
Вы всё на свете найдёте в коробке с карандашами. Когда рисовать начнёте, вы это поймёте сами

«…он нарисовал его портрет в своём альбоме, а под рисунком написал: “Болван”. Дядя Юлиус случайно увидел этот рисунок и сказал: “Плохо ты нарисовал лошадь”. »
А. Линдгрен
В моём детстве было много проблем. Одна из них – неумение рисовать. Руки были – живущие своей жизнью крюки. Как у клинического идиота.
Учительница Нина Алексеевна каждую четверть упорно тесала в табель натянутую «четвёрку» по рисованию среди прочих сплошных «пятёрок». Разочарованию мамы и раздражению папы, казалось, не было предела.
«Вот не дала природа способностей… дааа, что поделаешь… куда уж теперь денешься…» - синхронно кивали друг другу Нина Алексеевна и мама.
А мне хотелось уметь рисовать так же красиво, как Наташа Долгих, сидевшая рядом со мной за партой. И так сильно этого хотелось, что каждый вечер я усаживалась за стол с цветными карандашами и пыталась изобразить на белом листе что-нибудь красивое… или хотя бы – узнаваемое.
Знаете, если долго-долго долбать в одно и то же место – что-нибудь обязательно получится.
Либо нервный срыв, либо нужный результат.
И у меня получилось. То-есть, получился – он, результат. Как-то сам собой в измученной упрёками детской голове родился метод рисования «вприглядку», метод срисовывания. Это было независимое личное изобретение давным-давно изобретённого. Немного тренировки, и процесс пошёл!

Чучело сороки. Урок рисования в 6-м классе

Рисунок на тему «Зима». 6-й кл.
Я уже не смотрела на Наташу Долгих снизу вверх. Первые рисунки из журналов «Мурзилка» и «Костёр», воспроизведённые самостоятельно, давали мне на это право. Новая учительница по рисованию благосклонно называла меня по имени и ставила сплошные пятёрки.
Гордиться внезапно проявившимися способностями в одиночку было скучновато, и я научила свою подругу Машу Базарову рисовать «вприглядку». Через некоторое время у неё стало замечательно получаться.
Теперь можно было время от времени друг друга небрежно спрашивать:
- Ты чем сейчас увлекаешься?
- Я портреты пытаюсь рисовать. А ты?
- А я – пейзажи. А кстати, знаешь, фломастеры очень подходят для рисования научной фантастики. Мне недавно папа привёз новый набор, там тааакие цветааа!!!
(папа привозил фломастеры из-за рубежа – в начале 70-х подобные рисовательные средства многие дети и в глаза не видали)
- Дааа??? А мне мама купила гуашь. 24 цвета, между прочим.
- А там краплак есть?
- Что-что? Аааа, краплак! А как же!
Особенно мы старались преуспеть в употреблении непонятных слов типа «ультрамарин» и «сепия», когда рядом оказывались мальчики старших классов (т.е. 7го или 8-го класса), которые, впрочем, не обращали на нас совершенно никакого внимания.
Рисунки были смешные, девочковые.

Со временем изображение принцесс и котиков-мишек-зайчиков стало неинтересным.
- Пфф! Цветооочки… Ты что, маленькая – всё розочки рисуешь? Я вот портреты учусь рисовать! – важно сказала Машка на перемене.
-Ой-ёй-ёй, скажите, пожалуйста! Портреты! Да я знаешь, какие портреты! Вот у меня такие портреты!
«- А у тебя там на крыше много картин? – спросил он.
- Несколько тысяч. Ведь я сам рисую в свободное время. Я
рисую маленьких петухов и птиц и другие красивые вещи. Я лучший
в мире рисовальщик петухов, – сказал Карлсон»
- Ну, покажи, покажи!
- И покажу!
- Завтра принесёшь?
- Конечно, принесу!
Рисовали мы на формате А3, никак не меньше, и свои похвальбы друг другу приносили в школу в нотных папках со шнурочными ручками. Богему из себя строили, чо уж там…
Я понеслась домой и начала активно перетряхивать бабушкины альбомы и мамину библиотеку. Надо было найти подходящие иллюстрации, слямзить идею и что-нибудь нарисовать.
Из нескольких журнальных рисунков составился «сюжет», в середине «портретов» разместилось подобие замка. Должна же я была показать Машке, что вся такая загадочно-непростая, витаю… мечтаю… и вообще…

Но подруга похвалилась двумя портретами. А у меня пока один, хоть и групповой. И я ринулась искать мысль для второго произведения. Идея была найдена в книге сказок Т.А. Гофмана. Портрет автора заворожил.
То, что получилось у меня, скорее напоминало изображение сумасшедшего, но подруга раскрыла рот.

- Это что за дядька такой, Лен? Ни-че-го себе! Откуда срисовала? – спросила она, переварив впечатления.
- Да я с натуры рисовала! С на-ту-ры!!!
- Не ври. Откуда у тебя такая натура. Он сам, чтоль тебе позировал?
- Ну да, сам. Это дядя мой. Эээ-э-э… двоюродный. Из-за границы недавно приехал.
Машка умолкла, сраженная моим талантом «писать с натуры».
Дальше у нас был чёрно-белый период. У Пикассо же был голубой период? Ну вот. А у нас был чёрно-белый.


Потом мы полюбили Японию. Или Китай. Неважно – мы всё равно плохо разбирались. Вернее, разбирались очень просто. Раз на рисунке есть Фудзияма – значит, это Япония. Если нет Фудзиямы – то, понятное дело, Китай.

Затем я прочитала «Тиль Уленшпигель» и тут же поняла, что держать в себе впечатления совершенно не под силу. Я исписала гуашью целую папку бумаги для черчения формата А3. Эти наброски – немногие из рисунков порыва, впечатления, сделанные без срисовки, без копирования сюжетов и рисования «вприглядку».


После «периода Тиля» Машка на меня обиделась.
- Вот ты какая! Предательница! Договаривались ведь на одну тему вместе рисовать!
- Маш! Ну, не обижайся. На тебе книгу, прочитай – тоже что-нибудь нарисуешь.
- Нуууу, такая толстая. Я её сто лет буду читать. Нет уж! Всё! Я с предателями не разговариваю!
И мы поссорились. Маленькие были, лет по 13.
Интересно, сейчас девочки 12-13 лет такие же наивные дурашки?
В конце девятого класса я изобразила какой-то сюр и забросила краски очень надолго.

Впоследствии кисточку взяла, когда мои дети стали учиться в школе. Просто так – вспомнить, побаловаться.


А кто узнает картонку, на которой нарисована «южная ночь», тот получит виртуальный пирожок!
