Вы любите ли сыр? (1)
krylov — 18.12.2016Я тут давеча написал о том, что сейчас никто – ну вот буквально – не понимает смысл прутковской «Эпиграммы номер 1».
Комментарии подтвердили это. Некоторые, правда, заподозрили «какую-то пошлость» и стали ссылаться на советский анекдот про Гоги и помидоры. Дальше – стоп.
Ну хорошо, внесём ясность. Раз уж никто из знающих тему этого делать не хочет.
Сначала факты. Стишок был опубликован в 1854 году в некрасовском «Современнике» под псевдонимом «Козьма Прутков».
Вымышленный портрет Пруткова, созданный одним из авторов
Как вы все прекрасно знаете, под псевдонимом скрывался авторский
коллектив. Автор этого конкретного стишка, впрочем, известен – это
Алексей Константинович Толстой. Собственно, в этом году он и начал
в «Современнике» печататься.
Что известно об этом авторе?
Алексей Константинович Толстой, прижизненный портрет
Не будем воспроизводить биографию А.К. Достаточно сказать, что он родился в 1817 году, был другом Александра II, не нуждался в литературных гонорарах, написал «Князя Серебряного» и убил около сотни медведей. Остальное можно прочесть в Интернете.
Так вот. Алексей Константинович отличался, во-первых, злоязычием, причём весьма персонального свойства. «Ничего личного» - это не про него. Римское правило nomina sunt odiosa [1] он соблюдал далеко не во всех случаях, но и когда соблюдал – всегда имел в виду кого-то конкретного. И ещё – он был изрядный похабник. Не Барков, конечно - но писал, что называется, живенько.
Правда, и здесь у него были принципы. Он стремился к тому, чтобы любой его стишок был «в принципе публикабельным». А именно – он не использовал матерные слова первого эшелона в явном виде. Ну то есть всякие словечки типа «жопа», «муде» или там «блядь» он себе позволял. Но вот чтобы написать русскими буквами «х-й», «п-а» или «е-я» - это нет.
Это не значит, что он ими пренебрегал. Он их только не писал – но это не мешало ему их использовать. Как правило, он прикрывал эти слова некоей прозрачной вуалью: чтобы было абсолютно ясно, что там за слово такое, но формально оно всё-таки отсутствовало.
Вот, например, начало весьма неприличного стишка «Ода на поимку Таирова»:
Таирова поймали!
Отечество, ликуй!
Конец твоей печали —
Ему отрежут нос!
Думается, даже самый высокодуховный архивный юноша догадается, что
за предмет имел в виду поэт [2].
Наконец, последнее – но не по важности. Толстой иронически относился к мужеложеству и довольно часто проезжался по этой теме. «Кто не брезгает солдатской задницей, Тому и фланговый служит племянницей» - это тоже Прутков (то есть Толстой).
И какой же из всего этого следует вывод?
Довольно простой. «Эпиграмма номер 1» - это именно эпиграмма. На какого-то высокопоставленного мужеложца, ханжу и при том любителя «сыра» в кавычках.
И настоящий её текст – вполне осмысленный и весьма меткий:
Вы любите ли хуй? – спросили раз ханжу.
Люблю, - он отвечал, - я вкус в нём нахожу.
Что за вкус находил в этом предмете мужеложец, понятно. Вопрос –
кто же он?
(окончание следует; впрочем, сперва подожду, может, кто догадается)
[1] Букв. «имена ненавистны», по сути – «не будем называть имён». Имеется в виду: при обнародовании текста, содержащего упрёк, порицание или глумление, не следует называть в самом тексте подлинного адресата инвективы; это можно делать только устно. (Из-за чего мы, например, не знаем адресата овидиевой поэмы "Ибис", а также многих других нехороших людей, обижавших римских поэтов; и поделом им - чтобы не лезли в вечность.)
Этот обычай соблюдался – до известной степени – и в новое время:
едва ли не бОльшая часть корпуса европейских эпиграмм не имеют
адресата или таковой прикрыт условным именем «Тития», «Учёного
Клита», «некоего скупца» и т.п. Конечно, много и таких, в
которых адресат обозначен в лоб (как в лермонтовской эпиграмме на
Булгарина, где имя «Фаддей» указано в первой же строке), или же имя
заменено абсолютно однозначным намёком (например, в многочисленных
эпиграммах на Аракчеева, в которых обыгрывался его фамильный девиз
«Без лести предан» - в т.ч. в знаменитой пушкинской эпиграмме).
[2] Современные публикаторы стишка часто зарываются и в одной из
строчек данного стихотворения пишут "х-й". Это категорически
неправильно - потому что в том же стишке используется слово
"уд".
)(
|
</> |