Вы жизнь не знаете нисколько..



После "Двенадцати" от Блока отвернулись многие бывшие его соратники по литературному цеху.
Зинаида Николаевна Гиппиус написала ему стихотворное послание насчёт невинной души Блока, мол - "не прощу".
Блок ответил.
Стихотворная пикировка между Блоком и Гиппиус продолжилась в 1919 году её стихами -
Впереди 12-ти не шёл Христос ...
С посвящением - "Бывшему рыцарю Прекрасной Дамы".
Об этом было в посте Сказали сами хамы
Это послание Дмитрий Мережковский передал Блоку 7 мая 1919 года.
Блок ответил Гиппиус стихотворением "Вы жизнь по-прежнему нисколько"
"Вы жизнь по-прежнему нисколько
Не знаете. Сменилась полька
У них печальным кикапу...
И что Вам, умной, за охота
Швырять в них солью анекдота,
В них видеть только шантрапу?"
(май 1919)
Лирическое отступление
Похоже, что кикапу Блок выбрал для рифмовки с шантрапу.
Не совсем понятно, почему он окрестил этот довольно разудалый и популярный
в салонах Петербурга танец "кикапу" печальным?
Танец "родился" в 1904 году в салонах белой Америки,
когда завсегдатаи салонов начали копировать некоторые танцевальные па Америки чёрной.
И судя по картинкам, он не был печальным.

Может быть, Блок соединял название танца с печальной судьбой малочисленного народа кикапу...
Но это так, лирическое отступление.
Стихотворение "Вы жизнь не знаете нисколько" было написано на экземпляре блоковской книжки "Катилина".
Книжка предназначалась специально для Гиппиус, но так не была ей отослана. Почему – неизвестно.
Так что реакции на него от Гиппиус не последовало.
Они по-прежнему не общались, Гиппиус сказала - взорваны мосты, значит, взорваны.
К тому же, они с Мережковским и Философовым в 1919 году уже поняли,
что оставаться в этой России не могут и рассматривали разные варианты отъезда...


Но до отъезда они с Блоком встретились, в конце сентября 1919 года, случайно, в трамвае.
По крайней мере, Зинаида Гиппиус пишет об этой встрече в своей книжке "Живые лица".
"- Здравствуйте. Этот голос ни с чьим не смешаешь. Поднимаю глаза. Блок.
- Подадите ли вы мне руку? Я протягиваю ему руку и говорю:
- Лично – да. Только лично. Не общественно.
Он целует руку. И, помолчав: - Благодарю вас... "
Дальше Зинаида Николавна пишет, что они с Блоком обменялись репликами, в том числе -
"Блок: – Я ведь вас очень люблю...
Гиппиус: – Вы знаете, что и я вас люблю".
А на прощание Блок ещё раз поблагодарил Гиппиус, что та подала ему руку.
"Общественно – между нами взорваны мосты. Вы знаете.Никогда...Но лично... как мы были прежде...".
Опять – рука, опять – благодарю вас, целует."
Было так – не было? Кто знает, свидетелей встречи не было.
Может, так всё и было.
А может, Гиппиус, которая сама говорила, что "писала романы, названия которых не запоминала",
сочинила и тут про последнюю романтическую встречу с Блоком.
Который, как почитаешь - при этой встрече всю руку ей обцеловал...


Но то, что именно Гиппиус пустила слух, мол, Блок в конце жизни возненавидел свою поэму "12".
Не выносил даже, чтобы о поэме упоминали при нём – в этом почти можно не сомневаться...
Я даже и без "почти" не сомневаюсь.
Когда умер Блок, Гиппиус уже два года была в эмиграции.
И сразу, как только дошёл слух о смерти Блока, написала многостраничное эссе
"Мой лунный друг. О Блоке" (отрывок выше про встречу в трамвае – оттуда).
Эссе заканчивается пассажем, что - сама она - ничего не знает о последних годах Блока.
Но "Есть два-три человека, глазам которых я верю, как своим собственным..."
И вот они-то, эти неведомых 2-3 человека, имена которых так никогда и не прозвучали
якобы и сообщили ей о духовном воскресении Блока - его отречении от "12-ти"...
(Ну, ей и "сами хамы сказали - впереди 12-ти не шёл Христос",
так мол и так, любезнейшая барыня Зинаида Николаевна, не шёл...)
При этом следует учесть, что во время болезни Блока его жена Любовь Дмитриевна
резко сократила число посетителей до самых близких и преданных друзей (и это отнюдь не друзья Гиппиус)
Но, тем не менее, Зинаида Николаевна незамедлительно, как только Блок закрыл глаза –
радостно возвестила эмигрантской тусовке – Блок-де наш, "можем неомрачённо любить его"...
И все последовавшие эмигрантские воспоминания на тему "Блок отрёкся!" были написаны позже её эссе.
И, стало быть, основывались на этом её "убеждении" или желании...
Словом, Гиппиус создала исторический фейк.
У нас её воспоминания начали печатать в перестройку, когда начался "сеанс разоблачений"...


Фото - из своб. источников яндекс-картинки, коллажи мои
|
</> |