
вы, конечно, шутите


Ничто так не объединяет и не разъединяет людей, как чувство юмора. Вы понимаете, что у вас нет ничего общего с собеседником, который отпускает плохие (как вам кажется) шутки. И выдаете огромный кредиты доверия собеседнику, что чувство юмора совпадает с вашим. Интересно было бы составить пирамиду Маслоу для разновидностей смешного. Конечно, она может быть только индивидуальной

1. На самом нижнем уровне для меня лежат шутки типа «посмотрите, какой я смешной».
Они берут свои корни в цирке. Это клоун, над которым все издеваются. Здесь атрибуты смешного – переодевания мужчин в женскую одежду, гротеск и гиперболизация, накладные нос, животы, груди, коверкание слов и разнообразные «смешные» говоры и акценты – грузинский, эстонский, еврейский, американский, московский, провинциальный и пр. И непременное условие – хлопотание лицом: выпученные глаза, тупая ухмылка, надувание щек. Диапазон артистов в этом жанре огромен: от Евгения Петросяна и «Аншлага» до Чарли Чаплина

2. Чуть выше идут шутки «посмотрите, какие они смешные»
Они тоже идут из цирка. Их прародитель – клоун, который издевается. Он тоже постоянно хлопочет лицом – ну разве можно быть такими идиотами? Это хлеб фельетонистов. Такой юмор комплиментарен для слушателя – подразумевается, что уж он-то точно находится на другой стороне. Ну, мы же с вами понимаем. Диапазон здесь от Михаила Задорнова до Джорджа Карлина

3. Еще выше находятся шутки «посмотрите, какая смешная история»
Они идут из анекдота. Очень часто рассказчик опускает введение (мне рассказал приятель, с братом которого произошла однажды нелепая история) и начинает так: а вот у меня однажды… Юмор истории может в конечном счете сводиться к предыдущим типам – тупые немцы никак не могут поймать бесстрашного советского разведчика. Очень часто вся соль истории содержится в последней фразе – она и интонируется. Диапазон: от КВН до кинематографа и театра.

4. Ближе к вершине находится юмор «посмотрите, какая жизнь смешная»
Это незаурядное умение – видеть смешное в обычном. Здесь необходимо редкое сочетание двух качеств «когда человек весел и умен одновременно». И я бы добавил – наблюдателен. Сверхзадача такого юмора – присмотреться к себе самому пристальнее и улыбнуться. Этот юмор уже не нуждается в костылях типа накладного носа и закадрового смеха. Диапазон: от Михаила Жванецкого и Аркадия Аверченко до Тэффи и Антона Павловича Чехова.

5. На самой вершине для меня находится юмор «посмотрите, какая смешная идея»
Смешная здесь – это не насмешка. Это смелость. Это мысль философа, завернутая в смешную обертку, чтобы ее легче было проглотить читателю. Соотношение смешного к умному здесь 1:5. Это когда человек что-то понял. Мысль здесь не нуждается ни в каком украшательстве. Диапазон: От Ежи Леца до Нильса Бора и Ричарда Фейнмана
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
</> |