Выход из зоны комфорта?

- А ты что, все четыре дня ни разу их не снимала?
- Нееет.
А в родительском чатике, тем временем, идет обсуждение выхода из зоны комфорта.

Скажу честно, я не стала его читать. Верю, что там все писали верно. Там вообще люди адекватные. Другие добровольно не отправляют десятилетних детей в лес под 80-литровыми рюкзаками с веревками и железом.
Но читать я не стала. Я давно и совершенно сознательно поломала себе представление о зоне комфорта, заставив себя научиться получать удовольствие от происходящего практически в любых условиях. Теперь я немного путаю эти две зоны, потому что они обе - комфорта. Одна - физического, другая - психологического.
У детей, если присмотреться, тоже (пока) грани стерты. Они (массово, если им еще не успели объяснить обратное и убедить в собственной

Самый жесткий дискомфорт, который я вижу у детей, - это дискомфорт от расставания с родителями. Как ни странно, он лучше всего лечится мирной беседой. Не утешением, не игнорированием или предложением не реветь. А спокойной беседой типа "грустно? давай сделаем так? дать тебе вот это или лучше это? помоги мне, пожалуйста, подержи тут".
Бреду от машины к лагерю где-то в воскресенских лесах. Господи, ну как переключить себя с темы авто-туризма? Я опять прусь в обнимку с икеевской сумкой и кучей прочего барахла.
Первенство Москвы по спортивному туризму. Шлагбаум - поляна - солнце...
И как будто включают свет и звук.

Приходи ко мне, Глафира,
Ненароком, невзначай,
Приноси кусочек сыра,
Ведь без сыра что за чай - поют Иваси из репродуктора.
А мимо идут дети. Группами, по одному. Несут котелки с водой, груды грязной посуды на мойку, в одном конце огромной поляны играют в воллейбол, в другом что-то танцуют.
Белой рукой распахнуть окно,
Белого света в нем не видя.
Белое выпить до дна вино,
В красную улицу в белом выйти.
Когда ты вернешься,
Все будет иначе - подхватывает Белая Гвардия.
Я совсем-совсем не сразу вспоминаю, что это за слова. Они как будто из совсем другой, чужой жизни много лет назад. А на информационном щите стартовые протоколы пешеходной дистанции - в соревнованиях участвуют более 900 детей.
Лес полон детей, звуков, палаток, костров. Это выглядит очень странно. После бабушка-автокресло-телефон-без-спроса-не-ходи видеть какое-то детское царство, где десятилетние пацаны и девчонки с совершенно серьезными лицами что-то куда-то тащат, что-то рубят, о чем-то разговаривают, вяжут узлы, бухтуют веревки. Не только с серьезными, конечно ))

Телефоны недоступны, но можно просто встать посреди поляны и подождать, пока покажется хоть один ребенок в голубой форме зеленоградской "Вершины". Лагерь. Алиса хватает за руку и тащит показывать сегодняшнюю дистанцию. Она обижена, что из зачета убрали этап "маятник" (он такой клевый!), а я балдею от солнца, заливающего сосны.

Постепенно включаются комары. Из кустов смотрят зеленые глаза тренерской кошки Мушки.

Понимаю, что забыла КЛМН, а также зубную щетку с пастой, и что-то, в чем можно было бы спать. Что в лагере уже нет места на мою большую палатку. Но это совершенно не важно.
Сколько в лагере детей, без списка никто не помнит. Их никто не считает по головам. Не собирает по лесу. Но они все подходят и подходят на ужин. Гречка с тушёнкой исчезает стремительно. А позавчера, говорят, вообще объедение ужин был, - макароны с тушёнкой!

С поляны доносятся звуки - там до вечера будут чередоваться Иваси с Белой Гвардией и еще кем-то (Мама, там такая музыка классная! Там вчера была песня "Спортивный туризм - это для смелых", найдешь мне ее в интернете?).
Алиса с восхищением показывает пальцем на двух парней и рассказывает, что это гордость секции, и они вообще круче всех-всех, и победили всех в Геленджике, и идеальная связка, и как будто это один и тот же человек, только выглядят по-разному, а так - одинаково сильные и быстрые. Я поплачу позже, рассматривая ее результаты в личке и ориентировании, но хоть восхищается сильными и быстрыми, уже польза с этого туризма. И не потерялась ни разу в лесу.

Завтра утром я побегу с одной и детских групп КТМ (контрольно-туристический маршрут). Сначала буду расстраиваться, что они совершенно не спешат. Потом пытаться воззвать к их ответственности и стыдить неспешностью. Потом понуро брести и думать разное. Потом помогать кипятить чай на этапе "обед". А потом внезапно пойму, зачем все это надо.

Ну, да. Выход из зоны комфорта. Каждый из нас может сделать что-то дома, в привычной ситуации. Но как только действовать нужно на время или в группе или по изменившимся правилам, - наш взгляд стекленеет, а мозги отказываются соображать. Здесь и сейчас они учатся реагировать на изменившиеся условия. Делать вместе, а не обвинять друг друга. Делать четко. Замечать мелочи. Соблюдать правила. Или обходить правила, - это у нас тоже было.
Это все-таки не совсем спорт. Это еще и неможечко жизнь. Вернее - очень даже жизнь. В первую очередь, - именно жизнь.

|
</> |