Вид на Юпитер с балкона в Москве
lj_editors — 07.03.2014Фотограф Иван Лифинцов увлекается астросъёмкой и другими необычными видами фотографии. В своём блоге он поделился кадрами Юпитера, которые сделал ясной февральской ночью, не выезжая из города. На снимках виден не только сам газовый гигант, но и четыре его крупнейших спутника. Автор также, в присущей ему манере, подробно рассказал о процессе съёмки, использованном оборудовании и программном обеспечении.
photophren:
Представляю итоги фотографирования от 25 февраля 2014 года:
На снимке выше приведено общее положение планеты на момент съёмки и парад из четырёх спутников. Это так называемые галилеевские спутники, которые были открыты Галилео Галилеем. В это время спутники расположились по правую сторону от Юпитера и их орбиты растянулись на многие тысячи километров.
Данный снимок был сделан на зеркально линзовый объектив с фокусным расстоянием 2032 мм с диаметром главного зеркала 203 мм. Сам же объектив весит около 10 кг со светосилой f/10.
Изображение Юпитера оказалось маловато, конечно, расстояние 690 миллионов километров это может оправдать, но не удовлетворить. Поэтому для увеличения масштаба можно использовать увеличительные экстендеры или линзы Барлоу. В моём случае я использую экстендр от Televue Powermate 2.5x. Без преувеличения сказать это один из лучших телеконверторов в мире, у которого полностью исправлены какие-либо оптические дефекты, поэтому вмешиваясь в оптическую систему он никоим образом не испортит изображение, за исключение того, что уменьшит относительное отверстие в 2,5 раза, однако и увеличит масштаб на теже 2,5 раза. При этом фокусное расстояние составит 5000 мм. При таком масштабе кол-во фиксированных деталей увеличивается, без ущерба резкости и контраста:
Благодаря увеличению фокусного расстояния мы можем рассмотреть атмосферу Юпитера не выходя из дома. На снимке выше мы видим следующие основные атмосферные пояса планеты:
1) СПШ - северная полярная шапка
2) СТЗ - северная тропическая зона
3) СЭП - северный экваториальный пояс
4) ЭЗ - экваториальная зона
5) ЮЭП - южный экваториальный пояс
6) ЮТЗ - южная тропическая зона
7) ЮПШ - южная полярная шапка
А так же особенно ярко выделяется БКП - Большое Красное Пятно. Это сверх мощный и сильный ураган. Самый сильный во всей солнечной системе. Его наблюдают уже около 400 лет. при этом он может как расширятся до 40 тысяч километров так и сужаться до 20 тысяч км. Скорость ветра внутри вихря достигает 500 км/ч.
Помимо БКП на планете существуют и другие вихри, они могут быть разных цветов и размеров, белые вихри называют иллюминаторами, которые часто наблюдаются в ЮШП, на снимке их так же видно в виде белых кружочков. Периодически в ЮЭП возникают другие гигантские вихри, которые называют МКП (малое красное пятно), МКП в отличие БКП нестабильно, и часто завершает свою жизнь поглощаясь БКП. В этот раз МКП так же бушует на Юпитере, на снимке оно находится правее в ЮЭП.
Как я писал ранее в своих публикациях 50% качества снимка зависит от атмосферы. На следующем снимке атмосфера улучшилась, и как следствие детали стали более чёткими и одновременно мягкими, так как пришлось меньше бороться с понятием сигнал/шум. Разница минимальна, но при заточенном взгляде заметить можно:
С другой стороны, можно спросить, а почему не разогнать фокусное расстояние ещё больше, чтобы изображение стало ещё более детализированное. Разогнать ФР конечно не проблема, но будет ли толк? Проверим. Вместо экстендера 2,5х я использовал линзу Барлоу 3х, разогнав ФР до 6000 мм. И вот что получилось:
Как видно из снимка, масштаб бесспорно увеличился, но вот детализация ухудшилась заметно. Это связано с тремя причинами:
1) уменьшилось относительное отверстие до 30 и сказывается дифракция
2) нарушилась оптическая схема за счёт провисания камеры при использовании более длинных втулок в 3х Барлоу, в результате чего, световые потоки разъехались, создавая кому
3) и в третьих - это разрешающая способность объектива. Есть некий предел объектива по его разрезающей способности, достигнув этого предела, увеличения деталей невозможно и даже если исключить первый два пункта, то это будет схоже с цифровым увеличением.
Однако разрезающая способность моего объектива всё же позволяет снимать при 3хФР, но для этого нужна более чувствительная камера, и идеальная атмосфера.
В завершении несколько слов о съёмке. Метод получения таких фотография я описывал ранее. А в данном случае я применил некоторую хитрость.
Первым этапом как и всегда, это было записать изображение в несжатом видеопотоке. Экспозиция была 1/30 и усиление светочувствительности 700 Gain (этот параметр должен быть знаком людям, которые занимаются видео наблюдением). После чего захваченный видео ролик скармливаем одной из программ, делающих стеки, например Registax или AviStack и другие. Программа отбирает лучшие кадры по заданным критериям и затем складываем их. Чем больше лучших кадров тем меньше шума и выше детализация на итоговом снимке. В нашем случае я складывал 800 кадров из 3000. В итоге получаем стековый снимок. На фотографии ниже приведёт стек в сравнении с лучшим одиночным кадром из всего видеоролика.
Как же из этой размазни получается вытянуть детали? Дело в том, что каждый отдельный кадр в видеоролике, содержит полезный сигнал, а при влиянии атмосферы на разных участках юпитера фиксируются резче те или иные участки. Это можно сравнить например с прозрачным морем, когда сквозь волны вы видите постоянно меняющееся дно, и если это дно снять с огромной выдержкой, то можно получить усреднённый более менее ровный кадр. И так собирая тысячи таких кадров, программа алгоритмически суммирует все кадры и выдаёт итоговый стек с нужной информацией в виде деталей. Но не в чистом виде, а в усреднённом, поэтому в последствии мы вытягиваем эти детали в специальных программах, например в AstraImage Pro. Вариантов детализации может быть великое множество, всё зависит от ваших целей, качества полученного ролика и опыта. В большинстве случаев хватает одного варианта, но в этот раз я решил сделать множество вариантов детализированности, выделяя различные участки. Где-то больше выделил пояса, где-то мелкие детали, где сделал по ярче, где-то по тусклее и так далее. Ниже представлены эти варианты:
Далее полученные результаты я решил опять сложить. В результате все варианты усреднялись, что позволило повторно избавиться от шума и выделить на одном снимке, то, что выделялась то тут то там, на различных вариантах. Финал которого вы видели на 2 и 3 снимке в данной статье.
Но так же я слукавлю если не упомяну о том, что при получении этих снимков я использовал так же инфракрасный канал, который я получил при помощи чёрно-белой камеры EVS VAC-136 (отечественного производства) и фильтра, пропускающего только инфракрасный диапазон - Astronomik IR-pass 742 nm. Данный канал я сложил с итоговым RGB изображением. Изображение бледное и далеко от идеала, но от него я взял центральную часть диска.
Такой метод называется (IR)RGB и достигается путём сложения 4-х каналов: Red, Green, Blue и IR. В результате чего, детализация снимка увеличивается, так как в инфракрасном канале можно запечатлеть детали не видимые для других диапазонов. К слову сказать в профессиональных обсерваториях используют точно такие же методики, есть конечно и другие. При этом детали которые прорисовываются на итоговым снимке имеют действительно реальное изображение.
На этом сезон фотографирования Юпитера я закрываю, но скоро открывается сезон Марса, а затем Сатурна.
При фотографировании использовалось следующее оборудование:
1) зеркально линзовый объектив Celestron с ФР 2032 мм f/10
2) монтировка (компьютеризированный штатив) CG5-GS
3) камеры DBK-31 и EVS VAC-136
4) телеконверторы Televue Powermate 2.5x и Televue Barlow 3x
5) фильтры Baader UV-IR cut и Astronomik IR-pass 742nm
И следующие программы:
1) видеозахват - IuVCR и IC Capture
2) сложение стека - Registax 6 и AutoStakkert2
3) обработка стека - AstraImage Pro 3 и ImageAnalyzer
4) финализация - Adobe PhotoShop CS 5
О том как готовиться к съёмке можно почитать здесь
О том, что ещё можно заснять с балкона можно почитать здесь
Желаю всем удачи при съёмке наших соседей по солнечной системе
Смотреть в блоге автора
|
</> |