет пять тому назад работал в одном из музеев, а кроме того, занимался переводами. Жил одиноко, не имея родных нигде и почти не имея знакомых. И представьте, однажды выиграл сто тысяч рублей.

– Можете вообразить моё изумление! – рассказывал гость, – я эту облигацию, которую мне дали в музее, засунул в корзину с бельём и совершенно про неё забыл. И тут, вообразите, как-то пью чай утром и машинально гляжу в газету. Вижу – колонка каких-то цифр. Думаю о своём, но один номер меня беспокоит. А у меня, надо вам сказать, была зрительная память. Начинаю думать: а ведь я где-то видел цифру «13», жирную и чёрную, слева видел, а справа цифры цветные и на розоватом фоне. Мучился, мучился и вспомнил! В корзину – и, знаете ли, я был совершенно потрясён!..

Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил на пять тысяч книг и из своей комнаты на Мясницкой переехал в переулок близ Пречистенки, в две комнаты в подвале маленького домика в садике. Музей бросил и начал писать роман о Понтии Пилате…»

Выигрышная облигация

И что по каким-то советским облигациям по 100 тысяч рублей реально выигрывали? Или хотя бы такой выигрыш заявлялся как возможный? Петюня Соловьев из «Места встречи изменить нельзя» (в литературном варианте – «Эра милосердия»), как мы помним, выиграл не 100, а 50 тысяч рублей, после чего товарищи по службе в лице Жеглова его затретировали за то, что Родине деньги не вернул на социалистическое строительство.

Да, в довоенных тиражах случалось разное, в том числе и грандиозное, прямо как в стихах Маяковского:, рекламировавшего эти займы в 1924 году:

"Трое крестьян говорили

об одном,

а понятия у них были разные.

Первый сказал: - "Зачем заем?..

Канитель одна, предрассудки

буржуазные;

взаймы не дам ни полушки:

подкоплю деньжат и куплю

телушку!"

Второй сказал: - "Копить

кредитки - быть в убытке!

Они - бумажки - могут упасть

в цене;

я вот свои обменяю на золото.

И мой капитал всегда при мне!"

А третий сказал, мозгами

повертывая:

"Что там золото? - какой

толк в ём?!

Золото - это дело мертвое.

Подпишусь-ка я на заем!

Выгода тут прямая есть:

на рубль дают прибыли копеек

шесть,

а если выпадет случай -

выиграю денег кучу!"

И вот первый накопил денег.

Пошел на рынок. Телки -

загляденье!

Полез в карман - и что же -

денег много, а телка вдвое

дороже.

Второй золото держит в руках.

А толку от золота никакого

нету:

и так и сяк повернет - никак

не выжмет из золота лишней

монеты.

А третий выиграл кучу денег,

рад -

и государству помог, и сам

богат!"

А почему именно в 1924 году?

Да потому что облигация, по которой Мастер выиграл 100 тысяч рублей, судя по его описанию «цветные цифры на розоватом фоне, а слева – «цифра 13»» - это, по мнению сотрудников Музея Госбанка России – сторублевая облигация 8% золотого займа 1924 года.

Выигрышная облигация

Именно она подходит под описание, сделанное Мастером в черновике романа.

Само собой, выиграл он не в 1924 году, а через несколько лет после того, как получил эту облигацию, когда стали проводить выигрышные тиражи.

Правда, с этой облигацией из "Великого канцлера"/ "Мастера и Маргариты" есть один момент: серийного номера 13 в реальности на 100-рублевой облигации не могло быть никак, так как всего было напечатано 10 серий таких облигаций.

Но с другой стороны – мы же можем предположить, что это Воланд таким образом выдал Мастеру аванс на написание романа. Подсунул облигацию, потом подстроил тираж…

А потом пришло время и для событий булгаковского романа.

Ведь чего только в Москве конца 20-х – начала 30-х годов не случалось.

Особенно на Патриарших, там, где «в час жаркого весеннего заката», прямо как в наши дни, появились «двое граждан», после того, как Аннушка так некстати пролила масло прямо в самом неподходящем месте.

Кстати, удивительно, как Мастер, уволившись после выигрыша с работы и став жить на выигранные деньги, не попал благодаря бдительным товарищам в категорию лишенцев. А ведь тогда такое было вполне реально.

Но, видимо, Воланд прикрывал его до поры до времени...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Образ полусотворенный, Шопот недоговоренный, Полужизнь, полуусталость – Это все, что мне осталось. Принимаю, как награду, Тень, скользящую по саду, Переход апреля к маю, Как подарок, принимаю. Георгий Иванов, 1934 год ...
Таня i_ta_volk - долго не снимала колпачок "я не умею петь", пока не запела
Жалкая, ничтожная личность. Его накачала харизмой только наша вера - а когда исчезла вера, харизма испарилась. И осталась моль. Одно только непонятно: почему/ за что "Путин" так ненавидит русских ? Кстати, я думаю, что "Путин" - нерусский. У русских, ...
Прошел год с того момента, как в прошлом году мы отправились с мужем в отпуск в Санкт-Петербург. Главной целью был не сам город, а парки Ленинградской области. К сожалению, все посмотреть мы не успели, но не только из-за нехватки времени, коррективы внесла погода (под ливнем гулять ...
Фриками не рождаются, фриками становятся. Каждая история становления фрика особенная по своему, но есть в ней и нечто общее. Жил-был себе человек, похожий на всех остальных, а потом - "БАЦ!" и стал фриком. Распутывая клубок тонких психологических ...