Вы и кота могли бы сделать? — Кота — его невозможно сделать(С).
ida_mikhaylova — 07.12.2023Речь пойдёт о Дымковском промысле и его обитателях, ведь какое дело не возьми — везде люди. Без людей никак. Начну-ка с конца, хотя в моём случае познание и знакомство с человеком произошло с сайта и этого комментария всё началось модератора Вятки:
Ее игрушки экспонировались на всероссийских выставках в Н.Новгороде (1896), Москве (1923), на выставках в Париже (1900, 1937) и Нью-Йорке (1936). Персональная выставка в городе Горьком (1933).
Анна Афанасьевна Мезрина — Герой Труда 1934 года.
Заглянула в Википедию:
Герой Труда — почётное звание, установленное Постановлением ЦИК СССР от 27 июля 1927 года, присваивавшееся в СССР в 1928—1938 годах лицам, имевшим особые заслуги в области производства, научной деятельности, государственной или общественной службы. После учреждения 27 декабря 1938 года звания Героя Социалистического Труда звание «Герой Труда» больше не присваивалось.
Наша Умелица и Мастерица Дымковской Игрушки родилась под Вяткой( ныне город Киров) до отмены крепостного права(! на минуточку), а именно, в 1853 году в слободе Дымково, в семье кузнеца Никулина Афанасия Л( отчество полного не нашла). Википедия говорит о том, что девочка помогала матери. Но это не совсем так, сохранилось много личных воспоминаний современников героини.
И, в нашем уютном ЖЖ обнаружила рассказ, который публикую без сокращения(слишком много в описании характерных деталей «Уходящей натуры»):
Рассказ Всеволода Лебедева (1901-1938) "Старушка, делающая
куклы" Напечатан в книге "Вятские записки" Лебедева,
первое издание: 1933 год.
"О старушке, делающей глиняные куклы, записываю со слов моей
сестры М.В. Лебедевой, посетившей старуху в 1927 году.
Сестра приехала в Вятку зимой, прошла на лыжах от города к селу
Дымкову. Село это расположено очень низко на берегу реки и с
высокого противоположного берега кажется будто вдавленным в землю.
В разливы река его затопляет. Село с его переулками, лодками, везде
лежащими на улицах, напоминает больше рыбачий поселок. В этом
Дымкове и живет старуха, отец которой был в свое время самым
знаменитым мастером глиняных игрушек.
"Игрушки делать — дело трудное, — объясняла
старуха. — Я у отца всё помогала делать. Уже замужем была и
дети были, а всё сама не могла. А потом сразу начала и начала".
Другие дети игрушек не выучились делать, а дети самой мастерицы -
уже взрослые женщины, хоть и уважают эту работу, но считают, что
они её выполнять не могут.
Хозяин квартиры сам занимается отливкой гипсовых кукол по готовым
формам (этим ремеслом занимаются теперь в Вятке очень многие), и
хозяина этого по его работам все в Дымкове знают — сени у
него уставлены гипсами. Старуху в Дымкове почти никто не знает, и
попадать к ней трудно - через какие-нибудь заборы. Когда перелезешь
через плетень, выскакивают три собачки и начинают ужасно лаять.
Потом выбегает их хозяйка с ухватами и бранит собак, долго не
обращая внимания на гостя.
Кухня у ней маленькая. Игрушки она сушит в печке на больших
противнях. Тут же из этой печки она вынимала при сестре всякое
печенье. "Видно, что постряпать очень любит".
А расписывает игрушки старуха прямо у оконца на лавочке, стола для
этого у ней нет.
Любимая и обычная игрушка старухи - баба с младенцем в
руках. Сестра заказала мастерице партию самых нарядных баб. Бабы
эти сейчас стоят в Москве. Несмотря на то, что он по форме
повторяют друг друга, они, как говорит сестра, "каждая со своим
характером".
— В бабах этих, — сказала она, — много
литературного, но в то же время они как бы существующие.
Это правда. Наша вятская игрушка рождалась со старинных игрушечных
образцов, с журнальной картинки, где изображались щеголи и дамы в
модных платьях, и старушка делая куклы повторяла старую форму
одежды. Но в то же время: "Они вместе хороши. Когда поставишь друг
с другом. Одна другую объясняет своим присутствием". Я сам замечал,
какое разнообразие оттенков женского характера появляется в этих
раскрашенных вятских бабах, когда они стоят друг против друга.
У старухи есть способность превращать старинный "литературный
портрет", давний образец в живую бабу каким-то мелким штрихом,
который старуха сама определить словами не может.
О том, как она работает, старуха говорить вообще не любит.
"Сначала не умела, и замужем была, и дети были, и всё не умела,
только отцу помогала, а потом начала и начала", то есть стала к
выученной форме, к литературному, тысячи раз повторяющемуся
портрету прибавлять от себя что-то.
Или: вдруг, работая для сестры, она в первый раз сделала мальчика
на санках. "Вдруг что-то посмотрела, увидела и сделала", —
говорит она.
— Может, вы и кота могли бы сделать? — спросила её
сестра (старушка кстати окружена постоянно собачками и котами,
казалось бы они — тема ей близкая).
— Кота — как его сделаешь! — ответила старушка. —
Кота — его невозможно сделать.
В вятской игрушке часто изображаются животные. Но эти образы
животных и у старухи, и у прежних вятских мастеров — все эти
коровы, двухголовые звери с позолоченными рогами, медведи с
пуговицами на животе, — всё это скорее сказочные образы.
Только корова, несмотря на её золотые рога и слишком яркие пятна на
боках, это действительно корова добрая и плотная с огромным
выменем, около которого пригрелся маленький телёнок.
Но самое главное для старухи — это бабы.
Поставишь десяток глиняных баб рядом и вырастет перед тобой вся
улица, вятская улица, где к воротам выходят франтоватые няньки с
ребятами на руках. Мимо идет щеголь вот такой, как стоит у меня на
столе, подбоченившись, подняв бровь.
Вот вся эта улица у меня на столе: семь баб пересмехаются.
Улыбка идёт от одной к другой, а щеголь стоит, расставив ноги, руки
в карманах.
Сразу видно, что щёголь — это щёголь, а баба — хоть она
и нянька, хоть руки нагружены младенцем, а то и двумя, —
прежде всего баба: стоит, сплетничает, как бы говорит: "Что
вы со мной ни поделаете, — а я всё-таки баба. Я выйду на
улицу и, оглушу вас яркостью одежды, разговором".
И вот зимой, когда всё занесено в Вятке, идёшь под чёрным простым
навесом базарного ряда, тут тебе молоко в бураках. Вся укутанная в
шаль (мороз!), и руки не вынимает из-под полушубка, баба-продавщица
повернёт к тебе багровое от холода лицо да начнёт тебе
рассказывать, что молоко у ней хорошее, от её-то коровы молоко! —
да отведай, — и другие продавщицы, ежась от
мороза, похлопывают руками в огромных рукавицах, тут и крестьянин
пройдет, одна борода видна — всё спрятано полушубком да ещё
на полушубок сверху надето.
И вот тут заметишь: на самом холоду и ветру рядом с бураками и
молоком расставлено пять вятских кукол, стоят пять баб и
раскрашены: одна с лиловыми полосами юбка, другая золотыми
пятнами.
И человек, пройдя длинный и тёмный вятский базар, остановится и
станет отворачивать полу азяма, да высморкается, да положит кнут и
снимет рукавицу, да полезет подняв полу полушубка в дальний карман,
да вынет из кармана, да будет развёртывать да считать, отбирать
среди пятиалтынных гривенник, да потом таким же манером станет
вновь одеваться и понесёт вятскую куклу, — отнимет от
сплетничающего общества глиняных баб одну.
И пойдёт по своим делам сначала в лавку, потом лошадь кормить и
разве к ночи доберётся до дому, где развернув, сняв всё с себя,
размотав кушаки, сняв валенки, оставшись в одном лёгком, бережно
вынимает глиняную куклу из платка.
Бабы и дети соберутся: точно новую бабу привез в дом —
и смотрят на голубую полоску, на золотой узор, на синее
пятно на её плече.
И начнут говорить, что это щеголиха: значит, большая мастерица
дымковская старуха, что умела сделать.
Старушка не помнит всех типов игрушки, которые ею сделаны.
Когда сестра начала называть ей раньше ею сделанные вещи, старуха
достала из комодика и разложила на коленях рисунки, сделанные с её
кукол вятским художником Алексеем Деньшиным, издавшим интересный
альбом глиняных вятских кукол с ручной своей раскраской.
Сейчас мастерица работает главным образом на экспорт. Сама Вятка
мало интересуется старинными куклами. Жители города делают
тряпичные куклы, которые и сдают в кооперацию. Сестра была на
складе, где приказчик принимал кукол. Сделавшими игрушку были
мещанки в платочках, и кукла от них была тоже серая в платочках.
Появлялись в лавке и бывшие вятские дамы — они
приносили расфранченных кукол.
Что касается глиняной куклы, то хотя она и стоит теперь на
подзеркальниках и на комодах в квартирах вятской интеллигенции, но
в большинстве случаев это не потому, что здесь любят и понимают
глиняную куклу, это просто результат моды, созданной на вятскую
куклу, моды, пришедшей на Вятку уже из столицы.
Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке
делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль —
пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, —
добавлял учёный, — в последнее время, благодаря
стараниям земских работников, вятские кустари начали делать
необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и
Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный
ученый.
В народе об игрушках помнят.
Когда моя сестра принесла глиняных зверей к своей знакомой вятской
художнице, у ней застала она старушку из деревни, которая сразу
стала плясать, увидев игрушки. Схватив игрушки и подбоченившись,
она начала вспоминать, как она еще девочкой в деревне носилась с
игрушками. Игрушки эти — звери — в её молодости стоили
по три копейки. Их покупали в праздник.
— В них больно хорошо играли некоторые, — сказала
старуха, разумея, что свистеть в глиняного зверя было дело
нелегкое. Потом, поиграв, ставили эти игрушки на подоконник, до
следующего года.
Мастерица игрушек читать не умеет. Знает только
несколько печатных букв. Сестра записала ей на бумажку, какие куклы
ей нужны, и старуха точно запомнила, в каком месте бумажки о какой
кукле написано.
— А прочтут, — сказала она, — уж дочери, когда
придут.
Вятская глиняная игрушка имеется в больших
столичных музеях, также в музеях Вятского края и до сих пор
сохраняется в домах в крае. Идёшь по узкому обломанному тротуару
мимо домиков с палисадниками. В окнах горшки с цветами. И тут
глянет на тебя подбоченившаяся глиняная баба с пятнами алого цвета
на щеках. Синие и золотые полосы текут у ней по широкому платью. А
у грудей держит она не то сына, не то хозяйского ребенка. И глядит
на тебя гордо и приветливо. И рядом два золотые рога держит
баран-не баран, конь и не конь. Очевидно, первый сделавший его
мастер верил, что есть такой зверь на свете".
Проект «Дымковская игрушка. Наследие Вятки» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
90 лет жизни, 80 — творческого труда. Ольга Ивановна Коновалова — одна из старейших мастериц дымковской игрушки. Дочь знаменитой Анны Мезриной с детства лепила простые игрушки, помогала «наряжать» барынь. Со временем стало ясно, что даже после смерти сестры и мамы, «созвездие Мезриных» не померкло — Ольга Ивановна становилась интересным и своеобразным мастером.
Вы поняли, что династия продолжилась... и дело не стоит на месте.«Чем дальше в лес, тем толще партизаны» — приговаривал мой дедушка, собирая грибы в лесу. И я погрузилась в тему игрушки с начала марта 2017 года, так как пост об Анне Афанасьевне задумывался к весеннему Женскому празднику 8 Марта - только о ней! А выходит полотно по теме в 2023 году: ко второму заданию творческого адвента #шалостьудалась, — такие вот дела. К одной закладке добавилось много всего важного. И цитата, вынесенная мною в заглавие поста, никак не давала мне покоя, я искала ответ, перелопачивая кипы ссылок, пока не нашла нужное вчера от 8 июня 2018 года, в газете «Кировская правда »:
В главном вятском народном промысле – дымковской игрушке – появился новый персонаж. Это кошка, которую мастерицы раньше практически не лепили. При кажущейся незначительности событие довольно интересное и знаковое, ведь новые герои появляются (так, чтобы всерьёз и надолго) в «дымке» не столь часто. На днях в областном центре даже открылась первая выставка, посвящённая дымковским усатым-полосатым.
Автор статьи и фото( ниже) Михаил Смирнов обратился с вопросами к современной мастерице дымковской игрушки Ирине Григорьевне Скрябиной( по этой активной ссылке можете прочитать статью полностью) :
В дымковской игрушке кошка была и раньше. Но если говорить о самых первых, то они были схематичными и не столь интересными. Кроме того, коты фигурировали как скорее вспомогательные животные – в отличие от того же Оленя – Золотые рога, которого можно было лепить самого по себе.
Знаете, когда мастерицы обратили внимание на котов? Когда началось увлечение гороскопами. Накануне наступления года Козла, года Кота или года Мыши стали активно делать и фигурки этих животных, работать над их образами.
В принципе всё как раньше, в давние времена. Тогда кто-то один пробовал и лепил фигурку с новым героем. Выставлял на продажу. Получилось продать? Тут же и другие мастерицы начинали делать такую же игрушку, но уже по-своему. В итоге в промысле появлялось новое животное,которое лепили все.
Сегодня ту же кошку лепят уже многие. Например, у мастерицы Галины Белик тоже есть кошки. Но они отличаются от моих. Я бы сказала, что сейчас кошка на стадии разработки образа. Она ещё не сложилась. Над образом идёт работа.
За четыре года сюжеты я улучшала, добавляла что-то новое. Сходила вместе с внуком на представление театра Юрия Куклачёва – появилась игрушка «Кот и повар», по мотивам сценки из спектакля.
Ещё одну кошку слепила, когда готовила выставку игрушек по русским народным сказкам. Это был Котик-Воркотик, любимец Бабы Яги.
Слепила и Кота в сапогах, пусть даже он герой не русской, а иностранной сказки. Но чего в этом плохого? Когда лепила эту игрушку и она стояла у меня на столе, в гости ко мне зашла дочь. Мы сидели и разговаривали о чём-то, когда она вдруг остановилась и сказала: «Слушай, это же у тебя Кот в сапогах!..» Дочь вспомнила эту сказку. И это хорошо.
Постепенно кошек набралось на отдельную выставку. Из истории игрушки хорошо известно, что мастерицы начинали работать творчески именно тогда, когда вырастали дети, а домашних обязанностей становилось меньше, да и других обязанностей тоже. Женщина могла начать творить. Есть множество примеров того, как мастерицы раскрывались в зрелом возрасте.Работала в садике двадцать лет, занималась с ребятами разными поделками. А потом – по предложению своей напарницы – решила пойти попробовать свои силы по объявлению о наборе мастериц дымковской игрушки. Конечно, в садике я тоже что-то лепила, украшала, но не верила, что получится. Подруга заставила пойти – попробовать. Экзамен сдала на отлично. У меня было двое детей к тому времени. В итоге осталась в промысле. Считаю, что игрушка держит тех, кто ей нужен. Очень много девочек, которые пришли одновременно со мной, вскоре ушли. А те, кто остался, остались насовсем.
По завершению разговора, предлагаю
А теперь стихотворение и несколько живописных картин с сайта:
Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.
Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,
Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!
Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.
Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.
Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.
Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.
Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Агошкова
Нина