ВЫХОД ЕСТЬ!
alex_leshy — 28.01.2020Еще с середины 20-го века в фантастических романах описывали скорое светлое-будущее, в котором "вкалывают роботы, но не человек". А людям уготована сытая, беззаботная жизнь и только высококвалифицированный, только творческий труд!
Однако с течением времени стало понятно, что все фантастические романы-утопии описывали коммунистическую автоматизацию, потому что при капитализме беззаботную жизнь и творческий труд при автоматизации получает лишь владелец роботов
Недавно формулу озвученную самим Карлом Марксом "Рост автоматизации -> Рост эксплуатации рабочих" на практике проверили в компании Walmart.
За последние 50 лет Walmart не раз меняла устройство жизни американцев. Десятками тысяч убирая маленькие магазины, перестраивая в угоду себе небольшие города, создавая новые возможности для работы и шоппинга. Теперь компания устраивает самую большую революцию из всех, запуская тысячи роботов – сканеров, уборщиков, конвейеров-отгрузчиков, умных камер и автоматов для выдачи онлайн-покупок из её растущего интернет-бизнеса. Гигантский эксперимент, который покажет, насколько людям – рабочим и покупателям, – удобно общаться с роботами в реальном мире. И повышает ли это реальные продажи.
Чтобы новую технологию приняли побыстрее, компания сначала говорила, что на жизни реальных сотрудников новые роботы никак не повлияют. А если повлияют – то даже улучшат! Теперь им останутся только креативные работы, которые не удается автоматизировать (вроде отбора плохих яблок, охраны, общения с покупателями, помощи им в выборе продуктов, мяса и рыбы). У сотрудников будет больше свободного времени и им будет приятнее выполнять своё дело!
Но мы уже видим, что это не так. Успешный эксперимент Walmart показывает, что одна машина способна заменить минимум трех-четырех человек. В рамках Walmart это около миллиона потерянных работ. «Восстание машин» в Walmart, как говорят рабочие, дало неожиданный побочный эффект. Они чувствуют, что их работа на самом деле стала еще более монотонной. Ориентация на роботов и вся эта новая парадигма заставляет менеджеров думать о «гипер-оптимизации». Каждый шаг, каждый чих, каждое движение должно быть точным и отлаженным. А если нет – камеры всё записывают. Часть работы, которую сотрудники находили расслабляющей (заполнение полок, сканирование продукции, та же чистка полов за рулём крутого агрегата) теперь достается роботам. А людям достается, по мнению рабочих, более «изнуряющий» труд.
Делу также не помогает то, что многие сотрудники чувствуют, что их самая важная задача сейчас – следить за своими коллегами-роботами. Чистить, ремонтировать, нянчить и тренировать тех, кто однажды лишит их работы.
Роботы не жалуются, не требуют повышения, не нуждаются в отпусках и перерывах. На собрании акционеров в августе, президент компании Даг МакМиллон сказал, что эти машины – основная надежда компании, и то, как она видит себя в будущем. Годовой доход Walmart – $514 млрд. А чистая прибыль – всего $6,7 млрд. Внедрение роботов позволит сделать две эти цифры чуть ближе друг к другу.
Масштаб действительно впечатляет. Один Walmart в городе Левиттаун (50 тыс. жителей) для поддержания всех роботов и камер имеет 100 серверов, 10 башен-систем охлаждения, 400 графических карт и 50 000 метров кабелей. Всё это позволяет AI-системам управлять магазином, по сути, вместо менеджеров. Камеры и датчики веса автоматически определяют, если корзин для покупок скоро будет не хватать, какой-то ярлык стоит неправильно, а бананы скоро перезреют.
Дальше, если AI чувствует проблему, он посылает сигнал на, по сути, смартфон, который должен быть в руках у каждого сотрудника. И у того отображается, чем им сейчас нужно заняться. Идти собирать тележки в какой-то части магазина. Пополнять запасы яблок. Идти обновлять этикетки. В супермаркете трудится порядка 100 человек, которые и выполняют всю физическую работу.
Сотрудники этого «продвинутого» магазина жалуются, что они постоянно чувствуют себя униженными. Бездушный робот знает и понимает всё лучше, чем они. Если раньше у каждого супермаркета был менеджер, к которому можно было идти с вопросами, то теперь все основные решения принимает система. Если раньше каждый Walmart по характеру немного отличался от всех остальных, в зависимости от людей, которые им заведовали, то теперь все, у кого стоит такая AI-платформа, работают идентично. «Бездушно». Увольнение или уход, шутят некоторые, это как «повышение до покупателя».
Человек нужен только на самых примитивных стадиях. И все это понимают. Уборщики полов – особенно. Один описывал всю свою горечь, когда в их магазин привезли Auto-C. На первом этапе машина еще не умеет мыть пол. Ей нужно запомнить схему магазина. Поэтому первые несколько дней будущий бывший уборщик водит её вручную. Тренирует, где полки, где прилавки, где кассы, какие места объезжать. А потом его увольняют.
Но многие говорят о скуке, которую приносит автоматизация. Роботы забрали у сотрудников некоторые простые удовольствия, вроде хождения по магазину, и теперь у людей остаются только маленькие, несущественные, отупляющие задачки. То же самое, говорят, раньше произошло при внедрении касс самообслуживания. Многие кассиры остались без работы, но сотрудники всё равно должны присутствовать, чтобы помогать запутавшимся покупателям, устранять глюки и успокаивать машину, если она выдает сигнал о какой-то проблеме.
Для Таннера, сотрудника «Уолмарта» в Мариетте, где работает новый механический Фредди (Имя роботу давно в честь уволенного сотрудника), автоматизация изменила практически всё. Раньше он был менеджером отдела в секции игрушек. Теперь он в основном ухаживает за роботами. После их появления, магазин в несколько раз снизил число сотрудников, особенно среди тех, кто раньше разгружал грузовики и проверял прилавки. В основном Таннер выполняет рутинные задания, до которых руки у машин пока еще не дошли.
«В магазине всё однообразно с тех пор, как они сюда пришли. Сплошная монотонная работа. Мне кажется, я медленно схожу с ума», – рассказывает он.
Сторонники рынка и частной собственности конечно могут сказать, что миллион рабочих, уволенных после тотальной автоматизации в WallMart станут татуировщиками, парикмахерами, stend-upерами. В общем и при капитализме займутся творческим трудом.
Однако, учитывая ограниченную ёмкость рынка для данных услуг и то, что уже и в офисах программы успешно заменяют "эффективных менеджеров", у меня большие сомнения на этот счет...
Взято тут